Сравнительный анализ мониторингов личностных результатов воспитания,
проведённых в 2023, 2024 гг.
МОУ СОШ с. Кикино Каменского района
На основании приказа Министерства образования Пензенской области № 16-151
от 18.08.2023 «О внедрении в общеобразовательных организациях Пензенской области
технологии « Применение объективной оценки личностных результатов обучающихся при
планировании воспитательной работы» в МОУ СОШ с. Кикино в октябре 2023 г. и сентябре
2024 г. проведены мониторинги личностных результатов воспитания обучающихся.
Приоритетные направления воспитательной работы в рамках Технологии:
патриотическое, трудовое (включая профориентационное) и духовно-нравственное.
В тестировании принимали участие обучающихся 7-11 классов (группа А - активные,
группа Б - пассивные), в количестве 25 человек.
В таблице приведены сравнительные результаты мониторингов.
Направление, критерий
Норма
Духовно-нравственное:
1.1. Способность к сочувствию по отношению к ≥ 68%
окружающим
2023г
2024г
Группа А
66,67%
Группа В
74,20%
Группа А
64,53%
Группа В
70,10%
Группа А
87,23%
Группа В
72,24%
Группа А
70,00%
Группа В
62,69%
≥ 76%
Группа А
45,33%
Группа В
56,20%
Группа А Группа А
- 7,56
37,77%
Группа В Группа В
-1,89
54,31%
≥ 76%
Группа А
62,20%
Группа В
69,50%
Группа А
57,47%
Группа В
66,90%
Группа А
54,73%
Группа В
64,90%
Группа А
79,31%
Группа В
50,13%
Группа А
54,85%
Группа В
55,63%
Группа А
65,27%
Группа В
78,80%
Группа А
+17,11
Группа В
-19,37
Группа А
-2,62
Группа В
-11,27
Группа А
+10,54%
Группа В
+13,9%
Трудовое (включая профориентационное):
Группа А
3.1. Развитость способности самостоятельно
от 76%
эффективно действовать в условиях постоянного
54,40%
по
обновления социальных и технологических
95,8%
Группа В
реальностей
57,60%
4.1. Развитость основных умений и навыков
≥ 75%
Группа А
конструктивного взаимодействия, сотрудничества со
37,80%
взрослым сообществом и сверстниками в социально
Группа В
значимых и трудовых аспектах деятельности
61,90%
4.2. Развитость стремления к добросовестности
Группа А
≥ 67%
Группа А
51,15%
Группа В
60,06%
Группа А
52,00%
Группа В
58,69%
Группа А
Группа А
-3,25%
Группа В
+ 2,46%
Группа А
+14,2%
Группа В
-3,21%
Группа А
1.2.
Проявляемая
в
поведении
готовность
взаимодействовать с окружающими людьми в
соответствии с морально-этическими нормами и
правилами, принятыми в обществе
Патриотическое:
2.1. Сформированность внутриличностных основ
для развития эмоционально-чувственного
неприятия проявлений неуважительного отношения
к ценностям своей и других культур
Общегражданское:
2.2. Настроенность на общение и совместную
деятельность с другими людьми
от 73,5%
по 95%
3.2. Сформированность уважительного
эмоционально окрашенного отношения к правам
и свободам других людей (в соответствии с
принципами гуманизма и нормами законов)
9.2. Способность предвидеть результаты своего
поведения
≥ 67%
≥ 72%
Динамика
Группа А
+20,56%
Группа В
-1,96
Группа А
+5,47
Группа В
-6,14
конкуренции на основе приложения своего труда
в различных видах деятельности
9.1. Настроенность на принятие самостоятельных ≥ 60%
решений - внутриличностная основа развития
способностей к самоорганизации своей деятельности
8.2. Развитость умения поддерживать
работоспособность в осуществляемой
деятельности
свою
≥ 34%
14. Готовность (сформированность установок и от
умений) к преодолению трудностей в своих
66,65%
делах и занятиях на основе волевого усилия
до
83,3%
Эстетическое:
