Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Краеведение

1

Содержание
1.
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
6.

Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности «История
Пензенского края»
Планируемые
результаты
освоения
программы
курса
внеурочной деятельности «История Пензенского края»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование
5 класс-6класс (17 ч.)
7 класс-8класс (17 ч.)
9класс -11класс(17 ч.)
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы

3-8
8-14
14-21
14-15
15-17
17-21
22-78
22-29
29-38
38-42

2

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История Пензенского края» на
уровнях основного и среднего общего образования включает пояснительную записку,
содержание, планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «История
Пензенского края», тематическое планирование.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История Пензенского края» на
уровнях основного и среднего общего образования (далее – Программа) составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г.
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. N
64101) (в последней редакции), а также в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования») (с изменениями и дополнениями от 12 августа 2022 г.), с учетом
Приказа Министерства образования Пензенской области от 01.08.2022 г. № 423/01-07 «О
введении курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных
организациях Пензенской области», ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения Программ основного и среднего общего образования, Примерной программы
воспитания, а также с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.
Программа направлена на достижение целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания)
родного края; освоение естественно-научных, краеведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного курса внеурочной деятельности;
- формирование соответствующей внутренней позиции личности старшеклассников,
умений и навыков социальной коммуникации, необходимых ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у школьников представлений об уникальности природных,
этнокультурных и социокультурных особенностях родного края на основе принятия
гуманистических норм жизни;
- формирование у старшеклассников умений и навыков применять полученные знания
в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью, так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой,
изобразительной, художественной деятельности;
- формирование способности школьников к социализации, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
- достижение личностных результатов через готовность школьников к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, формирование мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированности внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом.
Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические, культурноисторические, экономические, национальные особенности Пензенской области.
В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал, который
направлен на то, чтобы способствовать формированию гражданско-патриотических
качеств личности.
3

В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит
«свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции».
Этому также способствует и краеведение, которое имеет огромное значение для развития
личности обучающегося, формирования его гражданско-патриотических качеств.
Познание истории родного края способствует складыванию региональной
идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям
земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в
свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть
осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое прошлое
региона, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений
способствует формированию различных граней личности, происходит духовнонравственное воспитание обучающихся.
Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем ценностям,
общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить
нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир,
семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему
Отечеству, забота о единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и
других.
Изучение истории родного края позволяют учителю на основе краеведческого
материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их
сохранения в наше время.
Помимо духовно-нравственного происходит и историческое воспитание
обучающихся. Воспитание историей о родном крае, историческими событиями,
происходившими в прошлом на нашей Кузбасской земле, воспитание на примерах
исторических личностей, совершавших ратные, трудовые и нравственные подвиги во имя
своих земляков и российского государства, – все это является или может стать действенным
фактором формирования в сознании детей чувства гордости и сопричастности к
героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности за события в
обществе и государстве.
Цель изучения исторического краеведения в основной и средней школе в
общеобразовательных организациях Пензенской области – создать условия для осмысления
школьниками важности знания и сохранения исторического и культурного наследия
родного края.
Основными задачами изучения исторического краеведения в основной и средней
школе в общеобразовательных организациях Пензенской области являются:
- внедрить в рамках внеурочной деятельности курс исторического краеведения в
целях расширения кругозора обучающихся;
- способствовать углублению знаний школьников об истории и культуре
Пензенского края с древнейших времен до современности в рамках занятий внеурочной
деятельности с интеграцией курсов всеобщей истории и истории России в рамках урочной
деятельности;
- способствовать повышению интереса у школьников к изучению истории родного
края и успешности выполнения заданий Всероссийских проверочных работ по
краеведению;
- повысить общий уровень культуры школьников через осмысление важности знания
и сохранения исторического и культурного наследия России и родного края;
- способствовать формированию личности с активной гражданской позицией и
высокой нравственной культурой учащихся;
- воспитание установки на бережное отношение к памятникам истории и культуры
своего края и России.
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указанием
количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного модуля,
4

характеристику основных видов деятельности обучающихся, в том числе с учётом
рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющимися учебно­методическими материалами
в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, позволяющий наиболее
полно учитывать основные психологические условия и механизмы процесса учения,
структуру учебной деятельности, адекватную современным приоритетам российского
образования и основывающийся на принципе диалогичности, в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т.п.
В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание
образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический.
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей
образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Важные учебно-воспитательные задачи в рамках курса внеурочной деятельности
«История Пензенского края» могут быть решены с помощью игровых технологий. Игра в
жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции:
- социализации, включает обучающегося в систему общественных отношений,
усвоения им достижений культуры;
- межнациональной коммуникации, позволяет обучающемуся усваивать культуру
собственного народа, других национальностей, если игры связаны с изучением
народностей;
- самореализации, позволяет снять конкретные жизненные затруднения или,
напротив, выявить недостатки своего опыта;
- диагностики, дает возможность педагогу диагностировать различные проявления
или умения ребенка.
При изучении истории России и родного края есть аспекты, при изучении которых
может быть использован метод «погружения» в конкретную историческую среду и
применения игровых технологий: «Основание Пензенского края», «Этническая карта
Пензенской земли», «Одежда, быт и нравы народов Пензенского края», «Пензенский край
в начале XX века» и другие.
Требованием
современности
стало
использование
информационнокоммуникационных технологий на занятиях. Умелое использование ИКТ помогает
оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения
краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов.
Так, обращение к экономическим и социальным проблемам городов, районов и
населенных пунктов Пензенской области, памятникам архитектуры, прикладного
искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации
позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых
характеристиках изучаемого материала.
Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска
справочной информации по теме.
В изучении истории родного края важное место отводится методу проектов, суть
которого – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и умение
практически применять полученные знания, а также развитие мышления обучающихся.
При выполнении проекта, на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и
обоснование проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск
информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками
проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта», результата, готового к
5

использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершает работу над проектом –
представление готового «продукта» в виде презентации, защиты самого проекта.
Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности обучающихся,
что немаловажно при изучении родного края. Особенностью является то, что после сбора
материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе
работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению:
выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха,
выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод ориентирован
как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся.
Итогом проектной деятельности обучающихся становится защита проекта.
Большую помощь в изучении истории и культуры Пензенского края может оказать
просмотр и обсуждение фильмов документального телепроекта «Добро пожаловать в
Пензенскую область», созданного телеканалом «Россия 1 Пенза» совместно с
региональным министерством культуры, пензенским отделением Российского военноисторического общества, при поддержке правительства Пензенской области. Это серия
фильмов, которая позволит узнать много интересного об истории Пензенского края,
выдающихся земляках, объектах культурного наследия и архитектуры, народных
промыслах и сделать удивительные открытия, связанные с культурой и историей родного
края.
В рамках курса внеурочной деятельности «История Пензенского края» рекомендуем
организовать участие школьников в экскурсиях (очных и виртуальных) по историческим и
культурным
достопримечательностям Пензенского края во время реализации
культурно-образовательных проектов «Культурная суббота» и «Культурный дневник
школьника Пензенской области».
Примерная программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это
проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
- в интерактивных формах занятий для младших школьников, обеспечивающих
большую их вовлечённость в совместную с педагогом, родителями (или лицами их
заменяющими) и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе
детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
Примерной программой воспитания.
Программа может быть использована для разработки рабочих программ внеурочной
деятельности, а также для программ в соответствии с моделью дополнительного
образования в общеобразовательной организации. Предлагаемая Программа
представляет собой рекомендацию для педагогов, общеобразовательных организаций (ФЗ
«Об образовании в РФ» ч.7.2 ст.12).
Представленное в Программе планирование является примерным, и
последовательность изучения тематики по разделам курса внеурочной деятельности
«История Пензенского края» может варьироваться.
При конструировании планируемых результатов учитываются цели и задачи курса,
требования, которые представлены в стандарте и программе воспитания, и специфика
содержания каждого модуля. Общие результаты содержат перечень личностных,
метапредметных и предметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся
по результатам изучения курса.
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности
«История Пензенского края» –17 ч. Рекомендуем три варианта изучения курса: в 5-11
классах – 0,5 часа в неделю, 1 час в 2 недели или 1час в неделю в одном из полугодий.
6

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История Пензенского края»
5 класс – 6 класс 17 часов
Введение. 1 час
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом.
Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических
раскопок в изучении истории нашего края. Счёт лет в истории.
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет
исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое,
литературное и др.
Тема 1. Пензенский край в древнейшие времена. Основные этапы освоения
Пензенского края в первобытную эпоху. 1 час
Расселение древнейших людей и его особенности. Родовые общины.
Первобытные собиратели и охотники. Первые люди на территории Пензенского
края. Первые стоянки человека, обнаруженные на территории Пензенского края. Занятия
древних жителей Пензенского края.
Тема 2. Родовые общины охотников и собирателей. Первые скотоводы и
земледельцы на территории Пензенского края. 2 часа
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении
производящего хозяйства. Племя: изменение отношений. Возникновение искусства и
религии.
Заселение Пензенского края осёдлыми скотоводами. Религиозные представления
срубных племен. Культура савроматов на территории Пензенского края. Появление первых
«городищ» на территории Пензенского края.
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от
первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и
скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов,
государств, письменности).
Тема 3. Музей. 2 часа
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора
информации. Работа школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия? Правила
проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической
экскурсии).
Проектная деятельность. Экскурсии. 2 часа
Тема 1. Начало феодальной эпохи. 1 часов
Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат. Волжская
Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая
жизнь. Политическое устройство. Внешняя политика.
Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние
Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.
Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса.
Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные
представления. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия.
Мещерская культура. Топонимика.
Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего
средневековья.
Тема 2. Развитие феодализма Развитие края в X-XVI веках. 2 часа
Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Походы монгол на
Волжскую Булгарию. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.
7

Возникновение Золотой Орды. Социально-политическое устройство. Строительство
городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие
золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши.
Возникновение
Казанского
ханства.
Общественно-политический
строй.
Взаимоотношения с Русским государством.
Тема 3. Развитие культуры в X-XVI веках. 2 часа
Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в
развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры.
Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное
народное творчество.
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 часа
7 класс – 8класс17 часов
Тема 1. Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. 1 час
Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. «Дикое
поле». Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. Засечные черты XVI-XVII веков.
Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов.
Заселение края. Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Положение
населения Пензенского края.
Тема 2. Пензенский край в XVII веке. 2 часа
Административно-территориальное деление. Военно-административное деление.
Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края.
Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие
населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
Тема 3. Культура Пензенского края XVII века. 1 час
Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой.
Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов
монастырь. Распространение грамотности.
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 час.
Тема 1. Пензенский край во второй половине XVII века. 2 часа
Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской
засечной черты. Состав населения к концу XVII века.
Тема 2. Расцвет феодализма в XVIII веке. 3 часов
Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края.
развитие в XVIII в. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля.
Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И.
Пугачева. Манифест Пугачева. Повторение (2 час)
Тема 3. Культура XVIII века. 1 час
Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение.
Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.
Проектная деятельность. Экскурсии. 3 часа
9 класс – 17 часов
Тема 1. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века. 6 часов
Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы.
Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная
отрасль экономики. Положение населения.
Пензенский край в годы войны 1812 года. Социальное движение в крае.
Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.
Тема 2. Пензенский край в начале XX века (до 1914 г.). 2 часа
Пензенский край накануне революции
8

