Рабочая программа курса внеурочной деятельности Настольный теннис, 5-9 классы

Пояснительная записка
Нормативная база для разработки программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом от 18 ноября 2015 г. №09-3242 Министерства образования и
науки Российской федерации "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
-Письмом Министерства образования и науки Российской федерации от
11.12.2006г №06-1844 « о примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Министерства науки и образования Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
Министерства науки и образования Российской Федерации от
28.06.2019г. № МР-81/02 «Методические рекомендации для субъектов
Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ в сетевой форме»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
- Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края
от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского
края»»
При разработке программы за основу была принята программа по
настольному теннису для спортивных школ,
. Программа была
адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного
образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции,
содержание материала по основным темам учебного курса: технической;
тактической, физической, теоретической, распределение времени на
перечисленные компоненты в течение учебного года.
Направление программы: - физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность программы: – настольный теннис доступен всем, играют
в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют
многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился
популярностью
ее
в
детской
среде,
доступностью,
широкой
распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и,
естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического
и физического здоровья детей.
Программа включает модное направление в спорте. Настоящая
программа способствует формированию у учащихся знаний и умений в
области настольного тенниса, которая заняла прочную лидирующую
позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий.
Педагогическая целесообразность:- создание необходимых условий,
содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через
внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной
деятельности.
Адресат программы: – программы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе
обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта
очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 12 человек,
Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая,
индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое,
комбинированное, соревновательное.
Форма
и
способы
проверки
результативности
учебнотренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису выполнение в конце каждого года программных требований по уровню
подготовленности занимающихся, выраженных в количественно качественных показателях технической,
тактической,
физической,
интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных
упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных
упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все обучающиеся группы сдают по
общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты
контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего
этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения обучающиеся:
Будут знать:
 будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями
укрепляют здоровье;
 узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
 узнают правила игры в настольный теннис;
 правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной
жизни;
 правила проведения соревнований;
Будут уметь:
 провести специальную разминку для теннисиста
 овладеют основами техники настольного тенниса;
 овладеют основами судейства в теннисе;
 Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить
победителя;
Разовьют следующие качества:
 улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
 улучшат общую выносливость организма к продолжительным
физическим нагрузкам;
 повысятся адаптивные возможности организма - противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;
 разовьют
коммуникабельность
обучающихся
в
результате
коллективных действий.
Цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных
качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма
обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные
 дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
 научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку;
 обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
 развить координацию движений и основные физические качества:
силу, ловкость, быстроту реакции;

 развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
 формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
 способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
 воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
 пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости,
табакокурения и алкоголизма;

Учебно-тематический план
1 час в неделю (34 часа в год)
№

Методы и
приёмы
организаци
и учебновоспитател
ьного
процесса
Общие
Групповая,
Словесный,
основы
подгрупповая, объяснение,
настольно фронтальная
рассказ,
го
беседа
тенниса
практически
ПП и ТБ
е задания,
Правила
объяснение
игры
нового
и
материала.
методика
Конспекты
судейства
занятий для
педагога.
Общефиз Индивидуаль
Словесный,
ическая
ная,
наглядный
подготов- групповая
показ,
ка
подгрупповая, упражнения
поточная,
в парах,
фронтальная
тренировки
Групповая с
Словесный,
Специаль организацией объяснение
ная
индивидуальн нового
подготов- ых форм
материала,
ка
работы
рассказ,
внутри
практически
группы, в
е занятия,
парах
упражнения
в парах,
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Техничес Групповая с
Словесный,
кая
организацией объяснение,
подготов- индивидуальн беседа,
ка
ых форм
практически
теннисис- работы
е занятия,
та
внутри
упражнения
группы, в
в парах,
парах
тренировки,
наглядный
показ
Тема
програм
мы

1

2

3

4

Форма
организации
и проведения
занятия

Дидактически
й материал,
техническое
оснащение
занятий

Вид и
Граф
форма
а
контроля, учёта
форма
предъявле
ния
результата

Специальная
литература,
справочные
материалы,
картинки,
плакаты.
Правила
судейства.

Вводный,
положение
о
соревнован
иях по
настольном
у теннису.

Таблицы,
схемы,
карточки, мячи
на каждого
обучающего

Тестирован
ие,
карточки
судьи,
протоколы

Литература,
схемы,
справочные
материалы,
карточки,
плакаты, мячи
на каждого
обучающего

Зачет,
тестирован
ие, учебная
игра,
промежуто
чный тест.

Дидактические
карточки,
плакаты, мячи
на каждого
обучающего
Терминология,
жестикуляция.

Зачет,
тестирован
ие, учебная
игра,
промежуто
чный тест,
соревнование

5

Игровая
подготовка

В парах

педагогом.
Учебная
игра.
практически
е занятия,
упражнения
в парах,
тренировки,
Учебная
игра.

Дидактические
карточки,
плакаты, мячи на
каждого
обучающего,
видеозаписи

Учебная
игра,
промежуто
чный
отбор,
соревнован
ие

Календарно-тематическое планирование

№
п.п
1

2

3-7

Тема урока

Содержание

Обучение правилам техники
безопасности
(ТБ)
поведения в спортивном
зале.
Теория: Введение
в
мир
настольного тенниса.
Обучение
упражнениям,
подводящим к освоению
техники
настольного
тенниса.
Упражнения
«школы мяча». Воспитание
скоростных
и
координационных
способностей.
Обучение
упражнениям,
подводящим к освоению
техники
настольного
тенниса.
Упражнения
«школы мяча».

Беседа о ТБ. Ознакомление с
теннисным
инвентарем:
ракетки, мячи, теннисный
стол. Подвижные игры с
мячом
(«Поймай
мяч»,
«Прыгуны»).

