Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кикино
Анализ воспитательной работы
МОУ СОШ с. Кикино
за 2024-2025 учебный год
с. Кикино, 2025 г.
1
Воспитательная деятельность в МОУ СОШ с. Кикино планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в МОУ СОШ с. Кикино: развитие личности;
создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
нескольких направлений воспитательной работы школы, где каждое из них представлено в
соответствующих модулях воспитания и реализуется через план воспитательных
мероприятий, утвержденный на текущий учебный год (Календарный план воспитательной
работы).
1. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел в МОУ СОШ с.
Кикино предусматривает: общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы; участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах. Особое внимание в первом полугодии было уделено
2
мероприятиям, посвященным Году семьи, во втором полугодии – 80-летию Победы в Великой
Отечественной войне и Году Защитника Отечества. Самые значимые события, посвященные
Году защитника Отечества – это открытие двух парт Героя и двух мемориальных досок,
посвященных памяти выпускников нашей школы, участников СВО.
Анализ реализации модуля «Основные школьные дела» в 2024-2025 году в школе
показал, что наиболее интересными и запоминающими стали традиционные
воспитательные мероприятия:
День знаний
Церемония поднятия Государственного флага РФ
Осенний День здоровья
День учителя (День самоуправления)
Праздники Осени
День матери
Новогодние представления
Международный женский день
День Защитника Отечества
День Победы
Последний звонок.
Доля обучающихся 1-11 классов, принявших участие в событиях, мероприятиях,
конкурсах, олимпиадах, фестивалях, проектах, соревнованиях различных уровней в 20242025 учебном году составила 58, 8 % (средний уровень вовлеченности). В различных
конкурсах муниципального, регионального, Всероссийского уровня участвуют
воспитанники одних и тех же педагогов:
Девликамов И.Р. (физкультура и спорт):
-Кикинский легкоатлетический марафон на призы Чемпиона России, мастера спорта СССР
Фярита Акжигитова. Учащие нашей школы приняли участие и заняли места. Канеев Илнар
(4 кл.) занял -1 место, Канеева Найля и Соколов Дмитрий заняли 3 места.
- районный конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2024». На этапе
«Оказания первой доврачебной медицинской помощи» - I место.
- районный этап «Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу»» в Пензенской
области в сезоне 2024-2025 гг. р. Команда юношей 2011-2012 гг. р заняли 2 место
- районные соревнования «Чудо-шашки-2025 г.». Команда МОУ СОШ с. Кикино заняла 2
место. В личном зачете на 1 доске Баткаев Айрат (10кл) занял 3 место, на 2 доске Патеев
Дамир занял 2 место, на 3 доске Канеев Ринат занял 2 место, на 4 доске Акжигитова Динара
заняла 3 место
- районный этап Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» по виду
«Стритбол». Команда юношей заняла 2 место, а девушки заняли 3 место. Общекомандное 3
место.
- районный этап соревнований «Президентские спортивные игры» по виду «Волейбол».
3
Команда МОУ СОШ с.Кикино заняла 2 место.
- районный этап Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры по виду
«Футбол». Команда МОУ СОШ с.Кикино заняла 1 место
- районный этап Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» по виду
«Легкая атлетика». Команда заняла 3 место. В беге на 60м среди девушек 1 место заняла
Дасаева Айгуль,3 место заняла Дасаева Динара. и среди юношей Дасаев Динар занял 3 место.
Лукьянова Ирина заняла 2 место в беге на 600м, Акжигитов Айрат занял 3 место в беге на
800м. ,в метании мяча 2 места заняли Лукьянова Ирина и Кононенко Максим.. В прыжках в
длину Дасаева Айгуль заняла 3 место.
- районный этап Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» по виду
«Теннис». Команда девушек МОУ СОШ с. Кикино заняла 1 место. В личном зачёте первая
ракетка Дасаева Динара И заняла 1 место.
- По итогам районного этапа Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры»
по видам стритбол, волейбол, футбол, нас. теннис и легкая атлетика команда МОУ СОШ с.
Кикино заняла 2 место
Акжигитова Р.Х.
Региональный конкурс видеороликов «Учимся, растем, мечтаем вместе»- победители Канеев
Ильнар. Кононенко Максим
- Всероссийский конкурс «Истории моей семьи» Баткаев Раниль - сертификат
-Районный патриотический форум «Дорога к подвигу»: Сейдалиев Ринат, 2 место
- НПК «Люблю тебя, мой край родной» номинация «Вернисаж Победы» - участие Канеевы
Ильназ и Ильнар, Патеева Диана, Баткаев Раниль
-Кикинский форум «Одаренные дети» «Отечественная культура» Акжигитова Динара,
Девликамова Лилия (10 кл.) – участие
«Отечественная культура на татарском языке» - 1 место Тюменева Ляйсан
«Юный журналист» - гран- при Сейдалиева Диана
- III Региональный смотр дарований «Яна йолдыз – 2025»( «Новая звезда – 2025») Тюменева
Ляйсан – 2 место
- Региональный конкурс чтецов «Стихи Победы» - Кононенко Максим – участие
- Районная акция «Герой моей семьи» Тюменева Ляйсан
- Участие в Школе Актива «Лидер» Акжигитова Динара и Девликамова Лилия
-Онлайн выступление на Всероссийской НПК «Мир начинается с семьи. Роль семейного
воспитания в современном обществе»: Акжигитова Динара и Девликамова Лилия (10 кл.) призеры
-Творческий слет детей и молодежи «Дышу Лермонтовым», посвященный 210-летию поэта М.
Ю. Лермонтова (15.10.2024, «Тарханы») Акжигитова Динара и Девликамова Лилия
- Всероссийский конкурс первичных отделений Движения Первых (март – июль)- участие
- Районный конкурс «Волонтер года – 2024» Отряд «Твори добро»
- Всероссийская благотворительная акция «Дети вместо цветов»
- Конкурс Движения Первых «МедиаПритяжение в номинации «Первый Кадр» - Дасаева
Динара, Канеева Лиана – участники
4
- «Большая Перемена» - Сейдалиева Диана
- Всероссийский конкурс Орлят России – 4 класс – участие.
