ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 8 класса составлена на основе:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2.
Методических
рекомендаций
по
формированию
учебных
планов
дляорганизации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями
здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки
Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
3.
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с
умеренной степенью умственной отсталости МКОУ Городокской СОШ № 2;
4.
Образовательной программы
М.Н. Перовой, В.В. Эк по предмету
«Математика» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII
вида (Издательство «ВЛАДОС», 2001 год) под редакцией В.В. Воронковой.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи
коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит
использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности
умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными
возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших
классах, но на более сложном математическом материале, особое внимание обращено на
коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён
принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения
школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Цели и задачи обучения
Цель: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта,
наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование
математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических
задач.
Задачи:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные
и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться
в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего
развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и
самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать
работу и доводить начатое дело до завершения; создавать условия для
социальной адаптации обучающихся.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний,
умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать нарушения эмоционально-личностной сферы
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать умение сравнивать и обобщать
Развивать речь, владение техникой речи с опорой на математическую
деятельность
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Формировать навыки самоконтроля
Создавать условия для развития мыслительных операций : анализ, синтез,
классификация, обобщение
Развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение и
другие качества мышления, оптимально формируемых средствами математики.
Место предмета «Математика» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии базисным
учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 20162017 уч. год (34 недели 1 день) на 102 часа, по 3 часа в неделю.
В программе предусмотрено изучение разделов «Нумерация», «Дроби», «Единицы
измерения», «Геометрический материал», «Арифметические действия», «Решение задач».
Упражнения в вычислениях, решении задач, геометрический материал даются в процессе
изучения всего программного материала по математике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Нумерация
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 20 000; 5, 50, 5 000, 50 000; 25, 250, 2
500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с
использованием счетов.
Дроби
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной; двумя
единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел,
полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы,
выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные целые числа.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего
количества за единицу.
Геометрический материал
Градус. Обозначение: Г. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого,
развернутого, полного угла. Транспортир, построение и измерение углов с помощью
транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла,
заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв. мм, (1 мм2), 1 кв. см (1 см2),
1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении
одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
Длина окружности С = 2nR, сектор, сегмент. Площадь круга S = nR2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности
симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
Повторение изученного в 8 классе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
В том числе
№ п/п
Содержание
Количество часов
контроль
ные
работы
геометр
ический
матери
ал
1.
Нумерация
29
2
5
2.
Обыкновенные дроби
14
1
1
3.
Обыкновенные и
десятичные дроби
44
1
4
4.
Повторение
15
1
2
102
5
11
Итого:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема урока
Домашнее
задание
Коррекционная
работа
НУМЕРАЦИЯ (29 ч.)
1.
Целые и дробные числа.
2.
Таблица классов и разрядов
3.
Нумерация чисел в пределах 1 000 000.
4.
Счет способом присчитывания и
отсчитывания
С.5 №14, №17
сравнить
С.7 №20,21
заполнить
таблицу
С.14 №33,
№35
составить
примеры/числа
С.18 №47,
вычислить
Развитие долговременной
памяти устойчивости
внимания
Развитие аналитикосинтетического мышления
на основе упражнений при
записи чисел.
Развитие аналитикосинтетического мышления
на основе упражнений по
округлени чисел.
Формирование приемов
мыслительной
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
5.
Округление чисел до заданного разряда.
С.21 №55,
№56 сравнить
6.
Решение простых задач на сравнение
С.23 №62
решить задачи
7.
Стартовая диагностическая контрольная
работа № 1
по теме «Нумерация»
С.22 №60
Развитие устойчивого
сравнить устно внимания.
8.
Сложение и вычитание целых чисел
Работа над ошибками.
С.26 №68 (2)
вычислить
9.
Сложение и вычитание десятичных дробей
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей
Умножение и деление целых чисел на
однозначное число
Умножение и деление десятичных дробей на
однозначное число
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей на однозначное число
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей на однозначное число
Умножение и деление десятичных дробей на
10, 100.
Умножение и деление десятичных дробей на
1000.
17.
Решение и составление простых задач
18.