Наследие XIX века и новые явления в развитии края. Промышленность края.
Особенности индустриального роста в губернии. Положение в деревне. Земельный вопрос
в губернии.
Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край Влияние
революционных событий в стране на Пензенский край.
Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии Проведение реформы в
Пензенском крае. Социально-экономические итоги реформы.
Становление многопартийности и парламентаризма. Пензенский край в годы первой
мировой войны.
Тема 3. Культура Пензенского края в XIX веке. 2 часа
Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура
сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение
живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский,
М. Н. Загоскин.
Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования.
Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение
провинциальной культуры для развития российской науки.
Выдающиеся ученые земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф.
Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский.
Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество
В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова.
Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе.
Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского
музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе.
Первый киносеанс.
Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова.
Художественное училище.
Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.
Взаимодействие народов Пензенского края. Религия. Национальный состав
населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные
ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей.
Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.
Тема 4. Культура Пензенского края в начале XX века (до 1914 г.). 2 часа
Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека.
Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское
общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина.
Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И.
Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.
Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное
искусство. Диалог столицы и провинции.
Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. ГорюшкинаСорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи.
Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин.
Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура.
Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского.
Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры «серебряного века».
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 часа
9 класс – 11 классы 17 часов
Тема 1. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века. 1 час
Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы.
Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная
отрасль экономики. Положение населения.
Пензенский край в годы войны 1812 года. Социальное движение в крае.
Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.
9

Тема 2. Пензенский край в начале XX века (до 1914 г.). 1 час
Пензенский край накануне революции
Наследие XIX века и новые явления в развитии края. Промышленность края.
Особенности индустриального роста в губернии. Положение в деревне. Земельный вопрос
в губернии.
Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край Влияние
революционных событий в стране на Пензенский край.
Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии Проведение реформы в
Пензенском крае. Социально-экономические итоги реформы.
Становление многопартийности и парламентаризма. Пензенский край в годы первой
мировой войны.
Тема 3. Культура Пензенского края в XIX веке. 1 часа
Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура
сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение
живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский,
М. Н. Загоскин.
Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования.
Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение
провинциальной культуры для развития российской науки.
Выдающиеся ученые земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф.
Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский.
Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество
В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова.
Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе.
Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского
музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе.
Первый киносеанс.
Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова.
Художественное училище.
Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.
Взаимодействие народов Пензенского края. Религия. Национальный состав
населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные
ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей.
Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.
Тема 4. Культура Пензенского края в начале XX века (до 1914 г.). 1 час
Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека.
Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское
общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина.
Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И.
Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.
Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное
искусство. Диалог столицы и провинции.
Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. ГорюшкинаСорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи.
Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин.
Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура.
Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского.
Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры «серебряного века».
Проектная деятельность. Экскурсии. 1 час.
Тема 1. Пензенский край накануне великих потрясений. 1час
Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества
нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.
10

1917 год... Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения
самодержавия. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и
левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.
Тема 2. Пензенский край в период гражданской войны.
Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Пензенская
губерния в прифронтовой полосе. Антоновское движение на территории Пензенского края.
Пензенцы-участники гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и
современников.
Тема 3. Пензенский край в 1920-1930-е годы. 1 час
Политика «военного коммунизма». Новая экономическая политика в Пензенском
крае.
Экономическое и политическое развитие Пензенского края в 1926-1939 годы.
Культура 1920-1930-х годов.
Тема 4. Пензенский край в годы Великой Отечественной войны. 2 часа.
Мобилизация на территории области. Участие пензенцев и жителей нашего села в
оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей
Красной Армии в 1941- 1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.).
Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках.
Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных
промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская
промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь
фронту.
Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других завершающих сражений
Великой Отечественной войны. Цена победы.
Проектная деятельность. Экскурсии. 1 часа
Тема 1. Пензенский край в 1946-1980-х годах. 1 час
Послевоенные годы (1946-1960-е годы). Важнейшие задачи в экономике области.
Особенности развития промышленности Пензенской области в послевоенные годы.
Изменения в быте населения, в облике городов и сёл Пензенской области в послевоенные
годы.
От «оттепели» к «застою». Достижения и неудачи (середина 1960 – середина 1980-х
годов).
Культура 1950-1980-х годов). Развитие различных направлений культуры
Пензенского края. Противоречивость культурной жизни Пензенского края.
Тема 2. Суверенная Россия. Новая страница в жизни Пензенского края. 1 час
«Лихие девяностые». Основные проблемы экономического развития Пензенской
области в 1990-е годы. Социальные последствия «шокотерапии». Специфика либеральных
реформ в Пензенской области.
Культурная жизнь Пензенской области в 1990-е годы. Достоинства и недостатки в
развитии культуры Пензенской области в новой общественной ситуации.
Тема 3. Вступая в XXI век. 1 час
Население Пензенской области. Изменение численности населения региона.
Участие Пензенской области в реализации национального проекта «Демография».
Развитие образования. Дошкольное образование. Общее образование. Работа с
одаренными детьми. Дополнительное образование. Профессиональное образование.
Культура Пензенской области. Книга и библиотека. Музеи – хранители и
трансляторы памяти. Театр и кино. Архитектура и изобразительно искусство. Музыка.
Этнический состав населения Пензенской области. Национальные культурные
традиции. Национальные культурные автономии Пензенской области.
Религия народов Пензенской области. Православие. Ислам. Иудаизм.
Тема 4. Административно-правовые преобразования. 2 часа
Пензенская область – субъект Российской Федерации. Структура органов власти
Пензенской области как субъекта Российской Федерации.
11

Система управления Пензенской области. Административно-территориальное
деление Пензенской области. Обязанности губернатора и вице-губернатора Пензенской
области. Правительство Пензенской области как высший исполнительный орган
государственной власти Пензенской области. Референдумы. Законодательное собрание
Пензенской области как орган законодательной власти в регионе.
Пензенская символика. Герб, флаг, гимн Пензенской области. Гербы городов и
районов Пензенской области.
Выборы и политические партии. Общие и отличительные черты в развитии
многопартийности Пензенской области и России. Особенности изменений в избирательном
праве в 1990-х-2020-х годах. Политические установки партийных структур в современной
России.
Тема 5. Социально-экономическое развитие. 1 час
Экономическое развитие: испытания и перспективы. Специфика экономического
развития Пензенской области в первые десятилетия XXI века. Изменения социальной
инфраструктуры в первые десятилетия XXI века в Пензенской области.
Внешнеэкономические связи. Основные сферы экономического и социокультурного
сотрудничества Пензенской области. Направления международного сотрудничества
Пензенской области на современном этапе.
Проектная деятельность. Экскурсии. 1 час.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ»
НА УРОВНЯХ
ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса «История Пензенского края» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к природно-историческому наследию своей
малой родины; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
2) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей малой родины, уважения к своему
и другим народам.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к объектам растительного
и животного мира;
3) применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
С сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания.
В сфере экологического воспитания:
12