Патеева А.Ф.
Фольклорный ансамбль «Тургайлар», 1 место в районном этапе областного детского фольклорного
фестиваля «Жавороночки»
Фольклорный ансамбль «Тургайлар», 1 место в районном этапе областного детского фольклорного
фестиваля «Жавороночки»
Фольклорный ансамбль «Тургайлар», 3 место в областном детском фольклорном фестивале
«Жавороночки»
Фольклорный ансамбль «Тургайлар», 1 место в областном детском фольклорном фестивале «Тургай»
Дасаева Динара, 3 место в районном этапе областного конкурса детского творчества «Мир заповедной
природы»
Дасаева Динара, 1 место в областном конкурсе детского творчества, посвященного Всероссийскому
конкурсу «Татар кызы-2024»
Канеев Ринат, 2 место в районном конкурсе творческих работ «Безопасное движение» в номинации
«Буклеты»
Районный этап Всероссийского конкурса «Живая классика»- Канеева Лиана, 2 место
Онлайн выступление на Всероссийской НПК «Мир начинается с семьи. Роль семейного воспитания в
современном обществе»: Акжигитова Динара и Девликамова Лилия (10 кл.) – призеры
-Творческий слет детей и молодежи «Дышу Лермонтовым», посвященный 210-летию поэта М.
Ю. Лермонтова (15.10.2024, «Тарханы») Акжигитова Динара и Девликамова Лилия
-Онлайн выступление на Всероссийской НПК «Мир начинается с семьи. Роль семейного
воспитания в современном обществе»: Акжигитова Динара и Девликамова Лилия (10 кл.) призеры
Кикинский форум «Одаренные дети» «Отечественная культура» Акжигитова Динара,
Девликамова Лилия (10 кл.) – участие
III Региональный смотр дарований «Яна йолдыз – 2025»( «Новая звезда – 2025») Тюменева
Ляйсан – 2 место
Аминева Р.А.
1) Онлайн выступление на Всероссийской НПК «Мир начинается с семьи. Роль семейного
воспитания в современном обществе»: Акжигитова Динара и Девликамова Лилия (10 кл.) - призеры
2) районный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» - :
Дасаева Динара (7 кл.) - участие
Канеева Лиана (7 кл.) - участие
3)Областной конкурс «Преодоление»: Девликамова Зарина, Шафеева Амина (9 кл.) - победители
3) Районный конкурс творческих работ «Победа далекая и близкая»:
Канеев Радик (5 кл.) 3 место
4) Районный патриотический форум «Дорога к подвигу»: Дасаев Динар и Дасаева Динара (7 кл.) участие, Канеев Радик ( 5 кл.) - участие
5) районный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» Сейдалиева Диана(8 кл.) - участие
5
6) Конкурс «Путь Героя» в рамках реализации Всероссийского общественно-политического
молодежного проекта «Парящие в облаках. Эра героев»:
Дасаева Динара (7 кл.) - участие
7) Кикинский форум «Одаренные дети» «Юный журналист» - Дасаев Динар ( 7 кл.) 2 место,
«Отечественная культура» Акжигитова Динара, Девликамова Лилия (10 кл.) - участие
8) Областной конкурс «Детский телефон доверия»: Шафеева Амина (9 кл.) - победитель,
Дасаева Динара (7 кл.) - участие
Девликамова Р.Б.
- Районный патриотический форум «Дорога к подвигу», Акмаев Илдар
- Кикинский форум «Одаренные дети», «Краеведение», Годяев Руслан 3 место, Акмаев Илдар 3
место
-областной конкурс экскурсоводов «Хранители Победы глазами детей»
- районная краеведческая игра к 80-летию Победы
Карамышева Н.С.
-Кикинский форум «Одаренные дети» «Лингвистика» , Канеева Лиана, 3 место
-Районный конкурс творческих работ «Почему я изучаю иностранный язык», Акжигитов
Айрат, сертификат
Выводы.
Анализ результативности участия обучающихся школы в событиях и мероприятиях
различного уровня показал:
- среднюю результативность участия в соревнованиях и конкурсах художественной
и гражданско-патриотической направленности, декоративно-прикладного творчества;
- низкий уровень динамики в качестве и результативности в мероприятиях
естественнонаучной направленности.
- участие и призовые места приносят одни и те же обучающиеся у одних и тех же
педагогов.
Рекомендации:
- продолжить работу по повышению результативности участия обучающихся в
событиях и мероприятиях различного уровня;
- регулярно поощрять активных участников (выработать мотивационную систему
для обучающихся);
- усилить работу по активизации сотрудничества с семьями обучающихся,
привлекать родителей к совместной деятельности.
2. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает: общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
6
с социальными партнёрами общеобразовательной организации; экскурсии, походы
выходного дня; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
В рамках данного воспитательного модуля в 2024-2025 учебном году для
обучающихся школы прошли более 15 мероприятий (экскурсии, походы, выездные
события):
- посещение кинотеатра «Центральный», Дома культуры г. Каменки, в рамках
реализации Всероссийского проекта «Пушкинская карта»;
- социальное партнерство с Домом культуры села Кикино;
- экскурсии в Государственный музей-усадьбу В. Г. Белинского , в «Музей одной картины»
и «Музей Ульянова» (9, 10 классы, классные руководители Аминева Р.А., Патеева А.Ф,);
- экскурсии в «Даньшино- территория возрождения»; экскурсия в пензенский Планетарий;
на базу отдыха «Белая гора», посещение Каменскогог приюта для собак и
благотворительная акция «Дау лапу, друг» (7,8 классы, классные руководители
Девликамова Э.Н., Карамышева Н.С.)
- экскурсии в Даньшино, в краеведческий музей г. Каменка, в музей «Мирас», в музейусадьбу В.Г.Белинского, посещение Каменского приюта для собак и благотворительная
акция «Дау лапу, друг» (4 класс, классый руководитель Акжигитова Р.Х.)
В течение учебного года для обучающихся 7-11 классов школы были организованы
встречи с представителями разных профессий.
По мнению большинства учеников и родителей, проведенные внешкольные
мероприятия были интересны и полезны школьникам.
