Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История
Пензенского края» на уровнях основного и среднего общего образования
включает пояснительную записку, содержание, планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «История Пензенского края»,
тематическое планирование.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История
Пензенского края» на уровнях основного и среднего общего образования
(далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021
г.
№
287
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. N 64101) (в последней
редакции), а также в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413
от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования») (с изменениями
и дополнениями от 12 августа 2022 г.), с учетом Приказа Министерства
образования Пензенской области от 01.08.2022 г. № 423/01-07 «О введении
курса внеурочной деятельности «Краеведение» в общеобразовательных
организациях Пензенской области»,
ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения Программ основного и среднего общего
образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Программа направлена на достижение целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания) родного края; освоение естественно-научных,
краеведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного курса внеурочной деятельности;
- формирование соответствующей внутренней позиции личности
старшеклассников, умений и навыков социальной коммуникации,
необходимых ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование у школьников представлений об уникальности природных,
этнокультурных и социокультурных особенностях родного края на основе
принятия гуманистических норм жизни;
- формирование у старшеклассников умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной
как с поисково-исследовательской деятельностью, так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
- формирование способности школьников к социализации, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
- достижение личностных результатов через готовность школьников к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
формирование мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированности внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические,
культурно-исторические, экономические, национальные особенности
Пензенской области.
В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал,
который направлен на то, чтобы способствовать формированию гражданскопатриотических качеств личности.
В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается,
что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его
культуру и духовные традиции». Этому также способствует и краеведение,
которое имеет огромное значение для развития личности обучающегося,
формирования его гражданско-патриотических качеств.
Познание истории родного края способствует складыванию
региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной
местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному
наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой
для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя
гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое
прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием
предшествующих поколений способствует формированию различных граней
личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем
ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых
невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и
национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь
и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о
единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других.
Изучение истории родного края позволяют учителю на основе
краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для
наших предков и важность их сохранения в наше время.
Помимо духовно-нравственного происходит и историческое воспитание
обучающихся. Воспитание историей о родном крае, историческими
событиями, происходившими в прошлом на нашей Кузбасской земле,
воспитание на примерах исторических личностей, совершавших ратные,
трудовые и нравственные подвиги во имя своих земляков и российского
государства, – все это является или может стать действенным фактором
формирования в сознании детей чувства гордости и сопричастности к
героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности
за события в обществе и государстве.
Цель изучения исторического краеведения в основной и средней
школе в общеобразовательных организациях Пензенской области – создать
условия для осмысления школьниками важности знания и сохранения
исторического и культурного наследия родного края.
Основными задачами изучения исторического краеведения в
основной и средней школе в общеобразовательных организациях
Пензенской области являются:
- внедрить в рамках внеурочной деятельности курс исторического
краеведения в целях расширения кругозора обучающихся;
- способствовать углублению знаний школьников об истории и
культуре Пензенского края с древнейших времен до современности в рамках
занятий внеурочной деятельности с интеграцией курсов всеобщей истории и
истории России в рамках урочной деятельности;
- способствовать повышению интереса у школьников к изучению
истории родного края и успешности выполнения заданий Всероссийских
проверочных работ по краеведению;
- повысить общий уровень культуры школьников через осмысление
важности знания и сохранения исторического и культурного наследия России
и родного края;
- способствовать формированию личности с активной гражданской
позицией и высокой нравственной культурой учащихся;
- воспитание установки на бережное отношение к памятникам истории
и культуры своего края и России.
Тематическое планирование включает название раздела (темы) с
указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного модуля, характеристику основных видов деятельности
обучающихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания,
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющимися
учебно-методическими
материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход,
обеспечивающий
активную
учебно-познавательную
деятельность
обучающихся, позволяющий наиболее полно учитывать основные
психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной
деятельности, адекватную современным приоритетам российского
образования и основывающийся на принципе диалогичности, в процессе
активного
взаимодействия
обучающихся,
сотрудничества,
обмена
информацией, обсуждения разных точек зрения и т.п.
В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому
содержание образования проектирует определенный тип мышления эмпирический или теоретический. Системно-деятельностный подход
обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование
и
конструирование
развивающей
образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Важные учебно-воспитательные задачи в рамках курса внеурочной
деятельности «История Пензенского края» могут быть решены с помощью
игровых технологий. Игра в жизни школьника кроме развлекательной
выполняет другие важнейшие функции:
- социализации, включает обучающегося в систему общественных
отношений, усвоения им достижений культуры;
- межнациональной коммуникации, позволяет обучающемуся усваивать
культуру собственного народа, других национальностей, если игры связаны с
изучением народностей;
- самореализации, позволяет снять конкретные жизненные затруднения
или, напротив, выявить недостатки своего опыта;
- диагностики, дает возможность педагогу диагностировать различные
проявления или умения ребенка.
При изучении истории России и родного края есть аспекты, при
изучении которых может быть использован метод «погружения» в
конкретную историческую среду и применения игровых технологий:
«Основание Пензенского края», «Этническая карта Пензенской земли»,
«Одежда, быт и нравы народов Пензенского края», «Пензенский край в
начале XX века» и другие.