Умножение и деление целых чисел и
С .27 №71 (1
ст.) вычислить
С .27 №73
вычислить
С.30 №81 (1,2)
вычислить
С.32 №90 (2)
решить с
проверкой
С.33 №92 (2,3
ст) вычислить
С.33 № 91
решить задачи
С.36 № 100(2)
вычислить
С.40 №114
вычислить
С.38 №108
решить задачи
С.38 №118
Коррекция внимания,
развитие умения
анализировать ошибки.
Активизация
долговременной памяти
при работе с алгоритмом
сложения и вычитания.
Активизация
долговременной памяти
при работе с алгоритмом
умножения и деления.
Формирование приемов
мыслительной
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
десятичных дробей на однозначное число
19.
Умножение десятичных дробей на
двузначное число
20.
Умножение десятичных дробей на
двузначное число
21.
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей
22.
Решение примеров и задач на все действия с
десятичными дробями
23.
Контрольная работа № 2 по теме
«Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей»
24.
Работа над ошибками. Действия с
десятичными дробями
25.
Назначение и устройство транспортира.
Градусное измерение углов
26.
Измерение углов. Сумма углов треугольника
27.
Осевая и центральная симметрия.
28.
Построение фигур, точки и отрезка
симметричных данным.
29.
Построение треугольников по заданным
углам и вычисление их периметров
№121
вычислить
С.43 №135
решить задачи
С.45 №129(1,2
ст.) вычислить
С.45 №130 (1,2
ст.) решить с
проверкой
С.46 №135
решить задачи
С.47 №139
составить и
сравнить
задачи
С.48 №140
(1ст.)
вычислить
С.51 правило
№145
начертить
С.53 правила
№152
начертить
С.58 №159
начертить
С 59 № 162
построить
фигуры
С.60 №
163,164 отв. на
вопросы
Активизация
долговременной памяти
при работе с алгоритмом
умножения и деления.
Формирование приемов
мыслительной
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
Развитие устойчивого
внимания.
Коррекция внимания,
развитие умения
анализировать ошибки.
Активизация
долговременной памяти
при работе с
геометрическим
материалом. Развитие
аналитико-синтетического
мышления, концентрации
внимания. Коррекция
мелкой моторики.
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ (14 ч.)
30.
31.
32.
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей и целых
чисел
33.
Приведение дробей к общему знаменателю.
34.
Сравнение дробей
35.
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными знаменателями
С.64 №173
сократить
дроби
С.67 №184
вычислить
С.68 №185
решить задачи
С.71 №191
(2,3) решить
задачи
С 72 №196
сравнить
дроби
С. 76 №204
вычислить
Формирование приемов
мыслительной
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
Активизация
долговременной памяти
при работе с алгоритмом
вычислений
36.
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными знаменателями
37.
Нахождение числа по одной его доле
38.
Нахождение числа по одной его доле
С.79 №214
вычислить
С.83 № 222
решить задачи
С.87 № 231
найти число и
дробь
39.
Площадь. Единицы площади. Площадь
прямоугольника и квадрата.
С.92 №239
заполнить
таблицу
40.
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении площади. Решение задач
С.95 №247 (2)
41.
Построение прямоугольника и квадрата и
вычисление их площади.
С.110 №279
начертить
42.
Контрольная работа № 3 по теме
«Сложение и вычитание целых и дробных
чисел»
С.100 №280
устно
вычислить
43.
Рбота над ошибками. Повторение по теме
«Обыкновенные дроби»
С.98 №252(1)
вычислить
Развитие устойчивого
внимания, умения
работать по словесной
инструкции
Активизация
долговременной памяти
Развивать аналитикосинтетическое мышление
Активизация
долговременной памяти
при работе с
геометрическим
материалом. Развитие
аналитико-синтетического
мышления, концентрации
внимания. Коррекция
мелкой моторики.
Развитие устойчивого
внимания.
Коррекция внимания,
развитие умения
анализировать ошибки.
ОБЫКНОВЕННЫЕ И ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (44 ч.)
44.
Замена смешанного числа неправильной
дробью.
45.
Преобразования обыкновенных дробей
46.
47.
48.
