Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ на 2025 – 2026 учебный год для
учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной
программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1.
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2.
Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования
России от 18.10.2013 года № 544;
3.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»
4.
Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г.
N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с
изменениями.
5.
Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных
учреждений».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием»;
Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы с. Кикино на 2025 – 2026 учебный год для
обучающихся с ОВЗ;
Авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6 - 9 классы),
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство
«Владос», 2011г.).
6.
7.
8.
9.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой,
обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения
содержания учебного материала: нет.
Особенности класса: Двое обучающийся занимается по адаптированной
образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе
общеобразовательного класса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Содержание программы курса естествознания для коррекционной школы сформировано
на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества;
учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного
единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса естествознания для коррекционной школы 8 вида являются идеи
преемственности начального и основного общего образования; гуманитария образования;
соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям
развития обучающихся; личностной ориентации содержания образования; деятельного
характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач (ключевых компетенций). Естествознание
как учебный предмет вносит
существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Цель школьного курса биологии – овладение обучающимися элементарными, но
научными и систематическими сведениями об окружающем мире, о неживой природе,
растениях, животных, строении человека.
Основными задачами изучения естествознания в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах
познания
живой
природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими
объектами
и
состоянием
собственного
организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач
и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о
своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному
организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде,
норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,
вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс),
«Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных,
играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот
раздел дополнен темами, близкими обучающимся, живущим в сельской
местности.
(«Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход.
Санитарно-гигиенические требования к их содержанию» и др.).
В результате изучения курса обучающиеся должны получить общие представления о
разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как
биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его
существования, о здоровом образе жизни. Обучающиеся должны понять практическое
значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Типы уроков:
- урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- урок обобщения и систематизации знаний (обобщающий урок)
- комбинированный урок
Применяются ТСО, фрагменты видеофильмов, презентации.
Для проверки знаний, умений, навыков обучающихся применяются: тестовые,
самостоятельные работы, (15 минут на уроке), практические работы, повторительнообобщающие уроки.
Учебные
занятия
проводятся
2
раза
в
неделю
в
кабинете,
большинство практических работ на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся
в ближайшие природные места.
Дети имеют разнообразные интеллектуальные нарушения, поэтому обучающимся на
разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню
сложности, при работе с учебником, выполнении практических и самостоятельных работ
для обучающихся оказывается индивидуальная помощь.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего
образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает
достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения
АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать: 1) осознание себя
как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней
особенностями строения организма, поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских
вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у
детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУСОШ с. Кикино
В соответствии с адаптированной основной образовательной программы МОУСОШ с.
Кикино для детей с ОВЗ предмет «Биология» изучается с 6 по 9 класс. На каждую учебную
неделю с 6 по 9 класс выделяется по 2 урока. Настоящая рабочая программа ориентирована
на 8 класс, рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю, всего 34 учебные недели.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
8 класс. Животные (2 ч в неделю).
Введение. 2 часа
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к
условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. 12 часов
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего
скелета).
Черви.
Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ
жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в
почвообразовании.
Демонстрация живого дождевого червя.
Круглые черви - паразиты (глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Вред
глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в
природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха.
Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение.
Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и переносболезнетворных
бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые.
Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная
семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда
от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация:
живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным
растениям.
фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. 51 час
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. 7 часов
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп).
Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение,
нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное
использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. 4 часа
Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде). Лягушка. Место обитания,
образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение
земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению,
образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. 5 часов
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение,
нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение
пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. 12 часов
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца,
фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. 16 часов
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров,рождение живых
детенышей и вскармливание их молоком, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы. Нервная система млекопитающих. Значение. Внутреннее строение
млекопитающего: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные
особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и
бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни,
питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний
вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия
между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение.
Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и
значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки
ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение.
Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и
дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих
животных и их охрана.
Парнокопытные животные.
Растительноядные животные: лоси, олени,овцы,козы,коровы. Особенности внешнего
вида, передвижения, питания. Дикие всеядные животные - дикие свиньи.
Непарнокопытные животные: лошади, зебры,ослы.Особенности внешнего вида,
передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид и образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие. 7 часов
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение
овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.Содержание овец: зимнее — на
фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и
пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения - приспособленность к засушливым условиям
жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным
условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног,
кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм
свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног,
кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и
рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие. 1 час по результатам изучения животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих.
Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и
уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах. 2 часа
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской
аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа: на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы;
участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы
Количество
Часов
2
1
Введение
2
Беспозвоночные животные
12
3
Рыбы
7
4
Земноводные
4
5
Пресмыкающиеся
5
6
Птицы
12
7
Млекопитающие
16
8
9
Сельскохозяйственные животные
Обобщающее занятие
7
1
10
Резервное время
2
Итого
68
Практических работ
1
1
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Тема урока
Кол-во
часов
Введение. 2 часа
1.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и
приспособленность их к условиям жизни.
2.
Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. 12 часов
3.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие
позвоночника (внутреннего скелета )
1
1
1
4.
Общие признаки червей.
1
5.
Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ
жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого
червя в почвообразовании
1
6.