1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий,
приносящих ей вред;
2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в
произведениях искусства.
В сфере ценности научного познания:
1) ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
2) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении цх знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
3.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного
края;
2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
4) проводить по предложенному плану исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (исследования).
3) Работа с информацией:
1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом практической задачи;
2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с практической задачей;
7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
13

2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1) Самоорганизация:
а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни.
3) Самооценка:
а) объективно оценивать результаты своей деятельности;
б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим
материалом);
2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
3.3.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Познавательные:
- относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее
географического положения и природы;
- знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и
понятия;
- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями).
Ценностно-мотивационные:
14

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность.
Трудовые:
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
Эстетические:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативные:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
К концу обучения обучающийся 5 класса научится:
- определять основные этапы освоения Пензенского края в первобытную эпоху;
- давать определения основных понятий: род, племя, стоянка, присваивающее
хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство.
- показывать на карте территорию края и древние стоянки первобытных людей;
- описывать природные условия Пензенского края, образ, жизнь первобытных
людей, орудия труда, занятия, быт;
- описывать памятники первобытной культуры;
- составлять кроссворды, ребусы, шарады.
К концу обучения обучающийся 6 класса научится:
- осознавать роль истории родного края в познании окружающего мира;
- объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального
развития;
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории и ее исторического прошлого;
- определять причины и следствия проблем исторического развития на
национальном уровне;
- приводить примеры важных исторических дат и событий на территории
мордовского края;
- пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая
литература, интернет-источники;
- понимать смысла собственной действительности;
- формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины.
К концу обучения обучающийся 7 класса научится:
- иметь целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного
общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических
процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в
истории России;
- пользоваться базовыми историческими знаниями об основных этапах и
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
15

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений
прошлого и современности;
- искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию
различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать
свое отношение к ней;
- работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- проявлять уважение к мировому и отечественному историческому наследию,
культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для
выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
К концу обучения обучающийся 8 класса научится:
- определять и объяснять понятия; выделять главную мысль, идею в учебнике и
рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических
проявлениях, применяя принципы историзма;
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и
систематизировать полученную
информацию, осуществлять
перенос знаний
(межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на
основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и
аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и
письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в
дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями,
докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты; уметь
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять
самоконтроль и самооценку.
К концу обучения обучающийся 9 класса научится:
- обладать представлениями об историческом пути своей «малой родины» как
необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории
собственной страны;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своего города, своей страны, знать достопримечательности края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических
событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
16

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения
событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего
края;
- объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
К концу обучения обучающиеся 10-11 классов научится:
- формировать относительно целостное представление ключевых событий в истории
региона, выдающихся людей родного края и их вклад в его развитие, историческую
обусловленность социально-экономического развития;
- знать памятники истории и культуры Пензенского края;
- уметь соотносить события истории Пензенского края с событиями истории России,
определять их последовательность и длительность;
- показывать на исторической карте расселение народов Пензенского края в
прошлом и в настоящее время;
- соотносить свидетельства воспоминаний земляков и родственников, факты из
истории семьи с историческими процессами и явлениями, происходившими в Пензенском
крае и в стране;
- давать описание важнейших событий из истории Пензенского края, памятников
культуры на основе текста учебных пособий по истории Пензенского края и музейных
материалов;
- уметь оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории
родного края в форме доклада, реферата, эссе или исследовательского проекта;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни: – для определения собственной позиции по отношению к явлениям
современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для: — для определения собственной позиции по отношению к
явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической
обусловленности;
- уметь высказывать собственные суждения об историческом наследии коренных
народов и сибиряков-старожилов;
- уметь осознавать себя представителем местного регионального и этнокультурного
сообщества и гражданином России.

этнокультурного сообщества и гражданином России.

17

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1. «История Пензенского края» в 5-6 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Наименование Количест
Программное содержание
разделов и тем во часов
программы
курса
Введение
1
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные
источники о прошлом. Древние сооружения как
источник
наших
знаний
о
прошлом.
Роль
археологических раскопок в изучении истории нашего
края. Счёт лет в истории.
Краеведение
Краеведение как наука о родном крае. Понятие
как наука о
краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования.
родном крае.
Направления
краеведения:
историческое,
географические, биологическое, литературное и др.
Древнейшие
1
Ледниковый период.
люди
Расселение древнейших людей и его особенности.
Родовые общины.
Первобытные собиратели и охотники. Представление о
понятии «первобытные люди».
Орудия труда и складывание опыта их изготовления.
Древнейшие
Заселение Поволжья в древности. Климатические
люди
на
условия. Первые жилища на территории Пензенского
территории
края. Первые люди на территории Пензенского края.
Пензенского
края.
Древнейшие
Первые стоянки человека, обнаруженные на территории
люди
на
Пензенского края. Занятия древних жителей Пензенского
территории
края.
Пензенского
края.
Возникновение
земледелия
и
скотоводства.
Родовые
1
Представление о зарождении производящего хозяйства.
общины
Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия
охотников
и
перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел.
собирателей
Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение
ткацкого станка.
Род и племя.
Искусство
и
религия
древних людей
на территории
Пензенского
края

Возникновение искусства и религии.

18

8.

Первые
скотоводы
и
земледельцы на
территории
Пензенского
края

Заселение Пензенского края осёдлыми скотоводами.
Религиозные представления срубных племен.

9.

Первые
скотоводы
и
земледельцы на
территории
Пензенского
края

Культура савроматов на территории Пензенского края.
Появление первых
«городищ» на
территории
Пензенского края.

10.

Музей.

Музей как сохранение культуры народа. Культура
поведения в музее. Виды сбора информации. Работа
школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия?
Правила проведения экскурсии в музее.