Умножение и деление обыкновенных дробей
на целое число
Умножение и деление обыкновенных дробей
на целое число
Умножение и деление смешанных чисел на
целое число
Умножение и деление смешанных чисел на
целое число
С.116 №296
заменить
числа
С.118 №300
преобразовать
дроби
С.121 №309
вычислить
С.123 №314
решить задачи
С.124 №318
вычислить
С.127 №330
решить задачи
49.
Все действия со смешанными числами
С.129 №339
вычислить
50.
Запись чисел, полученных при измерении в
виде десятичной дроби
С.136 №360
дополнить и
Развитие аналитикосинтетического мышления
на основе упражнений при
записи чисел.
Развитие понятие прямого
и обратного действия,
устойчивости и
концентрации внимания,
объема оперативной
памяти
Развитие устойчивого
внимания, умения
работать по словесной
инструкции
Формирование приемов
мыслительной
решить задачи
51.
52.
53.
Замена десятичной дроби целыми числами
Решение задач с недостающими числовыми
данными
Сложение и вычитание чисел, полученных
при измерении (в виде десятичной дроби)
54.
Вычисление неизвестного слагаемого
55.
Вычисление неизвестного уменьшаемого,
вычитаемого.
56.
Составление и решение примеров со
скобками
57.
Решение задач на вычисление начала и
окончания событий
58.
Умножение на 10, 100, 1000 чисел,
полученных при измерении мер
59.
Деление на 10, 100, 1000 чисел, полученных
при измерении мер
60.
Решение задач на нахождение части числа
61.
Решение задач, включающих нахождение
десятичной дроби от числа
62.
Решение примеров и задач с числами,
полученными при измерении
63.
Контрольная работа № 4 по теме
«Арифметические действия с числами,
полученными при измерении»
64.
65.
Работа над ошибками. Числа, полученные
при измерении площади, и десятичные
дроби
Линейные и квадратные меры.
Преобразование чисел, полученных при
измерении площади
С.137 №362
заменить
дробями
С.139 №368
решить задачи
С.142 №374
вычислить
С.145 №384(2)
вычислить
С. 144 № 383
дополнить и
решить задачи
С.146 №388 составить примеры,
вычислить
С.150 №395
(3)
вычислить
С.152 №400
сравнить
С.153 №403
(2) заменить,
вычислить
С.156 №416
найти дробь
С.158 №422
(1,2)
вычислить
С.160 №426
решить задачи
С. 161 №428
устно
заполнить
таблицу
С.166 №443
заменить
числа
С. 167 №445
преобразовать
66.
Умножение и деление чисел, полученных
при измерении площади
С. 175 № 477
вычислить
67.
Решение составных задач, включающих
вычисление площади
С.175 №479
решить задачи
68.
Построение треугольников с помощью
транспортира
69.
Построение прямоугольников и вычисление
их периметров и площадей
С.177 №481
начертить
С.177 №482 на
чертить,
вычис-лить P,
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
Развитие устойчивого
внимания, памяти,
навыков сопоставления
правил сложения и
вычитания
Развитие мышления,
временной ориентации на
основе решения задач
Развитие аналитикосинтетического мышления
на основе упражнений при
записи чисел.
Развитие мышления на
основе упражнений по
нахождению части от
целого
Развитие устойчивого
внимания.
Коррекция внимания,
развитие умения
анализировать ошибки.
Формирование приемов
мыслительной
деятельности: анализ,
синтез, обобщение.
Развитие мышления на
основе решения задач.
Активизация
долговременной памяти
при работе с
геометрическим
материалом. Развитие
70.
Построение прямоугольников и вычисление
их периметров и площадей
71.
Симметричное расположение
геометрических фигур относительно оси и
центра симметрии
72.
Меры земельных площадей –1 ар, 1 га
73.
Преобразование мер земельных площадей
74.
Решение задач на вычисление земельных
площадей
75.
76.
Сложение и вычитание чисел, полученных
при вычислении земельных площадей
Замена чисел, полученных при вычислении
земельных площадей, десятичными дробями
S
С. 178 №485
выполнить
построение
аналитико-синтетического
мышления, концентрации
внимания. Коррекция
мелкой моторики.