Круглые черви - паразиты (глисты). Аскариды – возбудители
глистных заболеваний. Вред глистов. Профилактика и борьба с
глистными заболеваниями.
1
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание
насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной
деятельности человека.
1
8.
Внешнее строение насекомых. Бабочка капустница. Образ жизни,
питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Вред и
меры борьбы.
1
9.
Яблонная плодожорка. Внешнее строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения, размножение. Вред и меры
борьбы.
1
10.
Майский жук. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание,
1
7.
способ передвижения, размножение. Вред и меры борьбы.
11.
Комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения, размножение. Вред и меры
борьбы.
1
12.
13.
Пчела. Пчелиная семья и ее жизнь. Получение меда от пчел.
Тутовый шелкопряд. Разведение тутового шелкопряда.
Получение шелковых нитей от шелкопряда.
Обобщающий урок по теме: «Беспозвоночные животные»
1
1
14.
Позвоночные животные. 51 час
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
1
Рыбы. 7 часов
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета). Общие признаки рыб. Среда обитания —
водоемы.
1
Внешнее строение, скелет, органы чувств рыб.
1
Внутреннее строение рыб. Питание, дыхание, кровообращение,
нервная система.
Размножение рыб.
Речные рыбы. Окунь, щука. Морские рыбы. Треска, океаническая
сельдь.
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные. 4 часа
1
Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение
лягушки, способ передвижения.
1
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение лягушки.
1
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и
охрана земноводных.
1
1
1
1
1
1
Пресмыкающиеся. 5 часов
26.
27.
28.
29.
30.
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся. Питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение и развитие пресмыкающихся, их охрана.
Отличие ужа от гадюки. Сравнение пресмыкающихся и
земноводных по строению, образу жизни.
Обобщающий урок «Земноводные. Пресмыкающиеся.
1
1
1
1
1
Птицы. 12 часов
31.
Особенности внешнего строения птиц. Среда обитания.
1
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40 - 41.
42.
Особенности скелета птиц.
Внутреннее строение птиц.
Размножение и развитие птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе.
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы.
Водоплавающие птицы.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Домашние куры, утки и гуси. Строение яйца курицы.
Выращивание цыплят.
Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на
птицефермах. Птицеводство.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Млекопитающие. 16 часов
43.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания.
Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки
млекопитающих.
1
44.
Внешнее строение млекопитающих. Скелет млекопитающих:
позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних
конечностей. Мышцы.
1
45.
Внутреннее строение. Нервная система млекопитающих. Значение.
1
46.
Грызуны. Мышь, белка, бобр. Общие признаки. Внешнее
строение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека.
Зайцеобразные. Образ жизни, питание и размножение. Значение
зайцев и их охрана.
1
49.
Черты сходства и различия между зайцами и кроликами.
Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в
народном хозяйстве.
1
50.
Хищные звери. Волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки
хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери – куница, лисица, соболь, норка. Значение
пушных зверей.
1
52.
53.
Разведение норок на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
1
1
54.
Ластоногие морские животные. Общие признаки ластоногих.
Отличительные особенности этих животных, распространение и
значение. Охрана морских зверей.
1
55.
Китообразные: кит, дельфин. Значение этих животных и их
охрана.
Парнокопытные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи - дикие
всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, зебры, ослы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания. Сравнение с
парнокопытными.
1
47.
48.
51.
56.
57.
1
1
1
1
1
58.
Приматы. Общая характеристика. Внешний вид и образ жизни
1
Сельскохозяйственные животные. 7 часов
59.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность. Корма для
коров.
Содержание коров на фермах, их оборудование. Выращивание
телят.
Овцы. Внешнее строение и питание. Распространение овец.
Особенности внешнего строения и питания овец. Некоторые
породы овец.
1
Содержание овец и выращивание ягнят. Оборудование
овцеводческих ферм и пастбищ.
Верблюды. Северный олень. Особенности внешнего строения.
Значение верблюда и оленей в хозяйстве человека.
1
64.
Домашние свиньи. Внешнее строение свиньи. Уход за свиньями и
их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Значение
свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их
оборудование.
1
65.
Домашние лошади. Питание лошадей. Значение лошадей в
народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и
рысаки. Содержание лошадей.
1
60.
61.
62.
63.
1
1
1
Обобщающее занятие (1).
66.
67 – 68.
Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.
Различие диких и домашних животных. Охрана диких животных
и уход за домашними животными. Практическая работа.
1
Резервное время.
2
7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Для учащихся.
Учебник – Биология. Животные. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов, А.В. Теремов – 9-е изд.М.: Просвещение, 2013г.
Для учителя.
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования
РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Учебник – Биология. Животные. 8 класс: учебник для спец. (коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов, А.В. Теремов – 9-е изд.М.: Просвещение, 2013г.
Электронные образовательные продукты
1. CD Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс (DVDBOX).
2. CD Анатомия. Физиология. Гигиена. 8-9 классы.
3. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе.
Жизнедеятельность животных.
4. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Природа в
состоянии динамического равновесия.
5. CD Биологический энциклопедический словарь (DVD-BOX).
6. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Функции и среда
обитания животных организмов.
7. CD Занимательная зоология.
8. CD Уроки биологии КиМ. Животные. 8 класс (DVD-BOX)