Рекомендации: продолжить работу модуля, планировать и проводить творческие
встречи, профориентационные встречи, экскурсии, походы.
3. Модуль «Классное руководство»
Классное руководство в 2024-2025 учебном году в 1-11 классах осуществляли 10
классных руководителей, деятельность которых была регламентирована Положением о
классном руководстве.
Профессиональная подготовка классных руководителей отвечает современным
требованиям, закрепленных в Положении о классном руководстве. Трое классных
руководителей в пролом году прошли курсы повышения квалификации.
Основной документ, на основании которого осуществляется воспитательная работа классного
руководителя с классным коллективом – план воспитательной работы. Ежегодно планы работы
классных руководителей корректируются в соответствии с образовательными событиями
учебного года, а также с учетом Дней единых действий и образовательного календаря.
В первом полугодии 2024–2025 учебного года акцент был сделан на:
профилактику вредных привычек;
профилактику экстремизма и терроризма;
общую безопасность.
Во втором полугодии тематика мероприятий касалась в основном Года защитников
7
Отечества, 80-летию
вредных привычек
Великой победы, безопасности жизнедеятельности и профилактики
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности,
направленной на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривала:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий не реже 1 раза в неделю;
− еженедельное проведение занятий курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»;
− инициирование и поддержку участия класса в школьных делах;
− организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел;
− сплочение коллектива через организацию различных мероприятий;
− ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка обучающихся;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении различных проблем;
− консультации с учителями-предметниками;
− организацию работы с родителями (законными представителями) обучающихся:
проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), регулярное
информирование родителей по вопросам ответственности родителей за воспитание детей,
привлечение к проведению школьных и классных мероприятий, конференциях.
В 2024-2025 учебном году классными руководителями 1-11 классов подготовлены
и проведены классные часы согласно утверждённому расписанию. Среди них
обязательные классные часы, которые проводятся 1 раз в месяц: по ПДД, здоровому
образу жизни, толерантности и тематические классные часы, рекомендованные к
проведению в каждом модуле плана воспитательной работы. Кроме этого, классные
руководители проводили беседы, организационные классные часы, где проводились
необходимые и обязательные инструктажи с обучающимися. Каждый классный
руководитель имеет журнал инструктажа с необходимыми разработанными и
адаптированными к школе инструктажами.
Тематические классные часы проводились согласно календарю образовательных
событий, рекомендованного Министерством образования:
- «День знаний»;
-
«День народного единства»;
-
«День неизвестного солдата»;
-
«День Героев Отечества»;
-
«Урок безопасности. Пожарная безопасность, правила поведения при пожаре
в школе, дома, в общественных местах, на транспорте»;
«Урок здоровья»;
-
«Безопасность в интернете»;
- «Блокадный Ленинград» и др.
Изучая опыт классных руководителей, можно сделать следующие выводы:
8
1. В целом классные руководители владеют основными формами и методами работы
с обучающимися и справляются с обязанностями классного руководителя.
2. Классные руководители заинтересованы в плодотворной и успешной работе, так
как ищут пути решения различных профессиональных вопросов.
3. Классные руководители готовы делиться своими наработками и достижениями в
области работы классного руководителя на открытых классных часах.
4. При составлении планов учитываются особенности развития коллектива и
каждого его члена, мероприятия направлены на создание условий развития личности. В
целом наблюдается единство целей воспитательной работы школы и класса.
Рекомендации:
1. Использовать при организации классных мероприятий деятельностный подход.
Включить в практику активные формы работы: социальные проекты, дискуссии, дебаты,
квесты, занятия с элементами тренинга, решение кейсов, проигрывание игровых ситуаций
и т.д.
2. Обеспечить предоставление необходимой документации и запрашиваемой
информации.
3. В течение учебного года способствовать участию обучающихся класса в
муниципальном, региональном или федеральном конкурсах, мероприятиях.
4. Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивных
межличностных отношений между обучающимися класса. Осуществлять ежедневное
педагогическое наблюдение за отношениями учащихся в классе, в случае выявления
проявлений буллинга незамедлительно предпринимать необходимые действия.
4. Модуль «Урочная деятельность»
Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью
воспитательной работы в школе. Анализ рабочих программ по учебным предметам показал,
что все учебные программы содержат целевые ориентиры результатов воспитания, а также
тематику в соответствии с календарным планом воспитательной работы.
При посещении уроков было выявлено, что большая часть педагогов использует на
своих уроках методы, методики и технологии, оказывающие воспитательное воздействие
на личность в соответствии с целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами
результатов воспитания; обеспечивает привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий.
В 2024-2025 учебном году во всех классах было организовано знакомство с историей
возникновения государственных символов. Обучающиеся 5-11-х классов – в рамках
предмета обществознание. Кроме этого на уроках литературы, истории, географии,
обществознания обращаются к знаменательным датам страны и биографии исторических,
литературных личностей, широко используется краеведческий материал. Привлекают
внимание к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, событий. Говоря на уроках
о истории нашей страны, постоянно проводят параллель с современностью, акцентируют
важность сильного и независимого государства и гражданский долг служения Отечеству.
Используются различные формы урока (урок тестирование, урок с групповыми видами
работы, урок исследование и т.д.) Широко применяются интерактивные формы работы.
9
Большинство педагогов предметников подбирают методы обучения в соответствии с
задачами уроков и в зависимости от контингента обучающихся. Педагоги - предметники
включают в содержание уроков практико-ориентированные задания, опирающиеся на
личностные результаты, побуждают школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы.
Выводы:
Уровень реализации воспитательного потенциала школьных уроков выше среднего.
Рекомендации:
1. Продолжить работу над формированием у обучающихся важных учебных
навыков, опирающиеся на личностные результаты.
2. Поощрять активное участие детей в олимпиадах и конкурсах по предметам,
поддерживать инициативу обучающихся, широко применять различные формы урока.
3. Учителям при проведении уроков и взаимодействии с обучающимися:
-
побуждать задумываться обучающихся о ценностях, нравственных вопросах,
жизненных проблемах;
- выстраивать эффективную коммуникацию с обучающимися, не допускать
оскорблений и унижений обучающихся, а также возникновения конфликтных
ситуаций.
