Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для ООО .

1. Пояснительная записка.
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие
личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на
достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать
эффективные жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных
сферах деятельности.
В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в
том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают
значимость школьного курса математики. Невозможно представить без математики и
повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится использовать
знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им встречаются.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину».
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Математика для жизни» разработана с
учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основании которого для участников образовательных отношений
создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности.
Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы,
с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных,
общественных и научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной
деятельности «Математика для жизни» направлен наподдержкуобучения, учащихся
основам
функциональной
грамотности,
направленной
на
формирование
уобучающегося способности действовать в различных ситуациях за пределами
системы школьного образования на основе приобретенных знаний.
Цель курса: формирование математической грамотности обучающихся через
применение математической теории и ее методов к решению задач реальной
действительности.
Задачи курса:
сформировать понимание необходимости знаний для решения задач, показав широту
их применения в реальной жизни;
научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности,
которые могут быть решены средствами математики;
сформировать умения формулировать проблемы на языке математики;
научить решать проблемы, используя математические факты и методы;
научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и
необходимые для жизни в современном обществе;
подготовка к сдаче ОГЭ
Курс, рассчитанный на учеников 9 классов, входит в состав вариативной части
учебного плана образовательной организации.
Рабочая программа курса рассчитана на 1 год освоения, что составляет 34 учебных
часа (1 час в неделю) из них: 1 – час входная диагностическая работа; 1 – час итоговая
диагностическая работа.
Программа предполагает поэтапное развитие умений формулировать, применять и
интерпретировать математику в различных контекстах.
Реализация данной программы предполагает использование современных методов
обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый
стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа,
групповая работа и др.

2.

2. Содержание курса.

Курс состоит из модулей, включающих разные виды заданий. Содержание
заданий связано с материалом разделов и тем школьной программы по математике и
распределено по четырем категориям:
1. Пространство и форма – задания, относящиеся к геометрическому материалу.
2. Изменение и зависимости – задания, связанные с алгебраическим материалом.
3.Количество – задания, основанные на работе с числами и отношениями между
ними.
4. Неопределенность и данные – разделы статистики и вероятности.
Задачи курса характерны тем, что в каждом задании дается описание некоторой
ситуации и предлагаются вопросы с постановкой проблем, которые необходимо решить,
используя информацию, предложенную в описании ситуации в самом вопросе. В ряде
вопросов дается дополнительное описание ситуации при этом для ответа на последующие
вопросы надо использовать данные, полученные при ответе на предыдущий.
Для лучшего выявления математической сути лучше работать в группах, тогда у
учеников будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный опыт», это
поможет найти необходимые способы решения. В качестве индивидуальной работы
можно предложить аналогичную ситуацию и проанализировать удастся ли с ней
справиться в одиночку.
На занятиях используются материалы учебных пособий:
Математика на каждый день. 6 - 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ Т.Ф. Сергеева. - М. Просвещение, 2021. – 112с.: ил. – (Функциональная
грамотность. Тренажёр).
 Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. СанктПетербург. «Просвещение» 2021. В 2-х частях.
При использовании сборника эталонных заданий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни. Математическая грамотность» (часть1, часть2) стоит учитывать
следующую особенность структурирования материала.
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев
таблицы и иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на
рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания,
обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему
это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста,
упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина
ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили
вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут
встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать
текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера –
пояснениями к термину, формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме
требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких
ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение.
Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое
задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце
модуля попробуют составить задание самостоятельно.
Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет
использование общей математической модели. Это дает возможность применять их как


для групповой, так и для индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно
знания школьного курса математики 6 – 8 классов.
Задачи, представленные в календарно-тематическом планировании, к занятиям курса
внеурочной деятельности объединены по общим математическим моделям,
содержательной области, познавательной деятельности или контексту. Подбор задач по
учебным пособиям можно изменить уменьшить или увеличить, в зависимости от уровня
подготовки обучающихся.

3.Планируемые результаты.

Освоение курса внеурочной деятельности ««Математическая грамотность» на
уровне основного общего образования обеспечивает достижение метапредметных
результатов. По окончании данного курса обучающийся:
 имеет представление о математике как о методе познания действительности;
 знает математическую теорию и умеет её применять для анализа жизненных
задач;
 владеет математическим языком и математической символикой;
 знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими;
 интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично
значимой ситуации;
 проводит логические рассуждения с использованием математических
методов;
 умеет работать с информацией, представленной в различной форме;
 решает практико-ориентированные задачи, требующие понимания текста;
 решает экзаменационные задания из кимов.
Контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных
действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных:овладение культурой общения; обеспечение ориентации в
социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции
в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».

4.Тематическое планирование:

№
п/п
темы,
разде
ла,
блока

Название темы,
раздела, блока.
Количество часов
(по примерной
(авторской)
программе)

1

Числа. Отношения
с числами. 11
часов

2

Изменение и
зависимости. 7
часов.

3

Пространство и
форма. 9 часов.

4

Статистика
вероятность.
часов

Виды деятельности

Перечень электронных
образовательных
ресурсов (ЭОР)

обучающихся

Выполнять действия с числами.
https://edsoo.ru/Vneurochn
Учиться решать задания из aya_deyatelnost.htm
открытого банка заданий для https://apkpro.ru/razgovory
формирования
функциональной -o-vazhnom/
грамотности. Подготовка к ОГЭ.
Знакомство с устройствами для
хранения информации, Учиться
анализировать текст, работать с
таблицей. Подготовка к ОГЭ.

Решение практических
Подготовка к ОГЭ.