11.

Музей.

12.

Музей.

13.

Музей.

1417.

Проектная
деятельность.
Экскурсии.

Музей как сохранение культуры народа. Культура
поведения в музее. Виды сбора информации. Работа
школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия?
Правила проведения экскурсии в музее
Музей как сохранение культуры народа. Культура
поведения в музее. Виды сбора информации. Работа
школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия?
Правила проведения экскурсии в музее
Музей как сохранение культуры народа. Культура
поведения в музее. Виды сбора информации. Работа
школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия?
Правила проведения экскурсии в музее
Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

№
п/п

Наименование Количест
Программное содержание
разделов и тем во часов
программы
курса
Начало
1
Переход от военной демократии к государственности.
феодальной
Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление,
эпохи.
верования, отношения с соседями. Волжская Булгария.
Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской
Булгарии.
Экономическая
жизнь.
Политическое
устройство.
Первые
Возникновение
Буртасского
княжества.
государства
Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии
на развитие Пензенского края.

1.

2.

19

3.

Мордва в
древности

Этнические
общности
на
территории
края.
Формирование мордовского этноса. Военные союзы
мордовских племен. Борьба с внешними врагами.
Возникновение феодальных образований. Хозяйственная
жизнь, быт, верования.

4.

Буртасы

5.

Мещера

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае.
Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

6.

Пензенский
край в период
раннего
средневековья

Сходство и различия в развитии Пензенского края в
период раннего средневековья.

7.

Буртасское
княжество

Буртасское
княжество.
Социально-политическое
устройство. Строительство городов и крепостей.
Земледелие.
Скотоводство.
Ремесла.
Торговля.
Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

8.

Монголотатарское
нашествие

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи.
Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через
Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы.
Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение
территории Пензенского края.

9.

Золотая Орда

10.

Мохши

Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория.
Население.
Столица.
Социально-политическое
устройство. Строительство городов. Экономика. Распад
Золотой Орды. Формирование татарского народа.
Своеобразие золотоордынского периода в истории
Пензенского края.
Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан.
Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура.
Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть.
Гибель Мохши.

11.

Казанское
ханство

1

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство,
образ жизни, духовные представления.

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед.
Территория. Население. Экономическое развитие.
Общественно-политический строй. Взаимоотношения с
Русским государством.
20

Культура в XXVI веках

12.

1314.

Особенности развития культуры Пензенского края.
Единство и своеобразие в развитии культуры разных
народов края. Влияние религий на развитие культуры.
Зодчество.
Декоративно-прикладное
искусство.
Художественные ремесла. Устное народное творчество.
Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

Проектная
деятельность.
Экскурсии.

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

4.3. «История Пензенского края» в 7 классе-8классе (17 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

3.
4-5.

6.

7.

Наименование
Количес
Программное содержание
разделов и тем
тво
программы
часов
курса
Русская
1
Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и
колонизация
и
направления колонизации. Походы Василия III и Ивана
поход
Ивана
IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел.
Грозного
на
Казань
Мещерские
Присоединение края к Руси. «Дикое поле». Учреждение
сторожи
и
дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.
станицы
Воротынский.
Засечные черты
Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и
XVI-XVII вв.
ногайских татар. Строительство острогов, городов.
Основание Пензы
Заселение края. Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е.
П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия
Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в
провинциальный
город
Российской
империи.
Положение населения Пензенского края.
Административно
Административно-территориальное деление. Воеводы.
-территориальное
Уезды на территории Пензенского края.
деление
Военно-административное деление.
Участие
населения края в
крестьянской
войне
под
предводительство
м Степана Разина.

Усиление эксплуатации населения края. Участие
населения края в крестьянской войне под
предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В.
Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими.

21

8.

9.
10.

1112.

1314.

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6-7.

Освоение края в
первой половине
XVII века.
Топонимика.
Экономическое
развитие края в
первой половине
XVII в.
Культура
Пензенского края
XVII века
Проектная
деятельность.
Экскурсии

Основное население Пензенского края в XVII веке.
Занятия населения. Коренное население. Служилые
люди.
Понятие топонимика. Топонимы и гидронимы
Пензенского края.
Экономическое развитие края. Складывание
вотчинного хозяйства.

Особенности развития культуры края, ее единство с
общероссийской культурой. Язык. Декоративноприкладное искусство. Быт. Архитектура края. ТроицеСканов монастырь. Распространение грамотности.
Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

Наименование
Количес
разделов и тем
тво
Программное содержание
программы
часов
курса
Освоение края в
Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века.
70-80 годы XVII
Строительство Пензенской засечной черты.
в.
Население
Состав населения к концу XVII века.
Пензенского
края в 70-80 годы
XVII в.
Экономическое
Экономическое развитие края. Основные занятия
развитие
во
населения. Развитие сельского хозяйства, ремесел.
второй половине
Повинности населения.
XVII в.
Культура
Культура Пензенского края XVII века. Особенности
Пензенского
развития культуры края, ее единство с общероссийской
края во второй
культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство.
половине XVII в.
Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь.
Распространение грамотности.
Административн
Вхождение территорий Пензенского края в XVIII веке в
осостав губерний, наместничеств. Указ от 9 сентября 1801
территориальное
г.
о
восстановлении
Пензенской
губернии.
деление
Территориальное деление Пензенской губернии.
Гербы городов
Геральдика. Указ от 28 мая 1781 г. об утверждении
Пензенского
гербов городам Пензенского наместничества.
края
Современные гербы районных центров и городов
Пензенской области.
22

8.

Экономическое
развитие в XVIII
в.

910.

Крестьянская
война
под
предводительств
ом Е.И. Пугачева

1112.

1317.