5.1. Выраженность ценностных ориентаций,
≥ 73%
необходимых для развития чувства прекрасного,
восприятия и понимания произведений искусства
5.2. Готовность (сформированность установок и
умений) к активному творчеству
от 67,5%
по
93,75%
67,92%
Группа В
77,00%
Группа А
54,47%
Группа В
59,60%
Группа А
41,07%
Группа В
36,50%
Группа А
51,73%
Группа В
52,60%
67,92%
Группа В
63,31%
Группа А
61,85%
Группа В
53,19%
Группа А
50,77%
Группа В
39,94%
Группа А
58,85%
Группа В
50,81%
0%
Группа В
- 13,69
Группа А
+7,38%
Группа В
-6,41%
Группа А
+9,7
Группа В
+3,44%
Группа А
+7,12
Группа В
-1,79%
Группа А
53,53%
Группа В
74,00%
Группа А
45,40%
Группа В
57,00%
Группа А
54,69%
Группа В
51,19%
Группа А
46,08%
Группа В
56,13%
Группа А
+1,16%
Группа В
- 22,81
Группа А
+0,68
Группа В
-0,87%
Экологическое:
6.1. Способность оценивать (в том числе – на
≥ 55%
практике) возможные последствия деятельности
человека для окружающей среды
Группа А Группа А Группа А
50,69%
+9,42%
41,27%
Группа
В
Группа В
Группа В
54,44%
-11,36%
65,80%
Группа А Группа А Группа А
6.2. Способность разумно ограничивать свои
≥ 65%
54,13%
60,31%
+6,18
потребности, исходя из представления о последствиях
для природы деятельности человека
Группа В Группа В Группа В
- 8,89%
58,31%
67,20%
Освоение ценностей научного познания (исследовательское, интеллектуальное):
7.1. Интерес к новизне в получаемой информации и
Группа А Группа А Группа А
≥ 70%
переживаемых событиях
57,53%
57,46%
0%
Группа В Группа В Группа В
47,88%
53,10%
+11,81%
7.2. Умение самостоятельно пользоваться
≥ 75%
Группа А Группа А Группа А
различными средствами и способами получения
43,93%
74,23%
+30,3%
информации, значимой для целей своего
Группа В Группа В Группа В
личностного совершенствования
56,44%
60,50%
- 4,06%
Физическое (здоровьесберегающее):
8.1. Подтверждаемое на практике стремление
≥ 65%
Группа А Группа А Группа А
66,47%
60,15%
-6,32%
поддерживать и совершенствовать культуру
тела, свою физическую развитость
Группа В Группа В Группа В
45,56%
-9,54%
55,10%
8.2. Развитость умения поддерживать свою
Группа А Группа А Группа А
≥ 34%
+9,7%
работоспособность в осуществляемой деятельности
41,07%
50,77%
Группа В Группа В Группа В
+3,44%
36,50%
39,94%
ВЫВОД: Проанализировав результаты мониторингов личностных результатов, как видно
из таблицы, управленческая команда школы отметила, что по некоторым направлениям
прослеживается положительная динамика, но не достаточная, т.к.показатели остались
ниже нормы.
Также были отмечены сильные ухудшение показателей по следующими критериям:
Общегражданское:
- Настроенность на
общение
и
совместную деятельность с другими людьми
(ухудшения в группе В -19,37, в группе А, наоборот улучшенный результат +17,11)
- Сформированность уважительного эмоционально окрашенного отношения к правам и
свободам других людей (в соответствии с принципами гуманизма и нормами законов) –
ухудшения у обеих групп.
Трудовое:
- Развитость стремления к добросовестности конкуренции на основе приложения своего
труда в различных видах деятельности(ухудшения в группе В на 13,59%);
- Настроенность на принятие самостоятельных решений - внутриличностная основа
развития способностей к самоорганизации своей деятельности (ухудшения в группе В на
6,57%);
Работа по эти направлениям с группами А и В не достаточна, т.к.многие показатели остались
на ниже нормы.
Из чего делаем вывод, пересмотреть мероприятия по трудовому воспитанию, в том числе
в модуле Профориентация.
