Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы курса.
Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для
обучающихся 7 класса (далее – Программа) разработана с учетом требований и
положений, изложенных в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования»;
- Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016;
- Положение о региональных отделениях, местных отделениях
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД
«ЮНАРМИЯ», протокол № 4 от 26.01.2017;
- Основная образовательная программа основного общего образования
общеобразовательной организации.
Актуальность программы
Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного
отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать,
посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей
и молодежи во внеурочной деятельности.
Актуальность Программы заключается в повышении значимости военно патриотического
воспитания
обучающихся
через
интегрированную
деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям:
познавательная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность.
Актуальность данной Программы подтверждается словами президента
Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой
другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со
стороны детей и родителей на содержание программы военно-патриотического
и гражданского воспитания.
Всероссийское
детско-юношеское
военно-патриотическое
общественное
движение
«Юнармия» создано по инициативе министра обороны России Сергея
Шойгу. Цель движения – совершенствование системы военно-патриотического
воспитания молодежи, возрождение у молодого поколения интереса к истории
России, ее героям, выдающимся гражданам.
Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания учеников в
школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания.
Основные задачи:
1.Воспитание патриотизма и подготовка молодежи к военной службе;
2.Пропаганда
героических традиций
Русской
армии;
3.Ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии
офицера, силовых структур,
спасателя,
пожарного,социального
работника;
4.Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных
ситуациях и экстремальных условиях.
1. Проведение мероприятий по
оздоровлению
учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа, реализуется в 7 классе
общеобразовательного учреждения,
1
час
в неделю. Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной программы
12-13 лет. Для организации занятий необходимо специально оборудованное
помещение (спортивный зал)
или
спортивная площадка.
Гибкость содержания
и
структуры
программы
обусловлена:
- возможностью её использования при различных уровнях оснащения
материально- технической спортивной базы учреждения;
- возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее
модулей;
- возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность,
физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в
рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
Основные направления деятельности
Совершенствование процесса патриотического воспитания.
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых
информационных технологий;
- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
-
Развитие
методических
основ
патриотического
воспитания
Методическими основами патриотического воспитания предусматривается:
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и
развития личности патриота;
- изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического
воспитания для его внедрения в практику.
Сотрудничествос представителями общественных организаций в
интересах патриотического воспитания предусматривает:
- создание условий для участия общественных организаций в работе по
патриотическому воспитанию в школе;
- совместная работа
с общественными
организациями;
- участие детей в районных культурных событиях, в шефской работе.
Результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
I.
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему народу, своему краю, отечественному
культурноисторическому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и
родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная
гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного
поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между
поколениями, носителями разных
убеждений,
представителями
различных
социальных
групп.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и
поступков другихлюдей.
Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического,
нравственного, психологического, психического и социально-психологического
здоровья человека.
Осознание
негативных
факторов,
пагубно
влияющих
на
здоровье.
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить
и укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести
активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить
цель
своей
деятельности
на
основе
имеющихся
возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях
и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий
разного уровня, участие в них, в том
числе
и
в
качестве
конкурсанта.
Познавательные:
умение
осознавать
свое
место
в
военно-патриотических
акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на
основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с
работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования
II.
разной сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться
в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое
оценивание
содержания
и
форм
современных
внутригосударственных и международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и Интернетресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать
сотрудничество
и
совместную
деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
приобретение навыков работы индивидуальнои в коллективе для
решения поставленной
задачи;
умение
находить общее
решение и
разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
III.
Предметные (наконец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
применять основы строевой подготовки и
дисциплины строя;
отличать истинные намерения своего государстваи западных держав от того,
что
предлагают
современные СМИ;
владеть
навыками
поиска
необходимой
информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и
проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военнопатриотической тематике разного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
подростков.
- Создание условий для доступностизанятий физической культурой и спортом;
- Развитие социально-активной личности и воспитание гражданской
ответственности, патриотизма у воспитанников школы;
- Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок,
соревнований для детей, подростков, не вовлеченных в сферу
деятельности спортивных школ.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
1. Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть: Блок «Во славу отечества»: занятие «Военная теория»;
занятия
«Войсковые
звания»,
«Воинские
сигналы
управления
строем»,
«Государственные награды РФ»; Военно-историческая подготовка занятия
«Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов»; занятие «Дни
воинской славы России».
Практическая часть: Просмотр презентации «Уставы вооружённых сил РФ».
Основы
медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» Понятие о ранах и их
осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их
степень тяжести, понятие об ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения
шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть: Первая медицинская помощь при ранениях и
кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика
наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений.
Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность,
верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской
помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о
переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения.
Понятие о травматическом токсикозе и его признаки. Практическая
часть: Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и
нижние конечности. Оказание первой медицинской помощи при переломах
верхних и нижних конечностей. Оказание первой медицинской помощи при
отравлениях.
2.
Основы военной службы. Приемы стрельбы и способы стрельбы из
пневматического и электронного оружия.
Теоретическая часть: Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике
безопасности при обращении с пневматической винтовкой и электронного
оружия .
Практическая часть: Тренировка в изготовке к стрельбе. Тренировка в
стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа. Неполная разборка-сборка АК74.
3.
Основы
безопасного дорожного движения
Теоретическая часть: Права, обязанности и ответственность участников
дорожного движения. Правила движения пешеходов. Где и как переходить
улицу и дорогу Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Правила
движения велосипедиста. Практическая часть: Фигурное вождение велосипеда.
Выполнение упражнений: «Змейка»,
«Слалом», «Качели».
4.
Организация
физкультурно-оздоровительной работы
Практическая часть: Передвижение по пересеченной местности в пешем
порядке (кроссовый бег, марш-броски).