Экономическое развитие края. Основные занятия
населения.
Развитие
сельского
хозяйства,
промышленного производства, ремесел, торговли.
Укрепление помещичьего землевладения. Барщина.
Оброк.
Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны
под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест
Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в
Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия
восставших в крае. Подавление восстания.
Своеобразие культуры края. Христианизация местного
населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи
усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт
народа.
Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

Культура
Пензенского
края в XVIII в.
Проектная
деятельность.
Экскурсии.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.5. «История Пензенского края» в 9-11 классе (17 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

Наименование Количест
Программное содержание
разделов и тем во часов
программы
курса
Система
1
Система управления в крае. Пенза – губернский город.
управления в
Пензенские губернаторы.
Пензенском
крае в XIХ в.
Экономическое
развитие
Пензенского
края в XIХ в.
Отечественная
война 1812 г.

Господство феодальных отношений. Новые направления
в развитии экономики. Начало промышленного
переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство –
основная отрасль экономики. Положение населения.
Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост
патриотических настроений. Сбор пожертвований.
Участие пензенцев в военных действиях. Создание
народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Общественные
движения

Социальное движение в крае. Выступление крестьян и
рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.

23

Народничество. Участие пензенцев в народническом
движении.

2.

Культура
Пензенского
края в XIX в.

1

Исторические условия развития культуры в первой
половине XIX века. Культура сельского населения края.
Просвещение. Издательская деятельность. Театр.
Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И.
Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н.
Загоскин.
Демократизация
культуры.
Роль
губернской
интеллигенции в развитии образования. Земская школа,
публичная
библиотека
–
новые
элементы
провинциальной жизни. Значение провинциальной
культуры для развития российской науки.
Выдающиеся ученые земляки П.Н. Яблочков, Н.Н.
Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов,
Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский.
Художественная культура Пензенской губернии.
Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е.
Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова.
Оживление театральной жизни. Создание народного
театра в Пензе.
Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения
Императорского русского музыкального общества.
Музыкальные классы в Пензе.
Первый киносеанс.
Первый общедоступный художественный музей имени
Н.Д. Селиверстова. Художественное училище.

Взаимодействи
е
народов
Пензенского
края. Религия.

1

Характерные черты культурной жизни губернии второй
половины XIX века.
Взаимодействие народов Пензенского края. Религия.
Национальный состав населения Пензенского края. Быт
и формы социальной жизни. Обычаи и культурные
ценности русских, татар, мордвы, чувашей и
представителей других народностей.
Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную
и общественную жизнь.

24

Экономическое
развитие
в
начале XX в.
3.

4.

1

Наследие XIX века и новые явления в развитии края.
Промышленность края. Особенности индустриального
роста в губернии.

Революционны
й кризис в
России 19051907
гг.
и
Пензенский
край.

Революционный кризис в России 1905-1907 годов и
Пензенский край Влияние революционных событий в
стране на Пензенский край.

Столыпинская
аграрная
реформа
и
пензенское
крестьянство.

Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии.

Пензенский
край в годы
первой
мировой
войны.

Экономика Пензенского края в годы первой мировой
войны. Пензенцы на фронтах первой мировой войны.

Культура
Пензенского
края в начале
XX в.

Становление многопартийности и парламентаризма.

Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии
Проведение реформы в Пензенском крае. Социальноэкономические итоги реформы.

1

Тема 4. Культура Пензенского края в начале XX века (до
1914 г.) (2 часа)
Многообразие
культурной
жизни
провинции.
Образование.
Земская
библиотека.
Культурнопросветительская
деятельность
губернской
интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество
любителей естествознания И.И. Спрыгина.
Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер
русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная
жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.
Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б.
Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и
провинции.
Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф.
Петрова,
И.С.
Горюшкина-Сорокопудова.
Художественные выставки. Проблема традиции и
новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В.
Лентулов и В.Е. Татлин.

25

Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в
Пензе.
Хоровая
культура.
Деятельность
А.А.
Архангельского, А.В. Касторского.
Провинция – мощный духовный потенциал русской
культуры «серебряного века».
Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

5

Проектная
деятельность.
Экскурсии.

№
п/п

Наименование Количест
Программное содержание
разделов и тем во часов
программы
курса
1917 год и
1
1917 год... Политическая обстановка в Пензенской
Пензенский
губернии после свержения самодержавия. Февральская
край.
революция и Пензенский край. Пензенский губернский
совет рабочих, солдатский и крестьянский депутатов.
Пензенская группа РСРП. I и II губернский рабочие
съезды.

6.

1

Установление
советской
власти.

7

8

Установление советской власти в Пензе. В.В. Кураев. IV
губернский крестьянский съезд. Установление советской
власти
в
губернии.
Первые
преобразования.
Преобразования в хозяйственной сфере.

Пензенский
край в годы
Гражданской
войны.

1

Начало
гражданской
войны
в крае.
Мятеж
чехословацкого корпуса. Пензенская губерния в
прифронтовой полосе. Антоновское движение на
территории Пензенского края.

Пензенцы
на
фронтах
гражданской
войны

1

Пензенцы-участники гражданской войны. Гражданская
война по оценкам участников и современников.

Политика
«военного
коммунизма».

Политика «военного коммунизма» и ее результаты.
Основные
направления
политики
«военного
коммунизма» в Пензенском крае.

Новая
экономическая
политика
в
Пензенском
крае.

Пензенский край в годы нэпа. Мероприятия нэпа в
экономике, политике, культуре в Пензенском крае.

26

Индустриальное развитие Пензенского края в 1926-1939
годы. Общие черты и особенности индустриального
развития края.
Коллективизация.
Политическая жизнь Пензенского края в 1930-е годы.

Экономическое
и политическое
развитие
Пензенского
края в 19261939 годы.
Культура 19201930-х годов.

1

Культура 1920-1930-х годов.
Преобразования Советской власти в области культуры.
Народное творчество: ремёсла, художественные
промыслы. Зарождение физической культуры. Театр.
Кино.
Музыкальная
культура.
Изобразительное
искусство. Литература. Основные черты культуры 19201930-х годов: новые веяния, достижения, успехи и
утраты.
Власть и церковь. Отношение к религии.
Образование
Пензенской
области.
Завершение
индустриализации и коллективизации. Изменения в
народном образовании. Мобилизация на территории
области.

2

Участие пензенцев в оборонительных боях летом и
осенью 1941 года. Формирование соединений и частей
Красной Армии в 1941- 1942 годах (10-я армия, 338-я и
354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных
специалистов в пензенских училищах и учебных полках.
Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и
других завершающих сражений Великой Отечественной
войны.

