Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Медиацентр» разработана в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Программа данного курса разработана для занятий с обучающимися 5-9-ых классов во
второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с Положением о рабочих программах курсов
внеурочной деятельности педагога Программа внеурочной деятельности «Медиацентр»
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у учащихся
медиакультуры и ключевых информационных компетентностей современного общества.
Учащиеся получат возможность познакомиться и поработать с различными видами информации,
представленными в разных форматах. Программа курса внеурочной деятельности
предусматривает непрерывность обучения и возможность привлечения учащихся разных
классов и возрастов.
Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век информационных
технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все сферы деятельности человека.
Средства массовой информации стремительно переходят на цифровые платформы. Это
позволяет передать необходимую информацию большому количеству читателей (слушателей) в
значительно небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным каналом
получения информации из электронных и печатных СМИ. Задача школы – не только научить
подростка вычленять из любого источника информации ту, которая будет для него полезна и
актуальна, но и научить самому создавать то, что будет полезно ему и окружающим. Работа в
школьном медиацентре позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики,
попробовать себя в роли журналиста, корреспондента. Работа над страницами школьной газеты
позволит сконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую информацию
для учащихся и учителей школы.
Перспективность курса «Медиацентр» заключается, во-первых, в профориентационной
направленности, учащиеся смогут попробовать себя в сфере журналистики. Во-вторых, каждый
ученик, решивший посещать данный курс, сможет ежегодно совершенствовать свои навыки
независимо от возраста и класса. В-третьих, в медиацентре предполагается наставничество
старших товарищей для обучения ребят младшего возраста, что также немаловажно для
развития подростка.
Цели данного курса:
Создание и развитие информационного пространства школы;
Создание условий для развития творческого потенциала школьников.
Курс «Медиацентр» ставит перед собой следующие задачи:
Организовать деятельность медиацентра по выпуску школьной газеты - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся;
Развивать речевые навыки обучающихся;
Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, и др.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и
критически анализировать содержание информации.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, приходить к
компромиссу;
Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему
уже они научились.
Формы занятий, которые будут использованы для реализации данного курса:
Лекционное слово учителя;
Эвристическая беседа;
Индивидуальная работа;
Работа в парах;
Работа в группах;
Коллективная работа;
Работа с различными источниками информации;
Создание проблемной ситуации;
Мозговой штурм;
Написание и редактирование собственных текстов;
Публичное выступление;
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Словесно-наглядный;
Практический.
Программа по курсу «Медиацентр» составлена на 34 часа в год (1 час в неделю) в
соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания
и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной
деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее
анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
среды.
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
Регулятивные УУД:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ;
Познавательные УУД:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с
позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников.
Средства обучения
Печатные пособия (таблицы, схемы, демонстрационные карточки);
Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые
программы и др.);
Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы, аудиозаписи).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводное занятие. Знакомство с понятиями «СМИ», «МЕДИАЦЕНТР», основами
ведения странички школы в социальной сети ВКонтакте. Распределение обязанностей и ролей
участников медиацентра.
Источники информации. Знакомство с понятием «источник информации». Анализ
источников средств массовой информации. Знакомство с правовыми документами о соблюдении
авторских прав.
Обзор программ для создания контента . Обзор бесплатных версий программ для
создания картинок, плакатов и др.
Разработка контент-плана. Анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления
плюсов и минусов организации интернет-пространства. Определение своего вектора работы
медиацентра. Разработка постоянных рубрик, обоснование необходимости и полезности каждой
из рубрик для учащихся и педагогов школы.
Создание своих источников информации. Запись выпусков новостей. Новостные
сюжеты. Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний»,
«публицистический» стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание.
Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке репортажа.
Жанровое разнообразие. Апробация своих навыков в написании текстов постов
различных жанров и различной тематики. Регулярное пополнение текстов для постоянных
рубрик школьной странички.
Подведение итогов работы медиацентра за год. Анализ, выявление удачных и
неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. Создание плана работы
медиацентра на следующий учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности
«Школьный медиацентр»
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
o
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
o
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
o
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
o
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
o
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы
познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и
реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной
деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического
мышления;
o
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты;
o
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной
деятельности;
o
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет
умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
o
развитие чувства личной
информационной среды.
ответственности
за
качество
окружающей
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с
позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности
ровесников.
Познавательные УУД:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиаконтента,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
развитие критического анализа;
формирование навыка работы в группе, а также формирование взаимопомощи и
взаимовыручки;
формирование навыка обработки и фильтрации большого объема информации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 Ч.)
№ п.п.
Наименование темы
1
Тема
2
Знакомство с понятиями «СМИ», «МЕДИАЦЕНТР.
3
Знакомство с понятием «источник информации».
4
Анализ источников средств массовой информации.
5
Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав.
6
Обзор бесплатных версий программ для создания картинок, плакатов,
видеороликов и др.
7
Анализ контент-плана школьных СМИ.
8
Определение своего вектора работы медиацентра.
9
Просмотр фильмов и видеоматериалов для постоянных рубрик.
10
Просмотр фильмов и видеоматериалов для постоянных рубрик.
11
Разработка постоянных рубрик
12
Разработка постоянных рубрик
13
Критерии отбора новостей.
14
Критерии отбора новостей.
15
Апробация своих навыков в написании текстов
16
Апробация своих навыков в написании текстов
17
Вёрстка новостного выпуска.
18
Вёрстка новостного выпуска.
19
Оформление и дизайн
20
Оформление и дизайн
21
«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.
22
Коммуникативные техники.
23
Коммуникативные техники.
24
Активное слушание.
25
Подготовка вопросов для интервью.
26
Подготовка вопросов для интервью.
27
Требования к вопросу.
28
Апробация своих навыков в написании текстов интервью.
29
Апробация своих навыков в написании текстов интервью.
30
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
газеты
31
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
газеты
32
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
газеты
33
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
газеты
34
Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной
газеты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие «Настольная книга журналиста». А.В. Колесниченко. Издательство Аспект
Пресс, 2013 г. 334 с.
Учебное пособие по специальному курсу «Журналистика и медиа» И.Б. Александрова, А.В.
Колесниченко., «Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова», Москва,
2022 г. 153 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Название пособия
Автор, издательство, год
Школа журналистики:
пособие.
учебно-методическое А. Б. Венецкая. – Магнитогорск,
2008. – 96 с.
Учебное пособие по специальному курсу
Е. Л. Вартанова.- Москва, 2022–
«ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИА»
153с.
Учебное пособие «Мастерство
Практики обучения».
журналиста. Под ред. С.К.Шайхитдиновой. –
Казань., изд-во Казанского ун-та, 37
с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Название ЭОР
Пособие
начинающих
Активная ссылка на ЭОР (если ресурсы сети Интернет)
для http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
журналистов
Портал
журналистов
для https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index
«Живое слово»
.php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108
Портал медиа для http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml
журналистов.
Теория и практика
Журналистика и https://stepik.org/course/81/promo
медиаграмотность.
Обучающий курс
для начинающих
журналистов
Интернет-ресурсы
https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/