Требованием современности стало использование информационнокоммуникационных технологий на занятиях. Умелое использование ИКТ
помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную
базу изучения краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов.
Так, обращение к экономическим и социальным проблемам городов,
районов и населенных пунктов Пензенской области, памятникам
архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с
использованием компьютерной презентации позволяет максимально
сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках
изучаемого материала.
Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий,
поиска справочной информации по теме.
В изучении истории родного края важное место отводится методу
проектов, суть которого – стимулировать интерес обучающихся к
определенным проблемам и умение практически применять полученные
знания, а также развитие мышления обучающихся. При выполнении проекта,
на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и обоснование
проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск
информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется
участниками проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта»,
результата, готового к использованию на уроке, в школе или в реальной
жизни. Завершает работу над проектом – представление готового «продукта»
в виде презентации, защиты самого проекта.
Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности
обучающихся, что немаловажно при изучении родного края. Особенностью
является то, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их
анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить
конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению: выпуск фильма,
презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха,
выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод
ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную
деятельность учащихся. Итогом проектной деятельности обучающихся
становится защита проекта.
Большую помощь в изучении истории и культуры Пензенского края
может оказать просмотр и обсуждение фильмов документального
телепроекта «Добро пожаловать в Пензенскую область», созданного
телеканалом «Россия 1 Пенза» совместно с региональным министерством
культуры, пензенским отделением Российского военно-исторического
общества, при поддержке правительства Пензенской области. Это серия
фильмов, которая позволит узнать много интересного об истории
Пензенского края, выдающихся земляках, объектах культурного наследия и
архитектуры, народных промыслах и сделать удивительные открытия,
связанные с культурой и историей родного края.
В рамках курса внеурочной деятельности «История Пензенского края»
рекомендуем организовать участие школьников в экскурсиях (очных и
виртуальных) по историческим и культурным достопримечательностям
Пензенского края во время реализации культурно-образовательных
проектов «Культурная суббота» и «Культурный дневник школьника
Пензенской области».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с
учётом рекомендаций рабочей программы воспитания. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для младших школьников,
обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом,
родителями (или лицами их заменяющими) и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей,
ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной
программой воспитания.
Программа может быть использована для разработки рабочих программ
внеурочной деятельности, а также для программ в соответствии с моделью
дополнительного образования в общеобразовательной организации.
Предлагаемая Программа представляет собой рекомендацию для педагогов,
общеобразовательных организаций (ФЗ «Об образовании в РФ» ч.7.2 ст.12).
Представленное в Программе планирование является примерным, и
последовательность изучения тематики по разделам курса внеурочной
деятельности «История Пензенского края» может варьироваться.
При конструировании планируемых результатов учитываются цели и
задачи курса, требования, которые представлены в стандарте и программе
воспитания, и специфика содержания каждого модуля. Общие результаты
содержат перечень личностных, метапредметных и предметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся по результатам изучения курса.
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной
деятельности «История Пензенского края» –17 ч. Вариант изучения курса:
в 5классе – 0,5 часа в неделю,
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История Пензенского края»
5 класс 17 часов
Введение. 1 час
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о
прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль
археологических раскопок в изучении истории нашего края. Счёт лет в
истории.
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели,
задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое,
географические, биологическое, литературное и др.
Тема 1. Пензенский край в древнейшие времена. Основные этапы
освоения Пензенского края в первобытную эпоху. 1 час
Расселение древнейших людей и его особенности. Родовые общины.
Первобытные собиратели и охотники. Первые люди на территории
Пензенского края. Первые стоянки человека, обнаруженные на территории
Пензенского края. Занятия древних жителей Пензенского края.
Тема 2. Родовые общины охотников и собирателей. Первые
скотоводы и земледельцы на территории Пензенского края. 2 часа
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о
зарождении производящего хозяйства. Племя: изменение отношений.
Возникновение искусства и религии.
Заселение Пензенского края осёдлыми скотоводами. Религиозные
представления срубных племен. Культура савроматов на территории
Пензенского края. Появление первых «городищ» на территории Пензенского
края.
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности?
Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция
(отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты),
выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Музей. 2 часа
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее.
Виды сбора информации. Работа школьного музея. «В музее». Что такое
экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в
музей…» (проведение тематической экскурсии).
Проектная деятельность. Экскурсии. 2 часа
Тема 1. Начало феодальной эпохи. 1 часов
Переход от военной демократии к государственности. Хазарский
каганат. Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав
Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство.
Внешняя политика.
Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью.
Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.
Этнические общности на территории края. Формирование мордовского
этноса. Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни,
духовные представления. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае.
Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.
Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период
раннего средневековья.
Тема 2. Развитие феодализма Развитие края в X-XVI веках. 2 часа
Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Походы
монгол на Волжскую Булгарию. Поход на Русь. Обезлюдение территории
Пензенского края.
Возникновение Золотой Орды. Социально-политическое устройство.
Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование
татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории
Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши.
Возникновение Казанского ханства. Общественно-политический строй.
Взаимоотношения с Русским государством.
Тема 3. Развитие культуры в X-XVI веках. 2 часа
Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и
своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на
развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство.
Художественные ремесла. Устное народное творчество.
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 часа