Пензенский
край
в
предвоенные
1938-1941
годы.
Пензенцы
на
фронтах
Великой
Отечественной
войны.

Перевод экономики области на военные рельсы.
Размещение
эвакуированных
промышленных
предприятий, учреждений и населения на территории
области. Пензенская промышленность – фронту.
Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь
фронту. Цена победы.

Военная
экономика.

9

Проектная
деятельность.
Экскурсии.

№
п/п

Наименование Количест
Программное содержание
разделов и тем во часов
программы
курса
Важнейшие задачи в экономике области. Особенности
Послевоенные
1
развития промышленности Пензенской области в
годы
(1946послевоенные годы.
1960-е годы).

10

1

Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.

27

От «оттепели»
к «застою».

11

Достижения и
неудачи
(середина 1960
–
середина
1980-х годов).
Культура 19501980-х годов.

1

Россия
и
Пензенская
область в 19801990-е годы.

Изменение численности населения региона. Участие
Пензенской области в реализации национального
проекта «Демография».

Население
Пензенской
области
в
начале
XXI
века.
Культура
и
образование
Пензенской
области
в
начале
XXI
века.
12

13

Изменения в быте населения, в облике городов и сёл
Пензенской области в послевоенные годы.
Пензенский край в середине 1960-х годов. Реформы
1960-х годов и Пензенский край. Л.Б. Ермин. Пензенский
край в 1970-е годы.
Реформа сельского хозяйства. Социалистическое
соревнование 1960-1980-х годов. Реформирование
промышленности.
Развитие
в
Пензе
научноисследовательских институтов. Повышение культуры
градостроительства.
Развитие различных направлений культуры Пензенского
края. Противоречивость культурной жизни Пензенского
края.
Негативные процессы в экономике России и Пензенской
области. Перестройка. Изменения в промышленности и
сельском хозяйстве. Рыночные преобразования в
Пензенской области в 1990-е годы.

1

Дошкольное образование. Общее образование. Работа с
одаренными детьми. Дополнительное образование.
Профессиональное образование.
Книга и библиотека. Музеи – хранители и трансляторы
памяти. Театр и кино. Архитектура и изобразительно
искусство. Музыка.

Национальные
и религиозные
культурные
традиции
Пензенской
области.

Национальные культурные традиции. Национальные
культурные автономии Пензенской области.
Религия народов Пензенской области. Православие.
Ислам. Иудаизм.

Пензенская
область
субъект
Российской
Федерации.

Структура органов власти Пензенской области как
субъекта Российской Федерации.
Система
управления
Пензенской
области.
Административно-территориальное деление Пензенской
области. Обязанности губернатора и вице-губернатора
Пензенской области. Правительство Пензенской области
как высший исполнительный орган государственной
власти
Пензенской
области.
Референдумы.
Законодательное собрание Пензенской области как орган
законодательной власти в регионе.
Герб, флаг, гимн Пензенской области. Гербы городов и
районов Пензенской области.

Пензенская
символика.

–

1

28

Выборы
и
политические
партии.

Общие и
отличительные черты
в развитии
многопартийности Пензенской области и России.
Особенности изменений в избирательном праве в 1990-х2020-х годах. Политические установки партийных
структур в современной России.

Экономическое
развитие:
испытания
и
перспективы.

Специфика экономического развития Пензенской
области в первые десятилетия XXI века.
Изменения социальной инфраструктуры в первые
десятилетия XXI века в Пензенской области. Основные
сферы
экономического
и
социокультурного
сотрудничества Пензенской области. Направления
международного сотрудничества Пензенской области на
современном этапе.

Проектная
1
деятельность.
Экскурсии.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1417.

Проекты по истории Пензенского края в древности.
Экскурсии.
17

29

5. Список литературы
Белорыбкин Г.Н. Историография древней истории Пензенского края. –
Пенза, 1995. (Соавтор: Кишинская С.А); Золотаревское поселение. – СПб.–
Пенза, 2001.
Белорыбкин Г.Н. Археологическая карта // Пензенская энциклопедия. –
М., 2001.
Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. – Пенза, 2008.
Белорыбкин Г.Н. Засечные черты – Великая Русская стена // Вояджер:
мир и человек. – 2012. № 3. Белорыбкин Г.Н. Раскопки средневекового селища
Котово // Археологические открытия. – 2011.
Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. – Пенза, 1988.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Вгляд на проблему // Временник, 1994. – №
11.
Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г. Татары-мишари // Пензенская
энциклопедия. – Пенза, 2001. С. 602-603.
Белорыбкин Г.Н. Русские // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С.
530-531.
История Сурского края. Учебное пособие. /Сост. Г.В. Гарбуз. / Под ред.
В. Ю. Карнишина. – Пенза, 2015.
История Пензенского края. Г. Н. Белорыбкин [и др.; под ред. Г. Н.
Белорыбкина, Н. П. Берляковой]: учебное пособие для основных школ. – Изд.
2-е, испр. и доп. – Пенза: Эстейт Проект, 2007.
История Пензенского края со второй половины XIX века до наших дней
[Электронный ресурс]: (электронное учебное пособие): [для учащихся 9
классов]. – Пенза: Пензенский ин-т развития образования: АЛЮР. – 2009.
История Пензенского края. Конец XX – начало XXI века: Учеб.-мет. пос.
(А.В. Очкина, В.А. Власов, Е.А. Прохорова, Н.П. Берлякова, Г.Н. Рябова, А.В.
Первушкин, Л.А. Королева, В.В. Гошуляк, А.А. Грачев, И.С. Шишкин, В. Ю.

