АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ЧТЕНИЕ 7 КЛАСС (8 ВИД) Пояснительная записка Рабочая программа по предмету Чтение составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Данная программа ориентирована на учеников обучающихся по программе VIII вида 7 класса МОУ СОШ с. Кикино, Актуальность предмета Адаптированная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Содержание обучения программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности является ведущим. Конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения предметом. Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями носит воспитывающий характер. При отборе адаптированного программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, уделяется большое внимание развитию речи и мышлению школьников: ученики учатся отвечать на поставленные вопросы; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Цели и задачи: o овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; o научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; o быть социально адаптированными в плане общего развития. Специальная задача коррекции речи и мышления учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные направления коррекционной работы: o коррекция познавательной деятельности учащихся; o коррекция и развитие наглядно-образного мышления; o развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приёмы запоминания и припоминания; o коррекция внимания; o развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Место предмета в учебном плане В учебном плане предмет «Чтение» относится к общеобразовательной области «Язык и речевая деятельность». Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 34 учебные недели: Содержание программы Устное народное творчество (11 часов) Виды устного народного творчества. Сказка «Журавль и Цапля», «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки. Из произведений русской литературы XIX века (60 часов) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», стихотворения «Зимний вечер», «У Лукоморья», М.Ю.Лермонтов «Бородино». И.А.Крылов. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». Н.А.Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» А.П.Чехов «Хамелеон» В.Г.Короленко «Дети подземелья». Из произведений русской литературы XX века (55часов) М.Горький «Детство», «В людях» М.Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К.Г.Паустовский «Последний чёрт». М.М.Зощенко «Великие путешественники». К.М.Симонов «Сын артиллериста». В.П.Катаев «Флаг». Н.И.Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки…», «Всё в тающей дымке…» Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака» Ю.Яковлев «Багульник» Р.П.Погодин «Время говорит – пора» А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля» К.Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки» Формы организации учебного предмета Образовательный процесс организован в форме классно-урочной системы. Виды и формы контроля Динамика развития учащихся осуществляется в ходе стартового текущего, промежуточного и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, самостоятельныеработы в рабочих тетрадях, тестирование, проверка техники чтения. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме оценивания по четвертям. Контрольные работы проходят в виде проверки техники чтения в конце каждой четверти. Тексты контрольно-измерительных материалов подбирает учитель в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. Основные требования к знаниям и умениям 1 уровень: o читать вслух правильно, целым словом; o читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и отвечать на вопросы; o давать оценку поступкам действующих лиц; o пересказывать текст по плану; знать наизусть не менее 8-10 стихотворений (объём не менее 10 строк). 2 уровень: o правильно читать вслух доступные тексты целым словом и по слогам; o отвечать на вопросы по содержанию; o пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные по изображённым событиям; o выражать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; o учить стихотворения наизусть (объём текста и количество стихотворений с учётом особенностей учеников).