Общая характеристика коррекционного курса
Программно-методический материал включает 9 разделов:
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир".
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других".
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение».
Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащегося,
стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация
внимания... В дальнейшем, в ходе обучения, формируются сенсорно-перцептивные действия. Ученик
учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в
будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих
занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных
особенностей. В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Планируемые личностные результаты:
Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего учебного
года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном
этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе:
в познавательной сфере:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать; выполнять арифметические действия;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
в коммуникативной сфере:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
-ориентироваться в спектре профессий;
-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
в эмоционально-волевой сфере:
-выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
-адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Планируемые результаты
Результатами освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования являются:
-формирование учебной мотивации,
-стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
-гармонизация психоэмоционального состояния,
-формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
-развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе),
-повышение социального статуса ребенка в коллективе
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п
Название разделов
Колво
часов
1
Диагностика познавательной
сферы и эмоционального
восприятия
2
2
Коррекция когнитивных
процессов "Я познаю мир"
9
2.1
"Коррекция и развитие
внимания и его свойства.
Развитие произвольности
психических процессов".
2
Виды учебной деятельности
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня развития
когнитивной сферы, определению
социально-личностного и
эмоционального развития в начале
обучения
Сосредотачивает сознание на
определенных предметах или явлениях
при одновременном отвлечении от
других. Выполняет упражнения на
развитие произвольного внимания.
2.2
"Коррекция и развитие
мышления и мыслительных
операций. Развитие
внутреннего плана действий"
3
Обобщает и классифицирует объекты,
выделяет существенные признаки.
Выполняет упражнения на развитие
способности систематизации объектов
и информации.
2.3
"Коррекция и развитие
памяти. Обучение приёмам
запоминания".
3
Развивает слуховую и зрительную
память, запоминает большой по
объему материал, а потом его
воспроизводит.
2.4
"Коррекция и развитие
восприятия".
1
Воспринимает контуры предметов,
целостность предмета, учится
ориентироваться в пространстве,
развивает воображение. Выполняет
упражнения на развитие внимания и
зрительного восприятия.
3
Коррекция эмоциональноличностной сферы и
поведения "Познавая себя и
других"
10
3.1
"Я - это я! Знаю ли я себя"
2
Выполняет упражнения на
формирование и развитие
способностей к самопознанию,
осознание своей личной
уникальности
3.2
"Я тебя понимаю". Развитие
чувства эмпатии. Привет,
как твои дела?
2
Выполняет упражнения на развитие
навыков эмпатии.
3.3
"Я и Ты. Чем мы похожи".
1
Выполняет упражнения на развитие
навыков самоанализа и
наблюдательности.
3.4
"Кто твой настоящий друг"
1
Выполняет упражнения на развитие
умения ценить и уважать друзей,
находить положительные стороны
личности в окружающих
3.5
"Я учусь владеть собой".
Основы саморегуляции
2
Выполняет дыхательные упражнения,
упражнения на релаксацию,
упражнения, направленные на
осознание телесных ощущений,
связанный с напряжение и
расслаблением
3.6
"Поведение и культура
2
4
Коррекция и развитие
социальных и
коммуникативных умений
11
Освоение приёмов активного
общения "Я и другие"
2
Выполняет упражнения на умение
определить личностные черты других
людей, передачу внутренних черт
характера через выразительные позы,
умений распознавать эмоциональное
состояние по мимике.
1
4.2.
Раскрытие качеств,
необходимых для активного
общения "Какой я и какие
другие"
Выполняет упражнения на развитие
мимических движений, развитие
коммуникативных навыков.
4.3.
Знакомство с принципами
хорошего слушания "Я
слушаю"
1
Выполняет упражнения на
формирование навыков активного
слушания.
4.4.
Отстаивание своей точки
зрения и аргументации "Моё
мнение"
1
Выполняет упражнения на развитие
умений высказывать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Устранение барьеров
общения "Я + Ты"
1
Работа с таблицей барьеры общения.
Упражнения, направленные на
преодоление барьеров общения.
"Стили общения"
1
Заполняет таблицы разные стили
общения. Участвует в разыгрывание
этюдов беседы
4.7
Навыки совместной работы.
Коммуникативная игра
"Путешественники»
1
Выполняет упражнения на развитие
навыки совместной работы.
3
4.8
"Конфликты и способы их
разрешения". Отработка
навыков неконфликтного
поведения.
Отрабатывает навыки неконфликтного
поведения
4.1.
4.5
4.6
5
Повторное
тестирование
2
Учится вежливо говорить, развивает
умение начать, поддержать и вести
разговор.
Выполнение тестовых заданий по определению
уровня развития когнитивной сферы,
определению социально-личностного и
эмоционального развития в конце обучения
Итого: 34 часа