Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)»
(предметная
область
«Технология»)
(далее
соответственно – программа по труду (технологии), труд
(технология) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы труду
(технологии), тематическое планирование, поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе
на уровне начального общего образования. Содержание обучения в
каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных),
которые возможно формировать средствами технологии с учетом
возрастных особенностей обучающихся на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду
(технологии) включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне начального общего образования, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является
успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических
и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений,
приобретение практических умений, необходимых для разумной
организации собственной жизни, воспитание ориентации на
будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение
системы задач:
формирование общих представлений о технологической
культуре и организации трудовой деятельности как важной части
общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности
человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и
технологиях создания, исторически развивающихся и современных
производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности,
умения работать с простейшей технологической документацией
(рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о
различных
материалах,
технологиях
их
обработки
и
соответствующих умений;
развитие
сенсомоторных
процессов,
психомоторной
координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности
творческого использования полученных знаний и умений в
практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов
умственной деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
конструкторской и к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда,
культурным традициям, понимания ценности предшествующих
культур, отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных
профессий, важности ответственного отношения каждого за
результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного
коллектива;
развитие
социально
ценных
личностных
качеств:
организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного
отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции,
активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений,
стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и
вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание
взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к
взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает
характеристику основных структурных единиц (модулей), которые
являются общими для каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами
(например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с
учетом
возможностей
материально-технической
базы
образовательной организации), конструирование и моделирование
из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и
текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии)
обучающиеся овладевают основами проектной деятельности,
которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение
форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное
искусство»
(использование
средств
художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного
искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и
конструкции
как
универсальный
источник
инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных
текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда
(технологии), – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как
источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и
разнообразие природных форм, их передача в изделиях из
различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера –
условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее
понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости
от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы,
уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии,
связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии
сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование
обрабатываемых материалов. Использование конструктивных
особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях
ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его
деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону,
по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров) и изготовление изделий с использованием рисунков,
графических инструкций, простейших схем. Чтение условных
графических изображений (знание операций, способов и приемов
работы, последовательности изготовления изделий). Правила
экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и
вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы
соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея,
скручивание, сшивание и другие. Приемы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий.
Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное
использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие).
Приемы изготовления изделий доступной по сложности формы из
них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием),
придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание
и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание
бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные –
орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными
материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью
пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и
свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки
и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого
стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов
(пластические массы, бумага, текстиль и другие) и способы их
создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и
части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.
Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление
изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на
плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.
Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от
желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в
зависимости от требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация учителем подготовленных материалов на
информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению
на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию
(устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу,
рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие
конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить
сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении
учителя или в учебнике), использовать ее в работе;
понимать
и
анализировать
простейшую
знаковосимволическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в
соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать
собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики
общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к
мнению другого человека;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме
(по содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности
предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с
использованием графических инструкций учебника, принимать
участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных
работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к
уроку рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока,
производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по
предложенным критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в
совместную работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах
работы, в процессе изготовления изделий осуществлять
элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования, эстетическая
выразительность. Средства художественной выразительности
(композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учетом
данного принципа. Общее представление о технологическом
процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных
материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий.
Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции.
Техника на службе человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое
применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных
физических, механических и технологических свойств различных
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным
и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия:
разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля),
формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона
и плотных видов бумаги и другие), сборка изделия (сшивание).
Подвижное
соединение
деталей
изделия.
Использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок,
простейший чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты –
линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение,
конструкция. Приемы безопасной работы колющими инструментами
(циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий
чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение
условных графических изображений. Построение прямоугольника
от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с
использованием простейших чертежей, эскизов. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и
плотных видов бумаги (биговка). Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение
ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки
растительного происхождения (полученные на основе натурального
сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые
материалы (общее представление), его строение и основные
свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты (перевивы, наборы)
и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик, стебельчатая,
елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления
несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание
деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например,
проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о
правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы
разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное
соединение деталей конструкции. Внесение элементарных
конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем подготовленных материалов на
информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в
пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, устной или
письменной инструкцией;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки
с учетом указанных критериев;
строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной
(практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и
материализованной формах.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических
материалов, использовать ее в работе;
понимать
и
анализировать
знаково-символическую
информацию (чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в
соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать
вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое
мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого человека;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся,
стараться учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо
распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою
часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира
человеком и создания культуры. Материальные и духовные
потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие
творческой
трудовой
деятельности
в
современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира:
архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного
искусства. Мир профессий. Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на
уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира:
соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления
изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле,
гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир
современной
техники.
Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека.
Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов – жесткость конструкции (трубчатые
сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая
и
проектная
деятельность.
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках
изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов
обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный
анализ технологий при использовании того или иного материала
(например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор
материалов по их декоративно-художественным и технологическим
свойствам, использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник,
канцелярский нож, шило и другие), знание приемов их
рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе
(анализ устройства и назначения изделия, выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных
изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и
построение простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка
деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение
задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему,
чертеж, эскиз. Выполнение измерений, расчетов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского
ножа, выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий.
Использование вариантов строчки косого стежка (крестик,
стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения
деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование
разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе с использованием конструктора, по
заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно-художественным).
Способы
подвижного
и
неподвижного соединения деталей набора конструктора, их
использование в изделиях, жесткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных
сооружений, технических устройств, бытовых конструкций.
Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов,
соединений) с учетом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических
задач. Решение задач на мысленную трансформацию трехмерной
конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы
восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и
передача информации. Информационные технологии. Источники
информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио,
печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги,
музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом
предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки
изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения
изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов
изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их
достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор
вариантов и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск
средств для ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, предлагать план действий в соответствии
с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и
недочеты по результатам работы, устанавливать их причины и
искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только
по симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к
общему решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие
и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение
и использование синтетических материалов с определенными
заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть
как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти
(пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями
(пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и
деятельность людей. Влияние современных технологий и
преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве
современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей
к культурным традициям. Изготовление изделий с учетом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитье, вышивка и другие).
Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность
(реализация заданного или собственного замысла, поиск
оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе
содержания материала, изучаемого в течение учебного года.
Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик,
поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с
заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в
условные
графические
изображения
в
соответствии
с
дополнительными (измененными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия.
Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы
разметки с помощью чертежных инструментов. Освоение доступных
художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное
представление о видах тканей (натуральные, искусственные,
синтетические), их свойствах и областях использования. Дизайн
одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями
конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам
(выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка
и ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и
отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного
стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек
для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик,
поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств.
Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении
с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам
(экологичность, безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов, в том числе конструктора, по проектному заданию или
собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых
решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении
индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и
основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота.
Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота.
Программирование,
тестирование
робота.
Преобразование
конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых
носителях информации.
Электронные
и
медиаресурсы
в
художественноконструкторской,
проектной,
предметной
преобразующей
деятельности. Работа с подготовленными цифровыми материалами.
Поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в
оформлении изделий и другие. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу,
схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по
заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и
технологических операций, подбирать материал и инструменты,
выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или
письменной);
соотносить результат работы с заданным алгоритмом,
проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и
изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения,
классификации предметов (изделий) с учетом данных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу,
рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие
конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию,
пользуясь различными источниками, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения
задач в умственной или материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другие;
использовать средства ИКТ для решения учебных и
практических задач, в том числе Интернет, под руководством
учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно
относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел в России,
высказывать свое отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение
праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в
традициях организации и оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно
определять цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с
поставленной целью и выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между
действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги»
для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки,
процесса и результата деятельности, при необходимости вносить
коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу
в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или
подчиненного,
осуществлять
продуктивное
сотрудничество,
взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать
и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности
высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и
принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду
(технологии) на уровне начального общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне
начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные
представления
о
созидательном
и
нравственном значении труда в жизни человека и общества,
уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в
сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с
миром природы, ответственное отношение к сохранению
окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций,
отраженных в предметном мире, чувство сопричастности к культуре
своего народа, уважительное отношение к культурным традициям
других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоциональноположительное восприятие и понимание красоты форм и образов
природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к
различным видам творческой преобразующей деятельности,
стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому
труду, работе на результат, способность к различным видам
практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к
саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с
учетом этики общения, проявление уважения и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне
начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в
технологии (в пределах изученного), использовать изученную
терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением
существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
проводить
обобщения
(технико-технологического
и
декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в
собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при
изготовлении
изделий
в
соответствии
с
технической,
технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе
изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы
информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования,
работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность
информации и возможности ее использования для решения
конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное
мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные
мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира,
простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при
создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего
места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной
целью;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать
действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной
форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать
свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости
помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать
несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий,
мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор
средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно
организовывать
свой
труд:
своевременно
подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на
нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и
аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с
правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне
материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы,
игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической
работе;
определять наименования отдельных материалов (например,
бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные
материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание,
резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических
операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз»,
«от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и
другими, сборку изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на
рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их,
соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции
образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую
конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали,
называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие),
их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно
хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления
несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению
несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на
глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами
по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием,
складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и
другими способами, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять
отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и
осуществлять самоконтроль с использованием инструкционной
карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных
изделий;
понимать простейшие виды технической документации
(рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из
различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного
характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит
следующие предметные результаты по отдельным темам программы
по труду (технологии):
понимать
смысл
понятий
«инструкционная»
(«технологическая») карта, «чертеж», «эскиз», «линии чертежа»,
«развертка», «макет», «модель», «технология», «технологические
операции», «способы обработки» и использовать их в практической
деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания
рукотворного
мира
(прочность,
удобство,
эстетическая
выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать
гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные
особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила
создания рукотворного мира в своей предметно-творческой
деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с
видом деятельности, поддерживать порядок во время работы,
убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам,
памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные
задания с использованием инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа
(линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба,
линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух
прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертежных
инструментов (линейки, угольника) с использованием простейшего
чертежа (эскиза), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки)
правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на
ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета),
соотносить объемную конструкцию с изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из
готовой развертки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения
деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения
известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения
(технологические,
графические,
конструкторские)
в
самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять
сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять
под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский
нож», «шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров
прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов
или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных
изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага,
металлы, текстиль и другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с
помощью чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными
ручными строчками;
решать
простейшие
задачи
технико-технологического
характера по изменению вида и способа соединения деталей: на
достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии
с
новыми
(дополненными)
требованиями,
использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий в
соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных
видов соединений в технических объектах, простейшие способы
достижения прочности конструкций, использовать их при решении
простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов
и с использованием конструктора по заданным техническим,
технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции;
знать несколько видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из опыта
обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального
компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на
компьютере;
использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска
необходимой информации при выполнении обучающих, творческих
и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их
социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о
мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках
изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости
от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса на
основе анализа задания;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с использованием инструкционной
(технологической) карты или творческого замысла, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки
различных материалов (например, плетение, шитье и вышивание,
тиснение по фольге), комбинировать различные способы в
зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и
соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать
и создавать простейшие виды технической документации (чертеж
развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней
работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых
свойств конструкции в связи с изменением функционального
назначения изделия;
решать простейшие художественно-конструкторские задачи по
созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил
дизайна;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные
публикации с использованием изображений на экране компьютера,
оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах
текстового редактора Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять
продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно
относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в
распределении ролей, координировать собственную работу в общем
процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Природное и техническое окружение
человека. Мир профессий. Профессии,
связанные с изучаемыми материалами и
производствами
Итого по разделу
4
4
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
2.1
Природные материалы. Свойства.