4. Организовать сопровождение учителей-предметников в части усиления
воспитательного потенциала урока: консультации, посещение уроков.
5. Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий. Педагоги активно
используют мультимедийное оборудование и интерактивные методы.
Учителя-предметники организуют занятия, которые развивают интеллектуальные и
социокультурные способности учеников. Это углублённое изучение предметов, исследовательская и
проектная деятельность. Организованы занятия в рамках всероссийского проекта «Точка роста».
В школе функционировли занятия по дополнительному образованию по «Робототехнике» и «Настольному
теннису». Все занятия по дополнительному образованию фиксируются в навигаторе дополнительного
образования. Обучающиеся нашей школы занимаются в объединениях дополнительного образования от
ЦРТДиЮ Каменского района под руководством трех педагогов и в филиане Школы искусств
Каменского района на базе нашей школы.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные
формы: экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, беседы, практические занятия и т. д.
Расписание занятий составлено в соответствии с рекомендациями, в которых между основными
занятиями и занятиями внеурочной деятельности предусмотрена динамическая пауза. Расписание
составлено так, чтобы занятия двигательной активности чередовались с занятиями других видов
деятельности.
В текущем учебном году в расписании один час в неделю отведен на внеурочное занятие "Разговоры о
важном", один час «Россия -мои горизонты». Ответственными за организацию и проведение
внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители.
10
Внеурочка на 2024-2025 учебный год
№
п.п.
1
2
3
ФИО педагога
Название курса
Часы
Класс
Канеева Ф.Р.
Акжигитова Р.Х.
Девликамова Р.Р.
1
1
1
1,2
4
2,3
4
Девликамов И.Р.
1
1
4
10-11
5
Девликамова Ю.К.
Краеведение
Орлята России
Функциональная
грамотность
Футбол
Настольный
теннис
ЮИД Светофор
Математическая
грамотность
Театральная
студия «Этюд»
Основы
финансовой
грамотности
Робототехника
Медиацентр
Россия-мои
горизонты
Историческое
краеведение
Юный химик
1
1
5
1-3
1
5
1
9
1
0,5
0,5
4
9-11
9-11
1
9
1
9-11
Экология
Функциональная
грамотность
Функциональная
грамотность
Фольклор
татарского
народа
Россия-мои
горизонты
Практическая
биология
География
Пензенского края
1
1
8-9
10-11
1
9
1
5-9
1
5-8
1
7
1
9
6
Девликамов И.Н.
7
Девликамова Р.Б.
8
9
Акжигитов А.Р.
Гильдеев А.З.
10
Патеева А.Ф.
11
Девликамова Э.Н.
Во внеурочную деятельность в течение года вовлечены все обучающиеся, что составляет
100%. Дети вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся
изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми, способными выражать собственные
11
мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности. Свои умения и навыки, приобретённые на занятиях внеурочной деятельности,
обучающиеся демонстрируют на школьных мероприятиях («День отца», «День матери»,
Новогодний спектакль, и др.); онлайн олимпиадах (Всероссийская интернет олимпиада для
обучающихся по пожарной безопасности; Всероссийская онлайн-олимпиада для обучающихся на
знание основ безопасного поведения на дороге «Безопасные дороги» и др.), конкурсах разного
уровня.
Для оптимизации процесса внеурочной деятельности и социализации обучающихся,
своевременного выявления недочётов, в школе постоянно ведётся контроль.
Цель оценки качества внеурочной деятельности – выявление степени соответствия ВД достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, и своевременной коррекции. Оценка внеурочной деятельности направлена на
систематическое изучение состояния работы, выполнение программ, ведение
журналов
внеурочной деятельности. Осуществляется контроль посещаемости обучающимися занятий
курсов внеурочной деятельности и степень вовлеченности детей во внеклассные воспитательные
мероприятия. Для осуществления оценки качества внеурочной деятельности используются такие
формы контроля как: собеседование с педагогами, обучающимися, родителями; посещение
внеурочных занятий; анкетирование родителей; отчёты классных руководителей.
Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности является
основой для дальнейшего развития.
6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе.
Предметно-эстетическая
среда
школы
выстроена
с
учетом
принципов
многофункциональности, вариативности, насыщенности, доступности и безопасности.
Оформление помещений школы государственной символикой РФ, субъекта и
муниципального образования, проведение церемоний поднятия и спуска государственного флага,
исполнение государственного гимна способствуют развитию патриотических качеств личности
школьников.
В школе организованы места новостей, которые содержат актуальные материалы; экспозиции
творческих работ учеников.
С сентября 2023 года в школе действует Центр детских инициатив - новое школьное
пространство, где ученики реализуют собственные внеклассные идеи, проекты.
В течение учебного года под руководством советника директора по взаимодействию с
детскими общественными объединениями пространство школы оформлялось к проведению
значимых для школы событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
мероприятий. Большинство школьников принимают активное участие в его создании.
В течение учебного года совместно с обучающимися происходила разработка и оформление
событийного дизайна школы:
12
-
к различным памятным событиям: Дню Победы, Дню России, Дню Защитника
Отечества;
-
к праздникам: Дню учителя, 8 марта, Новому году;
- к тематическим неделям.
Продолжена работа по озеленению пространства школы, а также школьного двора.
На территории школы обустроены клумбы, организовано своевременное выращивание
рассады цветов для оформления клумб.
В 2025-2026 учебном году необходимо:
1.
Продолжить работу по оформлению пространства школы к памятным датам, тематическим
неделям с включением «интерактивных» элементов.
2.
Разработать перспективный план оформления школьного пространства.
3.
Во всех классных кабинетах продолжить оформление классных уголков с обязательным
включением в содержание государственной символики, Правил поведения в школе.
7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа педагогического коллектива школы с родительской общественностью осуществляется по
следующим направлениям:
1.
Информационно - просветительское:
проведение общешкольных родительских собраний (согласно плану ОО);
участие в муниципальных родительских собраниях
Классные родительские собрания (согласно плану классных руководителей).
2.
