Рабочая программа по родному (татарскому ) языку для 5-9 классов 2023-24

​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного
общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
федеральной рабочей программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(татарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Татарский язык, выступая как родной язык, является основой развития
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, основой самореализации личности, развития способности
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
учебной деятельности. Также татарский язык является средством
приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа, одним из
каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления,
предмет «Родной (татарский) язык» неразрывно связан с другими
школьными предметами, в частности с предметом «Родная (татарская)
литература».
В ходе изучения родного (татарского) языка у обучающегося
последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к
родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в
разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять устные монологические высказывания и письменные
тексты. Тем самым, через воспитание у обучающегося позитивного
эмоционально-ценностного отношения к родному языку, закладываются
основы гражданской культуры личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
(ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение
следующих целей:
развитие у обучающихся культуры владения родным (татарским)
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с

нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого
этикета;
обеспечение формирования российской гражданской идентичности
обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения
духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской
Федерации.
Поставленные цели обусловливают выполнение следующих задач:
овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и
функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского
литературного языка и речевого этикета;
обогащение словарного запаса и увеличение объёма используемых
грамматических средств;
развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх
основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
приобщение
к
культурному
наследию
татарского
народа,
формирование умения представлять свой народ, его культуру в условиях
межкультурного общения;
уважительное отношение к языковому наследию народов,
проживающих в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ)
ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной (татарский)
язык» входит в предметную область «Родной язык и литература». Общее
число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка
составляет 153 часа: в 5-8 классах - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17
часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс.
Общие сведения о языке. Язык и речь. Культура речи.
Язык и речь. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая
речь.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Работа с текстами о роли, сфере применения татарского языка.
Разделы науки о языке.
Фонетика. Графика.
Органы речи.
Согласные звуки. Гласные звуки.
Татарский алфавит. Звуки и буквы.
Закон сингармонизма.
Слог.
Ударение. Интонация.
Фонетический анализ.
Орфоэпия.

Понятие об орфоэпии татарского языка.
Лексикология.
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Исконная и заимствованная лексика.
Фразеологизмы.
Морфемика и словообразование.
Корень слова.
Аффиксы. Основа.
Порядок присоединения аффиксов в татарском языке.
Морфология.
Части речи.
Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное.
Глагол изъявительного наклонения. Категория времени. Глаголы настоящего
времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени.
Послелоги и послеложные слова.
Частицы.
Союзы.
Синтаксис.
Главные члены предложения.
Распространённое и нераспространённое предложение.
6 класс.
Язык и культура.
Работа с текстами о языковых контактах, взаимовлиянии татарского
и русского языков.
Текст.
Составление плана сочинения по репродукции картины.
Составление устного текста по собственному плану.
Составление письменного текста с опорой на план и репродукцию картины.
Выделение главной и второстепенной информации в прослушанном
и прочитанном тексте.
Разделы науки о языке.
Фонетика.
Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков татарского
языка.
Система согласных звуков.
Орфография.
Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков.
Правописание букв, обозначающих специфичных татарских звуков.
Правописание букв ъ и ь.
Лексикология.
Заимствования в татарском языке.
Синонимы, антонимы.
Лексический анализ слова.

Морфемика и словообразование.
Корень слова. Однокоренные слова.
Морфология.
Склонение существительных с окончанием принадлежности.
Местоимение. Разряды местоимений.
Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение.
Повелительное наклонение глагола. Желательное наклонение глагола.
Условное наклонение глагола.
Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные
слова.
Частицы.
Звукоподражательные слова.
Междометия.
Модальные слова.
Морфологический анализ частей речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обращениями и вводными словами.
Знаки препинания в простом предложении.
Синтаксический анализ простого предложения.
7 класс.
Общие сведения о языке.
Татарский язык и его место среди других языков.
Эссе «Родной язык».
Текст.
Структура текста, особенности абзацного членения.
Использование сочинительных союзов как средства связи предложений
в тексте.
Работа с текстами о татарском языке и его роли среди других языков.
Разделы науки о языке.
Фонетика.
Гласные звуки в татарском и русском языках.
Согласные звуки в татарском и русском языках.
Ударение.
Орфография.
Орфографический словарь татарского языка.
Лексикология.
Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначные
и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Морфология.
Местоимения.
Неспрягаемые неличные формы глагола.
Отрицательная форма деепричастий.