С.180 №488
начертить
С.183 №492
(1)
преобразовать
С.183 №492
(2)
преобразовать
С.184 №494
заполнить табл Формирование приемов
мыслительной
С.185 №497
деятельности: анализ,
вычислить
синтез, обобщение.
Активизация
С.187 №500
решить задачи долговременной памяти
при работе с алгоритмом
С.190 №511
вычислений
(3,4)
вычислить
77.
Умножении и деление чисел, полученных
при измерении земельных площадей
78.
Умножение и деление чисел, полученных
при измерении земельных площадей
C.190 № 511
(1) вычислить
79.
Действия с числами, полученными при
измерении земельных площадей
С.190 № 511
(4) вычислить
80.
Решение задач на вычисление площади
земельного участка.
81.
Составление и решение задач по чертежам
82.
Длина окружности
83.
Площадь круга
84.
Решение задач на вычисление длины дуги и
площади круга
С.196 №526
решить задачи
85.
Линейные, круговые и столбчатые
диаграммы.
С. 197 № 527
(2) начертить
диаграмму
86.
Составление и решение задач по диаграмме
С.198 №528
решить задачи
87.
Закрепление по теме «Арифметические
действия с числами, полученными при
измерении плошади»
С. 199 №
1,№2, №3
вычислить
С.191 №512
(3,4) решить
задачи
С.192 №515
составить и
решить задачи
С.194 №520
начертить
С.196 №524 ,
№ 525
вычислить
Развитие памяти,
внимания,
пространственных
представлений, мышления
Активизация
долговременной памяти
при работе с
геометрическим
материалом. Развитие
аналитико-синтетического
мышления, концентрации
внимания. Коррекция
мелкой моторики.
Развитие памяти,
внимания,
пространственных
представлений, мышления.
Коррекция мелкой
моторики.
ПОВТОРЕНИЕ (15 ч.)
88.
89.
Сложение и вычитание целых и дробных
чисел
Сложение и вычитание целых и дробных
чисел
90.
Умножение и деление целых и дробных
чисел
91.
Умножение и деление целых и дробных
чисел
92.
93.
Решение примеров и задач на все
арифметические действия с целыми и
дробными числами
Решение примеров и задач на все
арифметические действия с целыми и
дробными числами
94.
Повторение по теме «Арифметические
действия с целыми и дробными числами»
95.
Повторение по теме «Арифметические
действия с целыми и дробными числами»
96.
Итоговая диагностическая контрольная
работа № 5 по теме «Обыкновенные и
десятичные дроби»
97.
Работа над ошибками. Решение задач
экономического содержания
98.
Куб и брус.
С.200 №531
сравнить
С.203 №537 (1
ст) вычислить
С.209 №553
(1,2)
вычислить
С.189 №553
(3,4)
вычислить
С.208 №549
дополнить и
решить задачи
С.212 №562
решить задачи
С.213 №566
(1ст)
вычислить
С. 216 № 573
(1) вычислить
С. 217 №577,
№578
составить
задачи
С.220 №587
решить задачи
С.228 №607
выполнить
чертежи
99.
Конус
С.222 № 594
(2) вычислить
100.
Комплексное повторение изученного
С.222 № 591
составить и
решить задачи
101.
102.
Комплексное повторение изученного
Развитие долговременной
памяти на основе
повторения пройденного
материала, мышления на
основе решения задач.
Развитие устойчивого
внимания.
Коррекция внимания,
развитие умения
анализировать ошибки.
Активизация
долговременной памяти
при работе с
геометрическим
материалом. Развитие
аналитико-синтетического
мышления, концентрации
внимания. Коррекция
мелкой моторики.
Развитие долговременной
памяти на основе
повторения пройденного
материала, мышления на
основе решения задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- величину 1 градус;
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму
углов треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулы длины окружности, площади круга.
Учащиеся должны уметь:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в
пределах 1000000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной
дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра
симметрии.
Примечания.
Обязательно:
- уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в
пределах 10 000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
- знать наиболее употребительные единицы площади;
- знать размеры прямого, острого и тупого угла в градусах;
- находить число по его половине, десятой доле;
- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
- вычислять площадь прямоугольника.