Организационно – деятельностное:
проведение заседаний общешкольного родительского комитета;
участие в заседаниях Совета профилактики, организация рейдов совместно с
педагогами в «социально неблагополучные семьи»;
привлечение родителей (законных представителей) к организации внеурочной
деятельности в школе.
организация работы «Родительского патруля»;
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий («Осенний День здоровья», День отца; Праздник «День
матери», «Последний звонок»);
индивидуальная работа классного руководителя с родителями (беседы,
консультации).
Классные руководители активно взаимодействуют с родителями, формируя родительские
комитеты в каждом классе. Эти комитеты следят за питанием, посещением кружков и дополнительных
занятий.
Педагоги работают с родителями как очно, так и онлайн. Вопросы чаще всего решаются в
классных коллективах. Через электронный журнал родители получают своевременную информацию об
успеваемости детей, инструктажи и рекомендации.
За учебный год проведено 4 родительских собрания в каждом классе, а в 5, 9 и 11 классах —
13
дополнительные собрания, 2 общешкольных родительских собрания с участием специалистов КДН,
ПДН, ГИБДД, МЧС, прокурора, соцзащиты. Темы собраний разнообразны и учитывают возраст и
психологические особенности учеников.
Родители активно участвуют в организации классных праздников и экскурсий.
Явка на родительские собрания составляет 40-50% (в основном мамы), что соответствует уровню
прошлого года.
Родительские комитеты — главные помощники администрации школы
Родительские комитеты играют ключевую роль в жизни школы. Они поддерживают инициативы
администрации, которые обсуждаются на родительских собраниях. На общешкольных собраниях
рассматриваются вопросы кибербезопасности, профилактики вредных привычек и зависимостей.
Взаимопонимание и взаимопомощь между родителями и школой по всем вопросам организации
образовательного и воспитательного процесса находятся на высоком уровне.
Совместный досуг укрепляет связи между родителями, детьми и школой. Он помогает создать
положительный имидж школы и улучшить взаимодействие. В школе и по классам Проведены такие
мероприятия, как День знаний, День матери, День пожилых людей с приглашением родителей,
бабушек и дедушек учеников, Последний звонок, квест- игра «В семейном кругу»,
Совместные мероприятия углубляют взаимопонимание между родителями и учителями, что важно
для успешного обучения детей. В этом году активно работал родительский патруль на улицах
микрорайона школы.
Не только праздники объединяют коллективы. Ежегодное благоустройство территории школы и
кабинетов, а также помощь в организации школьных событий также играют важную роль.
Акции милосердия, изготовление окопных свечей и сбор средств, медикаментов и угощений для
бойцов СВО, акции «Письмо солдату», плетение маскировочных сетей стали значимой частью
школьной жизни. Эти акции проводятся регулярно при активном участии родителей.
Родители активно участвуют в жизни школы. Их помощь и поддержка делают образовательный
процесс более эффективным и интересным для всех участников. Наша школа вошла в в прошлом году
приняла участие в конкурсе инициатив родительских сообществ Российского Общества “Знание” и
Министерства просвещения Российской Федерации с проектом родительского комитета "Татарская
изба". Это был первый опыт участия в таком конкурсе, к сожалению из Каменского района нет
участников победителей, но мы продолжим эту работу в следующем учебном году.
В 2025 – 2026 учебном году в целях повышения качества предоставляемых услуг начального
общего и основного общего и среднего образования в МОУ СОШ с. Кикино необходимо провести
следующую работу:
1.
Продолжить пополнение развивающей предметно - пространственной среды школы.
2.
Активизировать работу с родителями по использованию сайта школы.
3.
Улучшить работу по консультированию родителей по вопросам организации
дополнительного образования, коррекционной работы, профилактической и оздоровительной
работы, проводимой в образовательной организации. Продолжить работу по благоустройству
школьной территории с привлечением родителей.
4.
Обеспечить организацию и проведение совместных с детьми и родителями
мероприятий на уровне школы.
5.
Организовать не менее одного Дня открытых дверей для родителей (законных
представителей) обучающихся.
14
6.
Организовать участие родителей (законных представителей) обучающихся в
занятиях курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
8. Модуль «Самоуправление»
В МОУ СОШ
с. Кикино создан и действует Совет старшеклассников . Совет
старшеклассников является ученическим органом самоуправления.
Совет старшеклассников формируется в начале каждого учебного года сроком на
один год. В состав детского самоуправления на выборной основе входят обучающиеся 5-11
классов школы.
В течение 2024-2025 учебного года классы принимали участие в организации и
проведении следующих мероприятий:
Еженедельная церемония поднятия Флага Российской Федерации; День знаний;
День здоровья; День учителя; День матери; День отца; Торжественная линейка
ко Дню Конституции Российской Федерации; Новогодние представления; День
Победы.
Активисты слаженно работали в течение учебного года: делились идеями,
обсуждали, придумывали, занимались КТД, принимали участие в мероприятиях.
В ходе анализа работы сформированы задачи на 2025-2026 учебный год:
1. Продолжить организацию деятельности по всем направлениям работы Совета
старшеклассников.
2. Организовать внеучебную жизнь школьников так, чтоб она служила развитию
интеллектуальных, духовных и физических способностей личности ребенка.
9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль «Профилактика и безопасность» (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика
распространения
инфекционных
заболеваний,
профилактика
правонарушений и безнадзорности) реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальных и групповых бесед и лекций.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МОУ СОШ с. Кикино
предусматривает организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности.
С целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов в
начале учебного года проведена социальная паспортизация классов и школы, пополнены
и обновлены картотеки всех категорий учащихся. В результате всей работы был
составлен социальный паспорт школы:
1. Общая численность обучающихся -на начало года – 75
-на конец года -75
2. Количество детей из многодетных семей – 9 (19 детей)
3. Количество неполных семей - 17 (19 детей)
15
4. Количество детей, находящихся на опеке - 6
5. Количество неблагополучных семей – 0
6. Приемных семей -1, в них детей - 5
7. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете: 5
8. Количество обучающихся, состоящих на учете в ПДН - 0
9. Количество детей, состоящих на учете в КДН и ЗП – 0
Количество семей -51, количество родителей -85
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в школе используются следующие формы работы:
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; деятельность
Совета профилактики школы;
- индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
10.
- родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание
детей»), общешкольные собрания с участием сотрудников органов МВД и учреждений
системы профилактики;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей,
находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи; организация
занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из
семей, находящихся в социально опасном положении.
Межведомственное взаимодействие
Для эффективности работы с неблагополучными семьями и усиления адресности
социальной защиты необходимо комплексное взаимодействие всех служб системы
профилактики. Взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет
включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить
семью для ребенка, снизить риск его социальной дезадаптации.
Профилактическая работа
Профилактическая работа в учебном году проводилась по плану школы, в который
были включены мероприятия:
Межведомственная акция «Подросток». Цель акции: предупреждения
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных
интересов в летний период, а также в целях совершенствования алгоритма взаимодействия
всех заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности ,
правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления по обеспечению
реализации прав на отдых, оздоровление и занятость несовершеннолетних, состоящих на
учете в органах внутренних дел и (или) находящихся в трудной жизненной ситуации, в
летний (каникулярный) период.
16
-Межведомственная профилактическая акция «Образование – всем детям». Цель:
обеспечение реализации прав несовершеннолетних на образование, а также профилактики
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Месячник противодействия экстремизму и терроризму
- День правовой помощи детям. Цель обучение несовершеннолетних основам
правовой грамотности.
- Межведомственная комплексная профилактическая акция «Дети России».
Цель: формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, пропаганда
здорового образа жизни.
Проводилась работа, направленная на профилактику суицида, профилактику
правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних, профилактику
буллинга, профилактику жестокого обращения с пожилыми людьми, работа, направленная
на адаптацию и социализацию несовершеннолетних иностранных граждан.
Разработаны:
- план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних;
- алгоритм работы с обучающимися, не посещающими и систематически
пропускающими по неуважительным причинам занятия.
Анализируя работу школы за 2024-2025 учебный год по профилактике
правонарушений среди обучающихся, можно сделать вывод, что работа в этом направлении
достаточно многогранна и дает положительные результаты.
Необходимо провести следующую работу:
- Продолжить профилактическую работу с родителями и их детьми,
представителей административных органов для оказания социально-психологической
помощи обучающимся.
- Социальной и психологической службе школы, классным руководителям
осуществлять постоянный контроль за семьями, имеющими детей группы риска и
неблагополучными семьями.
- Психолого-педагогическую поддержку осуществлять через проведение
родительских лекториев, проведение тематических встреч и родительских собраний.
- Вовлекать в работу с трудными детьми не только социального педагога и
классного руководителя, но и педагогов дополнительного образования, мотивировать этих
детей к творческой и трудовой деятельности.
10. Модуль «Профориентация»
Организация профориентационной работы в школе является важным направлением в структуре
учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах
профессионального самоопределения обучающихся.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
•
Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведётся с
обучающимися с 1 по 11классы, особое внимание уделяется выпускникам 9 и 11 классов.
•
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от
17
возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и
жизненных планах, от уровня успеваемости.
•
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с обучающимися и родителями.
•
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, учреждений
дополнительного образования.
В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются:
•
выработка у школьников сознательного отношения к труду,
•
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка
труда;
•
умение анализировать свои возможности и способности.
Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии администрации, классного
руководителя, социального педагога с обучающимися и их родителями.
В 2024-2025 учебном году работа по профессиональному самоопределению обучающихся
проводилась в соответствии с рабочей программой воспитания на 2024-2025 учебный год. Все планы
профориентационных мероприятий составлены на основе методических рекомендаций по реализации
профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». национального проекта
«Образование» в МОУ СОШ с. Кикино с сентября 2023 года реализуется проект по ранней
профессиональной ориентации «Билет в будущее» (профориентационный минимум для школьников
6–11-х классов, в том числе для школ, где учатся дети с ограниченными возможностями). В этом
учебном году в проект были включены учащиеся с 6 по 11 классы. Профминимум включает один
уровень на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год
•
Уроки профориентационной направленности в рамках учебных предметов.
Внеурочная деятельность.
Один раз в неделю (по четвергам), в рамках внеурочной деятельности, в школе проходят занятия
«Россия – мои горизонты» для обучающихся 6-11 классов. Данный курс знакомит школьников с
самыми значимыми производствами нашей страны и миром профессий, которые востребованы в
современной экономике.
Воспитательная работа.
•
Экскурсии в образовательные организации округа ;
•
Экскурсии на производства;
•
Конкурсы профориентационной направленности;
•
Образовательные выставки.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) Родительские собрания
Дополнительное образование: Дни открытых дверей объединений.
Выводы:
•
Школа реализовала профориентационный минимум на продвинутом уровне. План
18
мероприятий включал в себя все необходимые мероприятия, предусмотренные для НОО, ООО, СОО.
•
Мероприятиями для реализации профориентационного минимума охвачены 100
% обучающихся 6-11-х классов.
•
В реализации профориентационного минимума используются разнообразные
формы урочной и внеурочной деятельности, современные педагогические технологии.
Рекомендации:
•
Активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и их родителей
(законных представителей) о возможностях участия в проекте «Билет в будущее».
•
На уровне начального образования включить занятия по профессиональному
самоопределению;
•
Усилить контроль со стороны классных руководителей за прохождением
обучающимися профессиональных диагностик и использованием индивидуальных рекомендаций,
выданных детям по результатам диагностик, в построении индивидуальных маршрутов школьников.
•
Совместно с классными руководителями составить план мероприятий с
привлечением родительской общественности и выпускников, с последующим утверждением и
включением в план работы по профессиональному самоопределению обучающихся на следующий
учебный год.
•
Включить в план работы по профессиональному самоопределению на 2025-2026
учебный год экскурсии на предприятия Каменского района и Пензенской области.
11. Модуль «Детские общественные объединения»
Следуя Указу Президента Российской Федерации и федеральному закону от 14 июля 2022 г. №
261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» в МОУ СОШ с. Кикино» с января 2023 года
успешно функционирует детское и молодежное объединение Российского движения детей и молодежи
(РДДМ).