Наречие и его виды. Морфологический анализ наречия.
Синтаксис. Пунктуация.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог.
Преобразование прямой речи в косвенную речь.
Понятие о сложных предложениях.
Сложносочинённое предложение. Союзное сложносочинённое предложение.
Бессоюзное
сложносочинённое
предложение.
Знаки
препинания
в сложносочинённых предложениях.
8 класс.
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых
текстах.
Работа с текстами о языках России.
Текст.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение).
Составление собственных текстов заданного типа.
Составление собственных текстов по заданным заглавиям.
Разделы науки о языке.
Орфоэпия.
Нарушение орфоэпических норм.
Особенности словесного ударения в татарском языке.
Орфография.
Сложные случаи орфографии.
Присоединение окончаний к заимствованиям.
Морфология.
Имя прилагательное. Субстантивация прилагательных. Изменение имён
прилагательных по падежам.
Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Причастие.
Деепричастие.
Служебные части речи. Послелоги. Союзы.
Модальные части речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения.
Главная и придаточная часть сложноподчинённого предложения.
Синтетическое сложноподчинённое предложение. Синтетические средства
связи.
Аналитическое сложноподчинённое предложение. Аналитические средства
связи.
Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения: подлежащные,
сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа
действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки.
9 класс.

Общие сведения о языке. Язык и речь.
Общая информация о стилях речи, их особенностях.
Работа с текстами о языковых группах мира.
Разделы науки о языке.
Фонетика (повторение изученного материала в 5-8 классах).
Гласные и согласные звуки.
Изменения в системе гласных звуков татарского языка.
Изменения в системе согласных звуков татарского языка.
Лексикология.
Диалектизмы.
Профессионализмы.
Устаревшие слова. Неологизмы.
Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование.
Способы словообразования в татарском языке.
Морфология (повторение изученного материала в 5-8 классах).
Самостоятельные части речи.
Имя существительное. Категория падежа. Категория принадлежности.
Склонение существительных с окончанием принадлежности по падежам.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Местоимение.
Имя числительное. Разряды числительных.
Наречие.
Звукоподражательные слова.
Вспомогательные глаголы.
Предикативные слова.
Синтаксис.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Виды сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения в татарском и русском языках.
Стилистика.
Использование словосочетаний и предложений в речи. Стилистическая
окраска слов.
Научный,
официально-деловой,
разговорный,
публицистический,
литературно-художественный стили.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное

участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(татарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (татарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов
России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к
достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
к
взаимодействию
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать
основными понятиями,
терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения

совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей
и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (татарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять

устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать

процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений);
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом,
ключевыми словами, вопросами или планом;
понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
правильно, бегло, осознанно и выразительно читать тексты на
татарском языке;
письменно выполнять языковые (фонетические, лексические
и грамматические) упражнения;
владеть видами устной и письменной речи;
различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог
и монолог;
определять значение закона сингармонизма, различать нёбную и
губную гармонию;
применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух
звуков: е, ё, ю, я;
различать ударный слог, логическое ударение;
правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией
знак препинания;
правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в
словах в соответствии с нормами современного татарского литературного
языка;
проводить фонетический анализ слова;
использовать алфавит при работе со словарями, справочниками,

каталогами;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;
распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские
заимствования;
выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
различать части речи: самостоятельные и служебные;
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его
роль в речи;
определять категорию падежа и принадлежности в именах
существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его
роль в речи;
образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень
имён прилагательных;
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции местоимения;
склонять личные местоимения по падежам;
распознавать указательные местоимения;
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции количественных, порядковых
числительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении,
объяснять его роль в речи;
образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола;
различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего,
прошедшего (определённого и неопределённого) и будущего (определённого
и неопределённого) времени в положительном и отрицательном аспектах;
проводить морфологический анализ изученных частей речи;
различать послелоги и послеложные слова;
употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
распознавать частицы;
распознавать союзы;
находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
определять орфографические ошибки и исправлять их;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения;

соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию
языковых средств, и самоконтроль своей речи.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов
и видеотекстов;
читать и находить нужную информацию в текстах;
определять тему и основную мысль текста;
корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатства
и выразительности письменной речи;
писать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
различать гласные переднего и заднего ряда; огублённые и
неогублённые;
давать полную характеристику гласным звукам;
распознавать виды гармонии гласных;
правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
определять качественные характеристики согласных звуков;
определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков,
правописание букв ъ и ь;
использовать словарь синонимов и антонимов;
проводить лексический анализ слова;
образовывать однокоренные слова;
склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные
местоимения;
распознавать разряды числительных (количественные, порядковые,
собирательные, приблизительные, разделительные);
распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное,
повелительное, условное и желательное наклонение);
определять общее значение, употребление в речи повелительного,
условного наклонений глагола;
употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия,
модальные слова и частицы;
находить и самостоятельно составлять предложения с однородными
членами;
находить второстепенные члены предложения (определение,
дополнение, обстоятельство);
находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;
проводить синтаксический анализ простого предложения;
ставить знаки препинания в простом предложении;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру,
особенности абзацного членения;
давать развёрнутые ответы на вопросы;
делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского
языков;
делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и
русского языков;
правильно ставить ударение в заимствованных словах;
работать с толковым словарём татарского языка;
распознавать неопределённые, определительные и отрицательные
местоимения;
определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия,
причастие, деепричастие);
распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия,
меры и степени, сравнения, места, времени, цели), выявлять синтаксическую
роль наречий в предложении;
применять способы передачи чужой речи;
распознавать прямую и косвенную речь;
формулировать предложения с прямой речью;
преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
определять признаки сложного предложения;
различать и правильно строить простое и сложное предложение
с сочинительными союзами.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создавать собственные тексты заданного типа;
составлять собственные тексты по заданным заглавиям;
делать краткие выписки из текста для использования их в собственных
высказываниях;
использовать орфоэпический словарь татарского языка при
определении правильного произношения слов;
присоединять окончания к заимствованиям;
определять случаи субстантивации прилагательных;
изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам;
различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения;
выделять главную и придаточную части сложноподчинённого
предложения;
определять
синтетическое
сложноподчинённое
предложение,
синтетические средства связи;
распознавать аналитическое сложноподчинённое предложение,
аналитические средства связи;
выявлять виды сложноподчинённых предложений (подлежащные,

сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа
действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
ставить знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых
предложениях;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
различных видов языкового анализа и в речевой практике;
представлять родную страну и культуру на татарском языке;
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной
речи.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
кратко излагать результаты выполненной проектной работы на
татарском языке;
извлекать информацию из различных источников, свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;
определять профессиональную лексику;
выявлять устаревшие слова;
распознавать неологизмы;
различать способы словообразования в татарском языке (корневые,
производные, составные, парные слова);
определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;
распознавать предикативные слова;
употреблять стилистически окрашенную лексику;
определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный,
художественный, публицистический);
сопоставлять сложноподчинённые предложения татарского и русского
языков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

всего

контрольные
работы

практические
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Устная и
письменная речь

1

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Диалогическая и
монологическая
речь
Итого по разделу

1

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

1.1.
1.2.

2

Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1.

Фонетика, графика

10

2

0

2.2.

Орфоэпия

1

0

0

Итого по разделу

11

2

Раздел 3. «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.

Лексикология

7

3.2.

Морфемика и
3
словообразование
Итого по разделу
10
Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1.
Морфология
4

1

0

0

0

1
0

Итого по разделу
4
Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1.
Синтаксис
3
1
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
34

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

1

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
1.1.

1.2.
1.3.

Языковые
контакты,
взаимовлияние
татарского и
русского языков
Текст.
Составление
плана сочинения по
репродукции картины.
Работа с текстом

Итого по разделу
Раздел 2. «Мин» («Я»)

1

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

1

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

2

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

4

2.1.

Фонетика

3

1

0

2.2.

Орфография

2

0

0

Итого по разделу
5
1
Раздел 3. «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.

Лексикология

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

3

3.2.

1

0

0

0

Морфемика и
2
словообразование
Итого по разделу
5
Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1.
Морфология
11

1

Итого по разделу

1

11

1

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1.
Синтаксис
3
0
5.2.

Пунктуация

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
5
34

1

0
0

1

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Татарский язык и его 1
1.1.
0
место среди других
языков.
Эссе «Родной язык».
Текст. Структура текста, 1
1.2.
0
особенности абзацного
членения.
1.3.

Работа с текстом

Итого по разделу
Раздел 2. «Мин» («Я»)

2

практические
работы
0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

4

2.1.

Фонетика

1

1

0

2.2.

Орфография

1

0

0

Итого по разделу
2
1
Раздел 3. «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.

Лексикология

4

Итого по разделу
4
Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1.
Морфология
9

1

Пунктуация

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8 КЛАСС

2
11
34

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

1
1

Итого по разделу
9
1
Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1.
Синтаксис
9
0
5.2.

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

1
1

0

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Язык и культура
1.1.
1
0
1.2.

1.3.

Текст.
Определение
типов
текстов
(повествование,
описание, рассуждение).
Работа с текстом

Итого по разделу
Раздел 2. «Мин» («Я»)

практические
работы
0

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

1

0

0

2

1

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

4

1

2.1.

Орфоэпия

1

1

0

2.2.

Орфография

1

0

0

Итого по разделу
2
1
Раздел 3. «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.
Морфология
10
1

0

Итого по разделу
10
1
Раздел 4. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
4.1.
Синтаксис
12
0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

4.2.

Пунктуация

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
14
34

1

0

1

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Язык и речь. Стили речи 1
1.1.
0
и их особенности.
Итого по разделу
1
Раздел 2. «Мин» («Я»)
2.1.

Фонетика.
1
1
Повторение.
Итого по разделу
1
1
Раздел 3. «Тирə-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
3.1.
Лексикология.
1
3.2.

Морфемика.
Словообразование.
Итого по разделу

1
2

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

Раздел 4. «Туган җирем» («Моя Родина»)
4.1.
Морфология.
5
4.2.

Синтаксис.

4

Итого по разделу
9
Раздел 5. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
5.1.
Стилистика.
2
0
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/
Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/

2
17

1

0

Образовательный
ресурс
http://tatarschool.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».