Технологии обработки. Способы
соединения природных материалов
4
2.2
Композиция в художественнодекоративных изделиях
2
2.3
Пластические массы. Свойства.
Технология обработки. Получение
различных форм деталей изделия из
пластилина. Мир профессий
4
2.4
Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги. Мир профессий
1
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
2.5
Картон. Его основные свойства. Виды
картона.
1
2.6
Сгибание и складывание бумаги
3
2.7
Ножницы – режущий инструмент.
Резание бумаги и тонкого картона
ножницами. Понятие «конструкция».
Мир профессий
3
2.8
Шаблон – приспособление. Разметка
бумажных деталей по шаблону
5
2.9
Общее представление о тканях и нитках.
Мир профессий
1
2.10
Швейные иглы и приспособления
1
2.11
Варианты строчки прямого стежка
(перевивы). Вышивка
3
2.12
Выставка работ. Итоговое занятие
1
Итого по разделу
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Средства художественной
выразительности (композиция, цвет,
форма, размер, тон, светотень,
симметрия) в работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их профессии
Итого по разделу
5
5
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
2.1
Технология и технологические операции
ручной обработки материалов
4
2.2
Технология и технологические операции
ручной обработки материалов (общее
представление)
1
2.3
Элементы графической грамоты. Мир
профессий
2
2.4
Разметка прямоугольных деталей от двух
прямых углов по линейке
3
2.5
Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
1
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
прямоугольных деталей по угольнику
2.6
Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
круглых деталей циркулем
2
2.7
Подвижное и неподвижное соединение
деталей. Соединение деталей изделия
5
2.8
Машины на службе у человека. Мир
профессий
2
2.9
Технология обработки текстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основные свойства натуральных тканей.
Мир профессий
2
2.10
Технология изготовления швейных
изделий. Лекало. Строчка косого стежка
и ее варианты
6
Итого по разделу
28
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрол
ьные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Современный информационный мир.
Персональный компьютер (ПК) и его
назначение
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
3
Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
3.1
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений.
(технология обработки пластических
масс, креповой бумаги, фольги). Мир
профессий
4
3.2
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
1
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Фольга. Технология обработки
фольги. Мир профессий
3.3
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение свойства,
сферы использования. Мир
профессий
1
3.4
Объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Мир
профессий
6
3.5
Технологии обработки текстильных
материалов
4
3.6
Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды
2
3.7
Современные производства и
профессии (история швейной
машины или другое). Мир профессий
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
22
Раздел 4. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным
условиям. Мир профессий
Итого по разделу
Раздел 5. Итоговый контроль за год
6
6
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
5.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
1
https://lesson.edu.ru/20/03
0
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрол
ьные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Технологии, профессии и
производства. Современные
производства и профессии
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Информационно-коммуникационные
технологии
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
3
Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование робототехнических
моделей
Итого по разделу
5
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
5
Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование сложных изделий из
бумаги и картона
4
4.2
Конструирование объемных изделий из
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
разверток
https://lesson.edu.ru/20/04
4.3
Интерьеры разных времен. Декор
интерьера. Мир профессий
3
4.4
Синтетические материалы. Мир
профессий
5
4.5
История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий
5
4.6
Конструирование и моделирование.
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным условиям
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
23
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Подготовка портфолио. Проверочная
работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
1
https://lesson.edu.ru/20/04
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)
1
2
Техника на службе человека (в воздухе,
на земле и на воде)
1
3
Традиции и праздники народов России,
ремёсла, обычаи
1
4
Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания
1
5
Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и способы их
засушивания
1
6
Семена разных растений. Составление
композиций из семян
1
7
Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий из
них
1
8
Способы соединения природных
1
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
материалов
9
Понятие «композиция». Центровая
композиция. Точечное наклеивание
листьев
1
10
«Орнамент». Разновидности
композиций, Композиция в полосе
1
11
Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс
1
12
Изделие. Основа и детали изделия.