РДДМ - Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи
(Российское Движение детей и молодёжи (РДДМ)) - это единое движение, создающееся совместно с
детьми. Движение соединяет все детские организации, движения и объединения в стране, охватывает
наибольшее количество детей и подростков, даёт им огромную поддержку. Оно позволяет каждому
участнику найти для себя полезное и интересное дело, помогает раскрыть свой потенциал в
многогранной палитре возможностей. Российское движение детей и молодёжи объединяет школьников,
родителей и педагогов.
Цель Движения - подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая
формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных
ценностей, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности,
высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству.
Одними из значимых направлений РДДМ являются: Волонтёрство и добровольчество «БЛАГО
ТВОРИ!» и патриотизм и историческая память «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!»
Деятельность первичного отделения осуществляется в рамках вариативного модуля рабочей
программы воспитания «Детские общественные объединения». Конкретные воспитательные события,
19
дела и мероприятия отделения конкретизированы в календарном плане воспитательной работы.
В 2024 году в члены первичной организации включились во Всероссийский проект «Хранители
истории» (охват 85%).
Участники Российского движения детей и молодежи МОУ СОШ с. Кикино, за 2024-2025
учебный год приняли участие в разных мероприятиях, акциях, проектах, по военно-патриотическому
направлению.
Доля реализованных инициатив ДОО – 100%. Участники первичного отделения РДДМ
«Движение первых» за отчётный период достигли следующих результатов: повысился уровень
вовлеченности детей в мероприятия военно- патритического направления, сложился комплекс
традиционных мероприятий, которые организует и проводит инициативная группа. Формы организации
деятельности РДДМ, применяемые в работе школьного отделения: акции, волонтёрство, уборка
памятных мест, спортивные мероприятия, встречи с интересными людьми, Дни воинской славы России.
В 2024 году участники «Движения Первых», возглавляемые председателем первичной
организации Баткаевым Айратом были удостоены дипломов призеров и победителей.
За активное участие в мероприятиях и проеках Движения Первых Пензенской области за 2024–
2025 учебный год. награждены активисты движения: Акжигитова Динара, Баткаев Айрат, Девликамова
Лилия, Канеев Ринат, Дасаева Динара, Канеева Лиана, Резепов Булат.
Участие в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодёжи
«Движение Первых» активизирует участие обучающихся в социально-значимых акциях и проектах, а
также воспитывает у обучающихся активную гражданскую позицию, формирует нравственно-этические
качества, чувства патриотизма через включение в различные виды социально-значимых мероприятий.
Программа "Орлята России" представляет собой уникальную инициативу, направленную на
развитие патриотических чувств у учащихся младшего школьного возраста через активное участие в
различных мероприятиях и проектах. Эта программа охватывает широкий спектр тем, связанных с
историей, природой, культурой и многими другими аспектами, способствующими формированию
целостного
представления
о
Родине.
Основная идея программы заключается в том, чтобы вовлечь детей в активное изучение своей страны,
её традиций и обычаев, что позволяет им осознать свою принадлежность к великой истории и культуре
России. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ценность в контексте
общественной жизни и истории. Это создает у детей основы для формирования гражданской позиции и
ответственности
за
свою
страну.
Программа "Орлята России" включает в себя множество мероприятий, направленных на воспитание
патриотических чувств у детей. К примеру, экскурсии в исторические места, посещение музеев, участие
в конкурсах и фестивалях, посвященных значимым событиям и личностям в истории России. Такие
мероприятия не только развивают интерес к истории, но и формируют у детей уважение к своему
прошлому, понимание значения патриотизма и его важности в жизни общества.
Обучающиеся нашей школы под руководством своих наставников - классных руководителей
занимаются по семи трекам содружества Орлят России.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Цель данного трека: ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, к себе и к Родине. Познакомились с
понятием «Орлёнок — хранитель исторической памяти».Ребёнок должен понять значимость сохранения
культуры и традиций своего края и народа. Орлята 1-4 классов совершили шествие к Обелиску Славы
погибшим воинам во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. с. Кикино. Всегда помогают
20
старшим содержать его территорию в чистоте и порядке. Посетили музеи: школьный музей,
краеведческий музей г.Каменка, боевой уголок дома культуры села. Проводят мини- экскурсии по
маршруту «Наследие татарского народа». Участвуют в акциях «Блокадная ласточка» , «Крымская
весна», «Герой моей семьи», «Дети читают о войне», «Письма солдату», «Внуки по переписке», проект
«Дружба классами», акция «Георгиевская ленточка», проект «Шефство над дошколятами, проект «80
произведений о войне». Акция « Сад Памяти»: посадили дерево в память погибшему на СВО
Карамышеву И. Р. В этом году еще посадят 2 деревца в память погибшим воинам . Патриотическое
воспитание учащихся в рамках программы "Орлята России" играет ключевую роль в формировании
гражданской позиции и идентичности подрастающего поколения. Участие в различных мероприятиях и
проектах, направленных на изучение истории, культуры и природы своей страны, способствует
развитию у детей чувства гордости за свою Родину. Программа формирует у учащихся не только
патриотические чувства, но и уверенность в своих силах, способность к критическому мышлению и
уважение к культурному наследию. В результате дети становятся активными участниками
общественной жизни, способными вносить свой вклад в развитие своего региона и страны в целом.
Деятельность школьного первичного отделения Движение Первых в 2024-2025
учебном году была активной и результативной.
В новом учебном году необходимо:
- увеличить количество активистов Движения Первых,
-
интенсивнее привлекать ребят к организации, проведению, и участию в
мероприятиях Движения Первых,
активнее привлекать классных руководителей к участию в мероприятиях
Движения Первых,
укрепить взаимное сотрудничество между педагогическим составом школы
учащимися.
12. Модуль «Школьный музей»
Одна из составляющих работы по патриотическому воспитанию школьников - является организация
поисково-исследовательской деятельности, осуществляемой силами обучающихся (5-11 классов), под
руководством классных руководителей. С 1984 года в школе действует историко-краеведческий музей.