и
8

задач.

https://edsoo.ru/Vneurochn
aya_deyatelnost.htm
https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/

https://edsoo.ru/Vneurochn
aya_deyatelnost.htm
https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/

Умение анализировать,
https://edsoo.ru/Vneurochn
обрабатывать информацию,
aya_deyatelnost.htm
формулировать
свой вопрос. https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/
Подготовка к ОГЭ.

5. Поурочно - тематическое планирование:

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

Числа. Отношения с числами. 11 часов
1

Вводная беседа. Входная диагностическая работа

1

2

Рецепты. Экзаменационные задания.

1

3

На даче. Экзаменационные задания.

1

4

Ученическое самоуправление.

1

5

Конкурс. Экзаменационные задания.

1

6

Родственники.

1

7

Волонтерское движение. Экзаменационные задания.

1

8

Распродажа. Акция. Экзаменационные задания.

1

9

Комплексный обед. Экзаменационные задания.

1

10

Экскурсия. Экзаменационные задания.

1

11

Поездка за границу. Вклад.

1

Изменение и зависимости (7 часов)
12

Часы. Экзаменационные задания.

1

13

Потребление воды. Пеня. Экзаменационные задания.

1

14

Поход. Маршрут.

1

15

Служба такси. Экзаменационные задания.

1

16

Служба такси.

1

17

Телефон. Ноутбук. Экзаменационные задания.

1

18

Устройства для хранения информации.

1

Пространство и форма (9 часов)
19

Разные задачи. Экзаменационные задания.

1

20

Ремонт комнаты. Экзаменационные задания.

1

21

Новый микрорайон.

1

22

Фермер. Экзаменационные задания.

1

23

Упаковка.

1

24

Ангар.

1

25,26

Четырехугольники. Экзаменационные задания.

2

27

Окружности. Экзаменационные задания.

1

Статистика и вероятность (8 часов)
28

Доставка обеда. Экзаменационные задания.

1

29

Тренировки. Экзаменационные задания.

1

30

Домашнее задание. Экзаменационные задания.

1

31

Гостиница. Библиотека. Экзаменационные задания.

1

32

Деревья. Животные.

1

33

Каникулы. Экзаменационные задания.

1

34

Итоговая диагностическая работа.

2

6. Лист внесения изменений в программу
Название темы

Дата
Причина
Корректирующие
Дата
проведения корректировк
мероприятия
проведения по
по плану
и
факту

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные сокращения: ч.1, ч.2 – часть 1, часть 2
№
Тема занятия
Содержание
п/п
Числа. Отношения с числами (11 часов)
1

Вводная
беседа.
Входная
диагностическая
работа

Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.
(Приложение)

2

Рецепты.

Сборник, ч.1
стр.7-8 №1-3,
стр.22 №13,
стр.39-40 №13, стр.46-48.

3

На даче.

Сборник ч.1
стр.24-25
№15-16,
тренажер
стр.14-15

4

Ученическое
самоуправление.

Тренажер
стр.16-17

5

Конкурс.

Тренажер
стр.26-27

6

Родственники.

Тренажер
стр.30-31,
сборник ч.1
стр.59 №2

7

Волонтерское
движение.

Тренажер
стр.32-33

8

Распродажа.
Акция.

Тренажер
стр.50-51,
сборник ч.1
стр.18 №7,
стр.64 №12.

9

Комплексный

Тренажер
стр.60-61,

План

Дата
Факт

обед.

сборник ч.1
стр.66 №14

10

Экскурсия.

Тренажер
стр.64-65,
сборник ч.1
стр.63 №10

11

Поездка за
границу. Вклад.

Тренажер
стр.68-69, 7071

Изменение и зависимости (7 часов)
12

Часы.

Сборник ч.1
стр.52 №4-6,
стр.60 №3-4,
стр.85-86 №46

13

Потребление воды.
Пеня.

Тренажер
стр.38-39, 4041

14

Поход. Маршрут.

Тренажер
стр.46-47, 4849

15

Служба такси.

Сборник ч.1
стр.66-67
№15, ч.2
стр.7-8 №1-2,
стр.18-19 №14

16

Служба такси.

Сборник ч.2
стр.19-21 №511, стр.52 №12

17

Телефон. Ноутбук.

Тренажер
стр.52-53,
стр.54-55.

18

Устройства для
хранения
информации.

Сборник ч.2
стр.8-10 № 34, стр.28-35
№1-13, стр.5354 №3-4

Пространство и форма (9 часов)

19

Разные задачи.

Сборник ч.1
стр.9-10 №4-6,
стр.16-17 №5,
стр.41-42 №46

20

Ремонт комнаты.

Сборник ч.1
стр.49-51 №13, стр.65 №13,
стр.81-84 №13

21

Новый
микрорайон.

Тренажер
стр.42-43,
сборник
ч.1стр.58-59
№1

22

Фермер.

Тренажер
стр.44-45

23

Упаковка.

Тренажер
стр.72-73,
сборник ч.1
стр.21 №11,

24

Ангар.

Тренажер
стр.74-75

25

Четырехугольники.

Тренажер
стр.80-81,
сборник ч.1
стр.23 №14.

26

Окружности.

Тренажер
стр.82-83,
сборник ч.2
стр.11-13 №57

Статистика и вероятность (8 часов)
27

Доставка обеда.

Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.

(Приложение)
28

Тренировки.

Тренажер
стр.6-7

29

Домашнее задание.

Тренажер
стр.8-9

30

Гостиница.
Библиотека.

Тренажер
стр.10-11,
стр.12-13

31

Деревья.
Животные.

Тренажер
стр.18-19,
стр.20-21

32

Каникулы.

Тренажер
стр.22-23, 2425

33

Итоговая
диагностическая
работа.

Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.

34

Итоговое занятие.

Тренажер
стр.76-77,
стр.78-79


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».