Понятие «технология»
1
13
Формообразование деталей изделия из
пластилина
1
14
Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект
1
15
Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги
1
16
Картон. Его основные свойства. Виды
картона
1
17
Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из несложной
сложенной детали)
1
18
Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)
1
19
Складывание бумажной детали
1
гармошкой
20
Режущий инструмент ножницы. Их
назначение, конструкция. Правила
пользования
1
21
Приемы резания ножницами по прямой,
кривой и ломаной линиям
1
22
Резаная аппликация
1
23
Шаблон – приспособление для разметки
деталей. Разметка по шаблону
1
24
Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги
1
25
Преобразование правильных форм в
неправильные
1
26
Составление композиций из деталей
разных форм
1
27
Изготовление деталей по шаблону из
тонкого картона
1
28
Общее представление о тканях и нитках
1
29
Швейные иглы и приспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка
1
30
Вышивка – способ отделки изделий.
Мережка (осыпание края заготовки из
ткани)
1
31
Строчка прямого стежка, ее варианты –
1
перевивы
32
Отделка швейного изделия (салфетки,
закладки) строчками прямого стежка
1
33
Выставка работ. Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Мастера и их профессии. Повторение и
обобщение пройденного в первом классе
1
2
Средства художественной
выразительности: цвет, форма, размер.
Общее представление
1
3
Средства художественной
выразительности: цвет в композиции
1
4
Виды цветочных композиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)
1
5
Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых бумажных
деталей
1
6
Биговка – способ сгибания тонкого
картона и плотных видов бумаги
1
7
Биговка по кривым линиям
1
8
Изготовление сложных выпуклых форм
на деталях из тонкого картона и плотных
видов бумаги
1
9
Конструирование складной открытки со
1
Контроль
ные
работы
Практичес
кие
работы
Дата
изучен
ия
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
вставкой
10
Технология и технологические операции
ручной обработки материалов (общее
представление)
1
11
Линейка – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Понятие
«чертеж». Линии чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и два пунктира)
1
12
Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и два
пунктира)
1
13
Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке
1
14
Конструирование усложненных изделий
из бумаги
1
15
Конструирование усложненных изделий
из бумаги
1
16
Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику
1
17
Циркуль. Его назначение, конструкция,
приемы работы. Круг, окружность,
радиус
1
18
Чертеж круга. Деление круглых деталей
на части. Получение секторов из круга
1
19
Подвижное и соединение деталей.
1
Шарнир. Соединение деталей на
шпильку
20
Подвижное соединение деталей
шарнирна проволоку
1
21
Шарнирный механизм по типу игрушкидергунчик
1
22
«Щелевой замок» - способ разъемного
соединения деталей
1
23
Разъемное соединение вращающихся
деталей
1
24
Транспорт и машины специального
назначения
1
25
Макет автомобиля
1
26
Натуральные ткани, трикотажное
полотно, нетканые материалы
1
27
Виды ниток. Их назначение,
использование
1
28
Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза
1
29
Разметка и выкраивание прямоугольного
швейного изделия. Отделка вышивкой
1
30
Сборка, сшивание швейного изделия
1
31
Лекало. Разметка и выкраивание деталей
швейного изделия по лекалу
1
32
Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой
1
33
Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой
1
34
Итоговый контроль за год (проверочная
работа)
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Технологии, профессии и
производства. Повторение и
обобщение пройденного во втором
классе
1
2
Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов
1
3
Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные устройства
1
4
Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства –
носители информации
1
5
Работа с текстовой программой
1
6
Как работает скульптор.
Скульптуры разных времен и
народов
1
7
Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема
1
8
Как работает художник-декоратор.
1
Контрол
ьные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/713ab6b7
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89c519cc
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/067b4226
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/140524a8
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1d0065f8
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d9725c
Бибилиотека ЦОК
Материалы художника,
художественные технологии
https://m.edsoo.ru/589b0115
9
Свойства креповой бумаги.