Эстетическое:
- Выраженность ценностных ориентаций, необходимых для развития чувства
прекрасного, восприятия и понимания произведений искусства (минус в В группе 22,81%);
В основном все показатели эстетическому направлению ниже нормы
Экологическое:
- Способность оценивать (в том числе – на практике) возможные последствия
деятельности человека для окружающей среды(в группе В – 11,36%);
Способность разумно ограничивать свои потребности, исходя из представления о
последствиях для природы деятельности человека (в группе В – 8,89%)
Физическое (здоровьесберегающее):
- Подтверждаемое
на практике стремление поддерживать и совершенствовать
культуру тела, свою физическую развитость (группа А – 6,32, группа В -9,54);
Нужно обратить внимание на критерии, показатели по которым оказались ниже нормы и
критерии с отрицательной динамикой показателей.
Данные результатов мониторингов стали поводом для пересмотра отдельных форм
организации воспитательного пространства и некоторых событийных дел.
Духовно-нравственное направление
Формы работы, от которых пришлось отказаться:
- Традиционные выставки рисунков и плакатов;
- Традиционные викторины.
Видоизменённые формы работы:
Классные часы – отказ от традиционных форм проведения в пользу активного
применения проектных методик и поисково-исследовательской деятельности.
Новые формы работы:
Онлайн-акция «Спасибо ветерану». Интерактивные викторины, игры, квесты.
Эстетическое
Формы, от которых пришлось отказаться: конкурс оформления кабинетов, конкурс
стенгазет.
Видоизмененные формы: концертные программы, творческие конкурсы, конкурс
проектов.
Новые формы работы:
Конкурс театрализованных постановок (НОО,ООО,СОО), Конкурс оформления
патриотического уголка «Мы память сохраним» (уровень ООО, СОО).
Физическое
Формы работы, от которых пришлось отказаться:
конкурс листков здоровья, конкурс рисунков.
Видоизменённые формы работы: Спортивно-игровая программа «Мальчишка –
будущий солдат», спортивно-игровая программа «А ну-ка, парни!», Дни здоровья,
Новые формы работы:
подвижные перемены, проведение туристических походов (НОО, ООО), спортивноразвлекательные программы на День защитника Отечества и 8 марта,
Зелёным цветом выделены видоизмененные на основании данных мониторинга формы
работы, красным цветом выделены новые формы работы.
Приоритетные направления воспитания и формы работы
Трудовое (включая
профориентационное)
- Классный альбом
«Профессия наших
родителей» (НОО);
- Конкурс книжек-малышек
«Кем работать мне тогда?
чем заниматься?» (НОО)
- Виртуальная выставка
«Профессии моей семьи»
(ООО)
- Круглый стол «Спрос
рождает предложения»
(СОО)
Патриотическое
- торжественное
посвящение
первоклассников в ряды
«Орлята России» (НОО,
ООО)
Памятные мероприятия,
посвящённые Дню снятия
блокады Ленинграда:
Акция
хлеб»;
Акция
журавлик»;
«Блокадный
«Белый
Библиотечный
час
«Листая
страницы…»
(НОО, ООО, СОО)
- Акция ко Дню памяти о
россиянах, исполнявших
служебный
долг
за
пределами Отечества
- Образовательное
путешествие «О героях
былых времен...» (НОО)
- встреча «Герои нашего
времени» (встреча с
участником
СВО) (НОО)
Духовнонравстсвенное
- Классные часы «Я и
другие»(НОО, ООО,
СОО)
- социальная
благотворительная акция
«Помоги тому, кто
оказался в беде» (НОО,
ООО, СОО)
- Квест
«Школа доброты» (НОО)
- Игра-путешествие
«Я,ты,он, она вместе
дружный класс» (НОО)
- Онлайн-марафон
«Скажи СПАСИБО» (НОО,
ООО, СОО)
- Встреча с приглашенным
гостем участником СВО
«Проведем параллель» (ко
Дню
памяти
жертв
Холокоста) (ООО)
- проект «Наши Герои на
все времена» (создание
памятных альбомов об
истории
СВО
на
Украине) (СОО)
Управленческая команда приняла решение ознакомить педагогический коллектив
школы с результатами мониторингов и рассмотреть вопрос о внесении предлагаемых
изменений в КПВР на 2024-2025 уч. г. на ближайшем педагогическом совете.