30

Карнишин, О.А. Сухова, В.В. Табаченкова) / Под ред Г.Н. Белорыбкина, Н.П.
Берляковой. – Пенза, 2022.
История музыкальной культуры города Пензы. Монография. /Сост.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Музыка и методика
преподавания музыки» ПГУ, член-корреспондент Петровской академии наук
и искусств В.В. Бахтин. – М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»,
2019. – 262 с. (серия «Библиотека духовной культуры», выпуск 65).
Мавлюдов И. Н., Пугачева Н. П. Культура Пензенского края.
Справочное пособие. – Пенза, 2012.
Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном // Дмитрий
Мурашов. – Пенза, 2015.
Мурашов Д.Ю. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. – 2020.
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А.
Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.
Первушкин В.И. Мордва // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001.
Первушкин В.И. Пургас, Пуреш // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001.
Пензенская энциклопедия. /Гл. ред. К.Д. Вишневский. Ред. коллегия:
Г.Ф. Винокуров, В.А. Власов, В.С. Годин, Н.И. Забродина, Н.М. Инюшкин
(зам. гл. ред.), Л.И. Крутова, М.И. Кутанина (учёный секретарь), О.М. Савин,
А.В. Тюстин, В.Н. Хрянин, А.И. Чирков. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2001.
Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887:
отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к
Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И.
Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889.
Полубояров М.С. Мокша, Сура и другие... Материалы к историкотопонимическому словарю Пензенской области. – М., 1992.
Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах. Сердобск и
Сердобский район в XVIII веке. – Саратов, 1999.
Полубояров М.С. Малая долька России. Очерки о Малосердобинском
районе Пензенской области. – Малая Сердоба, 2003.
31

Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики. –
М., 2003; 2-е изд. – М., 2010.
Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В.
Сушкин; Под редакцией Н.И.Забродиной. – Спасск, 2008.
Сухова

О.А.

Краеведение

в

новейшей

истории

России:

библиографический справочник-комментарий. Учебно-методическое пособие
для

студентов

исторического

факультета.

–

Пенза:

Пензенский

государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (ПГПУ).
Исторический факультет: Гуманитарный учебно-методический и научноиздательский центр (ГУМНИЦ), 2011.
Сухов А.Б., Сухов В.А. С высоты его валов. (Из истории города
Городище). Книга первая. Судьба страны была его судьбой. – Пенза, 2012.
Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы
умножившие. Т. 3 (У-Я), дополнения (А–Т).: [биогр. слов.] / Тюстин А.В.,
Шишкин И.С. – М.: Локус Станди, 2013.
Ульянов

А.Е.

Динамика

численности

крестьянского

населения

Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века. – Тамбов:
Грамота, 2009. №03. 199 – 202 с.
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань, 1989;

32

6. Интернет-ресурсы
Археологическая карта Пензенской области. Юловское городище.
http://km-penza.ru/arxeologicheskaya-karta-penzenskoj-oblasti-yulovskoegorodishhe/
Источники поиска краеведческой информации. Информационный
каталог. / Авторы сост. Д.Е. Ермолаева и Г.Б. Кондратьева. – Пенза. – ГАОУ
ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2019.
https://irrpo.pnzreg.ru/v-pomoshchpedagogu/uchitelyu/библиотекарю/Источники%20поиска%20краеведческой%
20информации.pdf
Культурные ландшафты в традициях народов Среднего Поволжья
(Пензенская область и Республика Мордовия): Учебно-методическое пособие:
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2020/03/Культурные-ландшафты-втрадициях-народов-Среднего-Поволжья-Пензенская-область-и-РеспубликаМордовия-Учебно-методическое-пособие.pdf
Кураев

В.В.

Октябрь

в

Пензе.

https://kraeved-pnz.ru/wp-

content/uploads/2015/04/В.-Кураев-Октябрь-в-Пензе.pdf
Лебедев В.И. «Загадочный город Мохши». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.И.-Лебедев-Загадочный-город-Мохши.pdf
Лебедев В.И. «Легенда или быль. По следам засечных сторожей».
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2016/12/В.И.-Лебедев-Легенда-илибыль-По-следам-засечных-сторожей.pdf
Мурашов

Д.Ю.

Декабристы-пензяки.

Спорно

о

бесспорном

https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/03/Декабристы-пензяки.pdf
Мурашов, Дмитрий Юрьевич. Александр Герцен и Пензенский край. –
Пенза. Мясников Г.В. «Город-крепость Пенза». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2016/09/Г.В.-Мясников-Город-крепость-Пенза.pdf
Мясников

Г.В.

страницы

из

дневника.

https://dl.liblermont.ru/DL/Poluboyarov/Myasnikov.pdf/download/Myasnikov.pdf
Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)
https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.-А4.pdf
33

–

2020.

https://dl.liblermont.ru/DL/November_20/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf/download
/Gercen_i_Penzenskij_kraj.pdf
Пензенская

область.

Путеводитель.

https://kraeved-pnz.ru/wp-

content/uploads/2020/03/Пензенская-область.-Путеводитель.pdf
Пенза.

Путеводитель.

https://kraeved-pnz.ru/wp-

content/uploads/2018/10/Пенза.-Путеводитель..pdf
Пензенской

энциклопедии

в

2

томах.

Т.1.

https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т1.pdf/download/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf;

Т.2.

https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penz_enciklopediya_т2.pdf/download/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf
Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики:
М.

Издательство

ЗАО

«ФОН»,

2010.

http://www.suslony.ru/hist_librs/drevnosti_Penz.pdf
Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887:
отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к
Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И.
Василев.

–

Пенза:

Губернская

типография,

1889.

https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_pe
tidestiletie.pdf/download/Penzenskie_gubernskie_vedomosti_1_petidestiletie.pdf
Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А.
Сушкина,

М.В.

Сушкин

/

Под

редакцией

Н.И.

Забродиной.

http://travelclubonline.ru/data/documents/Spasskaia_letopis.pdf
Савин

О.

Пенза

литературная.

https://disk.yandex.ru/i/dEpnmHNp32PKPU
Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы
умножившие.

Т. 3

(У-Я),

дополнения

(А–Т).

https://penza-

gorod.ru/download/doc3_text_117_114816_penzenskayapers.pdf
Шварёв В. Борьба за установление и упрочение Советской власти в
Пензенской

губернии.

https://kraeved-pnz.ru/wp-content/uploads/2015/04/В.34

Шварев-Борьба-за-установление-и-упрочение-Советской-власти-вПензенской-губернии.pdf

35


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».