Он имеет свой фонд, который постоянно пополняется. К фонду относятся вещественные памятники,
письменные материалы и источники. Фонды пополняется экспонатами, собранными педагогами школы,
учащимися и их семьями, жителями с. Кикино, выпускниками школы и гостями. Важное место среди
экспонатов занимают артефакты времен Великой Отечественной войны, подаренные музею школы
жителями села Кикино. Экспонаты соответствуют профилю и тематике музея. На протяжении
нескольких десятков лет ученики и педагоги школы ведут поисково-исследовательскую работу.
Разделы экспозиций музея: «История села», «История колхоза», «Война 1941-45 годы», «Все для
фронта! Все для Победы!», «История пионерской и комсомольской организации», «История школы».
В 2021 году в витрины, экспозиции музея полностью обновились.
Музей имеет свое сообщество, регулярно действующее в социальных сетях (VK) «Музей МОУ СОШ с.
Кикино» ссылка: https://vk.com/public202994957, а так же страницу на сайте МОУ СОШ с. Кикино.
В 2005 году музей прошел паспортизацию и получил свидетельство. Музей имеет свою страничку на
сайте школы, широко используем виртуальные экскурсии, интерактивные экспозиции, цифровые
электронные фото- и видео-галереи, тематические медиасборники.
21
Раздел экспозиции: «История села», рассказывает об особенностях татарского быта, ведения
домашнего хозяйства, содержит предметы домашнего обихода, о местных народных промыслах. В
экспозиции представлены татарские повседневные и праздничные костюмы, книги и журналы,
учебники послевоенных лет, документы, рассказывающие о хронологии развития села, от
возникновения до современности, первых организаторах советской власти, лучших тружениках села.
Раздел экспозиции: «Никто не забыт – ничто не забыто». В разделе собраны материалы об
участниках Великой Отечественной войны – жителях села: военные фотографии, биографические
данные, воспоминания, творческие работы учащихся школы. Данный раздел представлен материалами
о героических односельчанах, учителях школы - участниках ВОВ, женщинах села - участниках боевых
действий.
Раздел экспозиции: Уголок Славы «В жизни всегда есть место подвигу» представлен
фотографиями участников современных войн (Чечни, Афганистана) жителями села. Имеется материал о
погибшем односельчанине, выпускнике школы – Калимове Рустяме. Открыта новая экспозиция,
посвященная участникам специальной военной операции на Украине. В ней размещены фотографии
наших односельчан, которые несут службу на СВО.
Раздел экспозиции: «Летопись школьных лет» собраны материалы по истории школы от момента
её открытия. Документы экспозиции рассказывают об учителях, работавших в школе, о выпускниках, о
пионерской и комсомольской организациях школы. Продолжается сбор материалов о первых
пионерских и комсомольских организациях в селе Кикино, о выпускниках – гордости школы
Раздел экспозиции: «История колхоза» содержит фотографии и документы с периода создания
колхоза. Экспозиция рассказывает о лучших работниках колхоза. Продолжается сбор материала о
тружениках полей и ферм для обновления галереи героев трудовых будней.
Важнейшей особенностью школьного музея является его краеведческая направленность, т. е.
изучение событий и явлений, связанных с историей родного края.
В данный момент возглавляет работу музея учитель истории Девликамова Равиля Биляловна, под
руководством которой действует музейный актив и школьный клуб «Юный краевед», который состоит
из учащихся 7 и 8 классов. Ребята участвуют в различных мероприятиях с использованием
экспозиционного материала, проводят тематические и обзорные экскурсии, оформляют поступившие
материалы, занимаются реконструкцией экспозиций музея.
Музей посещают учащиеся, учителя и гости нашей школы. Традиционны такие мероприятия как
историко–краеведческие конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки,
фотографии, сочинения и др.); тематические вечера и встречи, посвященные знаменательным датам и
героям музейных экспозиций, проведение концертов; массовые акции памяти, проведение музейных
уроков, Уроков Памяти, Уроков Мужества. Пополнять фонды музея помогают материалы, собранные в
ходе проведения этих мероприятий.
Планы на 2025-2026 учебный год:
1. Привлечение большего количества обучающихся,
медиацентра.
2. Развитие новых направлений школьного медиацентра.
систематизация
структуры
Кадровый состав воспитательной службы школы.
Педагог дополнительного образования
22
Классные руководители
Социальный педагог
Педагог-психолог
Советник директора по воспитанию
Логопед
Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в МОУ СОШ с. Кикино
регламентируется следующими
локальными актами:
- Положение о классном руководстве.
- Положение о социально-психологической службе.
- Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Положение о Родительском комитете.
- Положение об использовании государственных символов.
- Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
- Положение о поощрениях и взысканиях.
- Положение о комиссии по урегулированию споров.
- Положение о физкультурно-спортивном клубе.
- Положение о школьной форме учащихся.
- Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
- Положение о Школьной службе медиации.
- Образовательная программа дополнительного образования.
- Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
- Планы воспитательной работы классных руководителей.
- План работы социально-психологической службы.
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Система
поощрения
социальной
успешности
и
проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся
призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимальную вовлеченность в их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей
среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование
порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур);
23
- регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно
большие группы поощряемых и т. п.);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и
коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награду);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей)
обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, сторонние
организации, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности:
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио —
деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) подтверждений, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося. Рейтинг — размещение обучающихся или групп в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо. Размещение фотографий на
доске почета в школы.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи
воспитательной работы за 2024-2025 учебный год можно считать решенными. На основе тех проблем,
которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на 2025-2026 учебный год:
-
Активизировать работу по участию детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях
различного уровня.
-
Продолжить работу с детьми, состоящими в «группе риска» (ВШУ).
-
Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса,
развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
Продолжить развитие медиа в школе – развитие коммуникативной культуры
учащихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся.
Продолжить реализацию Плана Концепции организационно-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
-
-
- Активизировать работу по организации экскурсий, походов для школьников и
реализовывать их воспитательный потенциал.
-
Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья
учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к
здоровому образу жизни.
-
Способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию системы
дополнительного образования в школе.
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи, школы
и организаций-партнёров по вопросам воспитания обучающихся.
24
Зам.директора по ВР:
Патеева А.Ф..
25