8-9

Обучение ударам с отскока.
Удар толчок слева с отскока
на
месте.
Упражнения
«школы мяча».

10-11

Обучение
удару
срезка
справа с отскока.
Упражнения «школы мяча».

12

Обучение удару срезка слева
с
отскока
на
месте.
Упражнения «школы мяча».
Обучение удару срезка слева
с
отскока.
Выполнение
движений с мячом и без
мяча.
Упражнения «школы мяча».
Обучение
сочетаниям
ударов справа и слева
срезкой с отскока от стены.
Упражнения «школы мяча».
Воспитание
координационных

13-14

15-16

Упражнения «школы мяча»:
упражнения с мячом и
ракеткой, подбивание мяча,
удержание мяча на ракетке.
Подвижные игры с мячом
(«Зевака», «Куча мала»).

Упражнения с мячом и
ракеткой:
разнообразные
подбивания мяча, удержание
конуса на ракетке. Катание,
бросание, ловля мяча. Игры с
ловлей мяча («Мяч соседу»).
Имитация удара толчок слева.
Удары с наброса учителя.
Подбивания мяча вверх, вниз,
вверх-вниз.
Выполнение ударов срезка
справа
в
тренировочную
стенку и на полу с наброса
учителя.
Имитация удара срезка слева.
Удары с наброса учителя.
Выполнение ударов срезка
слева
в
тренировочную
стенку и на полу с наброса
учителя.
Выполнение ударов срезкой
справа
и
слева
в
тренировочную стенку и на
полу
с
партнером.
Закрепление точки контакта
мяча
с
ракеткой.

Дата
план

Дата
факт

способностей.

17- 18 Промежуточное
тестирование
19

20-21

22

23-25

26-27

28

29-30

Отрабатывание
ударов
в
парах.
Упражнения на координацию.
Подвижные игры («Пустая
ракетка», «Прыгуны»).

Тестирование
теннисных
умений. Тест №1 «Школа
мяча».
Обучение
ударам
с Имитация подхода к удару.
ударов
в
перемещением. Удар срезкой Выполнение
справа с отскока от стены с тренировочную стенку и на
полу с партнером. Игра
передвижением.
«Линии».
Теория: Понятия о точке
удара по мячу и плоскостях
ракетки.
Обучение
ударам
с Выполнение ударов срезкой
перемещением. Удар справа справа
в
тренировочную
срезкой
с
отскока
в стенку и на полу с партнером.
движении.
Закрепление Подвижные
игры
знаний о правилах игры на («Каракатица»,
«Рыцарский
счет. Правило подачи.
бой»).
Обучение ударам срезкой Имитация подхода к удару.
справа
с перемещением Выполнение ударов в стенку и
вдоль стола.
на полу с партнером.
Обучение ударам срезкой Выполнение ударов срезкой
справа
с
перемещением справа
в
тренировочную
вперед назад.
стенку и на полу с партнером.
Подвижные игры («Горячая
картошка»).
Обучение ударам срезкой Выполнение ударов срезкой
справа и слева в сочетании. справа
и
слева
в
Воспитание скоростных и тренировочную стенку. Обмен
координационных
ударами на полу в парах.
способностей.
Подвижные игры («Гонка
мячей»,
«Нападающие
и
защитники»).
Беговые
и
прыжковые
упражнения.
Обучение основным стойкам Стойки для ударов справа.
теннисиста.
Упражнения на работу ног:
в
стойке
Обучение перемещениям по перемещение
теннисиста
в
различных
площадке. Обучение работе
ног при ударах справа в направлениях с оббеганием
конусов,
упражнения
на
движении.
частоту движений ног.
Обучение работе ног при Обмен
разнообразными
ударах справа и слева в ударами в стенку и на полу с
движении.
Воспитание партнером. Упражнения на
скоростных
и

31-32

33

34

координационных
работу ног: перемещения в
способностей. Подготовка к стойке
теннисиста
в
тестированию.
различных направлениях с
оббеганием
конусов,
упражнения
на
частоту
движений.
Упражнения на быстроту
реакции, быстроту начала
движения, равновесие.
Итоговое тестирование 1-го Тестирование
теннисных
года обучения.
умений.
Тест №2 «Школа ударов с
отскока».
Теория: Понятие о счете в Обучение
простейшему
настольном
теннисе. ведению счета.
Демонстрация
игровых Обмен ударами на столе с
моментов с последующим подсчетом очков.
объяснением
правил
начисления очка.
Соревновательные командные
Игры на столе со счетом.
матчи
с
использованием
подсчета очков.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью,
накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия
настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа
сердечнососудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые
и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног.
Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция
на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота
мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых
условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что
существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения.
Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся
понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать
травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической
активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует
развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает
целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет
выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует
развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.
Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством
коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и
взаимопонимания.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
качественных
универсальных
способностей
обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в
познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на
базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с
освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного
процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни
обучающихся.
В области физической культуры:
- будут владеть широким арсеналом двигательных действий и
физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой,
активное
использование
настольного тенниса
в самостоятельно
организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;

- будут владеть способами наблюдения за показателями
индивидуального здоровья, физического развития, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по
настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и
закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных
умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по
настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- будут знать об особенностях индивидуального здоровья и
о функциональных
возможностях
организма,
способах
профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности
настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
-будут управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- будут владеть умением предупреждать конфликтные ситуации во
время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать
спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- будут уметь содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям
и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- будут уметь длительно сохранять правильную осанку при
разнообразных формах движения и передвижений;
- будут уметь передвигаться и выполнять сложно координационные
движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:

- будут владеть умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- будут владеть навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных
изменяющихся внешних условиях;
- будут владеть навыками выполнения разнообразных физических
упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- будут уметь максимально проявлять физические способности при
выполнении тестовых заданий по настольному теннису.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».