6.
Гражданская
оборона
Теоретическая часть: Задачи медицинской службы Гражданской обороны.
Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих
ядовитых веществ. Физические и токсикологические свойства основных
аварийно-химических опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила
поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты
5.
населения.
Практическая часть: Выбор средства защиты и необходимый раствор в
зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка местности в
зависимости от физических свойств химически опасных веществ.
Формы
и
методы
работы
Формы
организации занятий:
лекционные занятия;
практические
занятия;
- проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по
подвижным играм на свежем воздухе и
в
спортивном зале.
Приёмы
и
методы
обучения на
занятиях.
- педагогические
технологии
на
основе
личностной
ориентации
образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии
индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных
технологий
осуществляется через
следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов России, Забайкальского края, о подвигах жителей в
годы ВОВ;
практические занятия по освоению военно-прикладных видов спорта;
- организация соревнований по стрельбе, сборке-разборке автомата, строевой
подготовке.
Тематическое планирование
тема Количество часов
№
п/
п
Раздел,
программы
1
Военноисторическая
подготовка
1.1
Войсковые звания
1
Лекция
Устный опрос
1.2
Воинские сигналы
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
Практическое
занятие
Тестирование
Лекция
Устный опрос
всего
теория
практика
6
5
1
Форма
организации
Форма
контроля
занятия
управления строем
1.3
Государственные
награды РФ
1.4
Великие
полководцы России
1.5
Дни воинской славы
России
1.6
1
Просмотр
презентации
«Уставы
вооружённых
сил
РФ».
Решение
тестов
«Погоны
военнослужащих» и
«Корабельные
звания»
2
Основы медико-
7
2
5
санитарной
подготовки
2.1
Понятие о ранах и
их
осложнениях.
Виды кровотечений
и их характеристика.
1
2.2
Причины ожогов и
их степень тяжести,
понятие
об
ожоговой болезни.
Шок.
Причины
возникновения
шока. Признаки и
степень
тяжести
травматического
шока.
2.3
Первая медицинская
помощь
при
ранениях
и
кровотечениях.
1
Лекция
Устный опрос
1
Практическое
занятие
Самостоятельная
работа
1
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Материалы,
используемые
для
наложения
жгута.
Методика
наложения жгута.
2.4
Способы остановки
венозных и
капиллярных
кровотечений. Виды
повязок. Основные
типы
бинтовых
повязок.
Перевязочный
материал.
2.5
Правила и способы
1
наложения повязок
на голову, грудь,
живот,
промежность,
верхние и нижние
конечности.
2.6
Оказание
пострадавшему
первой медицинской
помощи
при
ранении черепа и
мозга, в грудную
1
клетку и живот
2.7
Понятие
о
переломах костей и
их признаки. Виды
переломов и их
осложнения.
1
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Лекция
Устный опрос
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Наложение повязок
на голову, грудь,
живот,
промежность,
верхние и нижние
конечности
3
Основы военной
8
2
6
службы
3.1
Техника выполнения
1
выстрела.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
обращении
с
пневматической
винтовкой.
3.2
3.3
Тренировка
изготовке
стрельбе.
в
к
Тренировка
стрельбе лежа.
в
Строй. Управление
1
1
строем. Повороты на
месте.
Движение
строевым
и
походным
шагом.
Повороты
в
движении.
3.4
Одиночная строевая
подготовка.
Перестроение
из
одношереножного
строя
в
двухшереножный и
1
обратно.
3.5
3.6
3.7
Назначение,
устройство частей и
механизмов
автомата
Калашникова
1
Контрольный
осмотр автомата и
подготовка его к
стрельбе
1
Инструктаж
технике
безопасности
обращении
оружием
3.8
1
Уход за автоматом,
его
хранение
и
сбережение.
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Лекция
Устный опрос
Практическое
Зачёт
по
при
с
Неполная разборка-
1
сборка АК-74
4
Практическое
Основы
безопасного
дорожного
занятие
5
3
2
движения
4.1
Права, обязанности
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
и
ответственность
участников
дорожного
движения. Правила
движения
велосипедиста.
4.2
Правила движения
пешеходов. Где и
как
переходить
улицу и
дорогу.
4.3
Регулируемый и
1
Лекция
Устный опрос
Практическое
Тестирование
нерегулируемый
перекресток.
Правила движения
велосипедиста.
4.4
Разбор заданий
1
экзаменационных
карт категории «А»,
занятие
«В».
Решение
экзаменационного
теста
4.5
Фигурное вождение
1
велосипеда.
Практическое
занятие
Выполнение
упражнений:
«Восьмёрка»,
«Слалом», «Перенос
предмета»
5
Организация
физкультурнооздоровительной
2
2
работы
5.1
Передвижение по
1
пересеченной
местности в пешем
порядке (кроссовый
бег).
5.2
6
занятие
1
Передвижение
по
пересеченной
местности в пешем
порядке
(маршброски).
Гражданская
оборона
Практическое
Практическое
занятие
5
3
2
Зачёт
6.1
Задачи медицинской
службы
Гражданской
обороны.
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
1
Лекция
Устный опрос
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Практическое
Самостоятельная
занятие
работа
Работа в очагах
химического
поражения и очагах
сильнодействующих
ядовитых веществ.
6.2
Физические
и
токсикологические
свойства основных
аварийнохимических опасных
веществ (АХОВ хлор,
аммиак),
правила поведения
на заражённой
местности.
6.3
Средства
индивидуальной
защиты населения.
6.4
Выбор
средства
защиты
и
необходимый
раствор
в
зависимости от вида
АХОВ
1
Преодоление
«заражённого»
участка местности в
зависимости от
1
6.5
физических свойств
химически опасных
веществ.
Итого
34
15
19