Способы получение объемных
форм
1
10
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги
1
11
Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования
1
12
Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка
1
13
Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка
1
14
Развертка коробки с крышкой
1
15
Оклеивание деталей коробки с
крышкой
1
16
Конструирование сложных
разверток
1
17
Конструирование сложных
разверток
1
18
Строчка косого стежка (крестик,
1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1a92e981
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/302e0704
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c2e5fd16
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f69b
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63a3f74d
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/19caeea5
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a41333b7
Бибилиотека ЦОК
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия
https://m.edsoo.ru/5c174679
19
Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия
1
20
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
21
Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного изделия
1
22
Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из нетканого
полотна) с отделкой пуговицей
1
23
Проект. Коллективное
дидактическое пособие для
обучения счету (с застежками на
пуговицы)
1
24
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
трикотажа стяжкой
1
25
История швейной машины. Способ
изготовления изделий из тонкого
1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d179
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c19427
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1a1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/430736bb
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a050
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e609c
трикотажа стяжкой
26
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
27
Пришивание бусины на швейное
изделие
1
28
Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов конструктора. Профессии
технической, инженерной
направленности
1
29
Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора
конструктора или из разных
материалов
1
30
Простые механизмы. Рычаг.
Конструирование моделей качелей
из деталей наборов конструктора
или из разных материалов
1
31
Простые механизмы. Ножничный
механизм. Конструирование
моделей с ножничным механизмом
из деталей набора конструктора
или из разных материалов
1
32
Конструирование модели робота из
деталей набора конструктора или
1
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b68a
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99bec
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f4472846
Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9cad9a08
из разных материалов
33
Конструирование модели
транспортного робота из деталей
набора конструктора или из разных
материалов
1
34
Итоговый контроль за год
(проверочная работа)
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Повторение изученного в 3 классе.
Современные синтетические
материалы
1
2
Современные производства и
профессии
1
3
Информация. Сеть Интернет
1
4
Графический редактор
1
5
Групповой проект в рамках
изучаемой тематики
1
6
Робототехника. Виды роботов
1
7
Конструирование робота
1
8
Электронные устройства.
Контроллер, двигатель
1
9
Программирование робота
1
10
Испытания и презентация робота
1
11
Конструирование сложной
открытки
1
12
Конструирование сложных изделий
из бумаги и картона
1
Контрол
ьные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изуче
ния
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec351bda
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a74007cd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2322cd2
13
Конструирование объемного
изделия военной тематики
1
14
Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке
1
15
Изменение форм деталей объемных
изделий. Изменение размеров
деталей развертки
1
16
Построение развертки с помощью
линейки и циркуля
1
17
Построение развертки
многогранной пирамиды циркулем
1
18
Декор интерьера. Художественная
техника декупаж
1
19
Природные мотивы в декоре
интерьера
1
20
Конструирование и моделирование
изделий из различных материалов.
Подвижное соединение деталей на
проволоку (толстую нитку)
1
21
Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства
1
22
Технология обработки полимерных
материалов (на выбор)
1
23
Конструирование сложных форм из
пластиковых трубочек
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/11599dcf
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9976e9e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/341c8aaf
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ceccf420
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/52a8a4f9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c3d5b73e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ef9152
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d51dd163
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90a79dd6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0af65b52
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6929ee2c
24
Конструирование объемных
геометрических конструкций из
разных материалов
1
25
Синтетические ткани, их свойства
1
26
Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения
1
27
Способ драпировки тканей.
Исторический костюм
1
28
Одежда народов России. Составные
части костюмов и платьев, их
конструктивные и декоративные
особенности
1
29
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
1
30
Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде
1
31
Конструкция «пружина» из полос
картона или металлических деталей
наборов конструктора
1
32
Конструкции с ножничным
механизмом
1
33
Конструкция с рычажным
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/26725911
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea8eeadb
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f05deee5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6888977
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a75d3c7f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dccd97ad
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/23d6c953
механизмом
34
Подготовка портфолио.
Проверочная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
34
1
0