1. Пояснительная записка.
Особенностью современного образования является его ориентация на развитие
личности обучающегося. В связи с этим процесс обучения нацеливается на
достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать
эффективные жизненные стратегии, а также принимать верные решения в различных
сферах деятельности.
В последние годы проводятся многочисленные исследования качества образования, в
том числе и математического. Результаты этих исследований подчеркивают
значимость школьного курса математики. Невозможно представить без математики и
повседневную жизнь, так как именно в жизни ученикам приходится использовать
знания для поиска решений в различных ситуациях, которые им встречаются.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину».
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Математика для жизни» разработана с
учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основании которого для участников образовательных отношений
создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся, в том числе математической грамотности.
Актуальность данного курса определяется необходимостью успешно решать проблемы,
с которыми сталкиваются ученики в личных, учебных, профессиональных,
общественных и научных аспектах повседневной жизни. Курс внеурочной
деятельности «Математика для жизни» направлен наподдержкуобучения, учащихся
основам
функциональной
грамотности,
направленной
на
формирование
уобучающегося способности действовать в различных ситуациях за пределами
системы школьного образования на основе приобретенных знаний.
Цель курса: формирование математической грамотности обучающихся через
применение математической теории и ее методов к решению задач реальной
действительности.
Задачи курса:
сформировать понимание необходимости знаний для решения задач, показав широту
их применения в реальной жизни;
научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности,
которые могут быть решены средствами математики;
сформировать умения формулировать проблемы на языке математики;
научить решать проблемы, используя математические факты и методы;
научить интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и
необходимые для жизни в современном обществе;
подготовка к сдаче ОГЭ
Курс, рассчитанный на учеников 9 классов, входит в состав вариативной части
учебного плана образовательной организации.
Рабочая программа курса рассчитана на 1 год освоения, что составляет 34 учебных
часа (1 час в неделю) из них: 1 – час входная диагностическая работа; 1 – час итоговая
диагностическая работа.
Программа предполагает поэтапное развитие умений формулировать, применять и
интерпретировать математику в различных контекстах.
Реализация данной программы предполагает использование современных методов
обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый
стол, семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа,
групповая работа и др.
2.
2. Содержание курса.
Курс состоит из модулей, включающих разные виды заданий. Содержание
заданий связано с материалом разделов и тем школьной программы по математике и
распределено по четырем категориям:
1. Пространство и форма – задания, относящиеся к геометрическому материалу.
2. Изменение и зависимости – задания, связанные с алгебраическим материалом.
3.Количество – задания, основанные на работе с числами и отношениями между
ними.
4. Неопределенность и данные – разделы статистики и вероятности.
Задачи курса характерны тем, что в каждом задании дается описание некоторой
ситуации и предлагаются вопросы с постановкой проблем, которые необходимо решить,
используя информацию, предложенную в описании ситуации в самом вопросе. В ряде
вопросов дается дополнительное описание ситуации при этом для ответа на последующие
вопросы надо использовать данные, полученные при ответе на предыдущий.
Для лучшего выявления математической сути лучше работать в группах, тогда у
учеников будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный опыт», это
поможет найти необходимые способы решения. В качестве индивидуальной работы
можно предложить аналогичную ситуацию и проанализировать удастся ли с ней
справиться в одиночку.
На занятиях используются материалы учебных пособий:
Математика на каждый день. 6 - 8 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ Т.Ф. Сергеева. - М. Просвещение, 2021. – 112с.: ил. – (Функциональная
грамотность. Тренажёр).
Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. СанктПетербург. «Просвещение» 2021. В 2-х частях.
При использовании сборника эталонных заданий «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни. Математическая грамотность» (часть1, часть2) стоит учитывать
следующую особенность структурирования материала.
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит
несколько вопросов, на которые надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев
таблицы и иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ситуациями и разделены на
рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания,
обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему
это произошло. Возможно, они были недостаточно внимательны при чтении текста,
упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина
ошибки в том, что дети не освоили необходимое математическое действие, допустили
вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут
встретиться в жизни. Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать
текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера –
пояснениями к термину, формуле и пр. Обращается внимание на то, в какой форме
требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких
ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых нужно записать решение.
Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
Результаты по каждому разделу ученики могут проверять самостоятельно (каждое
задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце
модуля попробуют составить задание самостоятельно.
Задания тренажера «Математика на каждый день» парные, их объединяет
использование общей математической модели. Это дает возможность применять их как
для групповой, так и для индивидуальной работы. Для выполнения заданий достаточно
знания школьного курса математики 6 – 8 классов.
Задачи, представленные в календарно-тематическом планировании, к занятиям курса
внеурочной деятельности объединены по общим математическим моделям,
содержательной области, познавательной деятельности или контексту. Подбор задач по
учебным пособиям можно изменить уменьшить или увеличить, в зависимости от уровня
подготовки обучающихся.
3.Планируемые результаты.
Освоение курса внеурочной деятельности ««Математическая грамотность» на
уровне основного общего образования обеспечивает достижение метапредметных
результатов. По окончании данного курса обучающийся:
имеет представление о математике как о методе познания действительности;
знает математическую теорию и умеет её применять для анализа жизненных
задач;
владеет математическим языком и математической символикой;
знает ведущие понятия математики и умеет оперировать ими;
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично
значимой ситуации;
проводит логические рассуждения с использованием математических
методов;
умеет работать с информацией, представленной в различной форме;
решает практико-ориентированные задачи, требующие понимания текста;
решает экзаменационные задания из кимов.
Контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных
действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных:овладение культурой общения; обеспечение ориентации в
социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции
в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
4.Тематическое планирование:
№
п/п
темы,
разде
ла,
блока
Название темы,
раздела, блока.
Количество часов
(по примерной
(авторской)
программе)
1
Числа. Отношения
с числами. 11
часов
2
Изменение и
зависимости. 7
часов.
3
Пространство и
форма. 9 часов.
4
Статистика
вероятность.
часов
Виды деятельности
Перечень электронных
образовательных
ресурсов (ЭОР)
обучающихся
Выполнять действия с числами.
https://edsoo.ru/Vneurochn
Учиться решать задания из aya_deyatelnost.htm
открытого банка заданий для https://apkpro.ru/razgovory
формирования
функциональной -o-vazhnom/
грамотности. Подготовка к ОГЭ.
Знакомство с устройствами для
хранения информации, Учиться
анализировать текст, работать с
таблицей. Подготовка к ОГЭ.
Решение практических
Подготовка к ОГЭ.
и
8
задач.
https://edsoo.ru/Vneurochn
aya_deyatelnost.htm
https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/
https://edsoo.ru/Vneurochn
aya_deyatelnost.htm
https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/
Умение анализировать,
https://edsoo.ru/Vneurochn
обрабатывать информацию,
aya_deyatelnost.htm
формулировать
свой вопрос. https://apkpro.ru/razgovory
-o-vazhnom/
Подготовка к ОГЭ.
5. Поурочно - тематическое планирование:
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Числа. Отношения с числами. 11 часов
1
Вводная беседа. Входная диагностическая работа
1
2
Рецепты. Экзаменационные задания.
1
3
На даче. Экзаменационные задания.
1
4
Ученическое самоуправление.
1
5
Конкурс. Экзаменационные задания.
1
6
Родственники.
1
7
Волонтерское движение. Экзаменационные задания.
1
8
Распродажа. Акция. Экзаменационные задания.
1
9
Комплексный обед. Экзаменационные задания.
1
10
Экскурсия. Экзаменационные задания.
1
11
Поездка за границу. Вклад.
1
Изменение и зависимости (7 часов)
12
Часы. Экзаменационные задания.
1
13
Потребление воды. Пеня. Экзаменационные задания.
1
14
Поход. Маршрут.
1
15
Служба такси. Экзаменационные задания.
1
16
Служба такси.
1
17
Телефон. Ноутбук. Экзаменационные задания.
1
18
Устройства для хранения информации.
1
Пространство и форма (9 часов)
19
Разные задачи. Экзаменационные задания.
1
20
Ремонт комнаты. Экзаменационные задания.
1
21
Новый микрорайон.
1
22
Фермер. Экзаменационные задания.
1
23
Упаковка.
1
24
Ангар.
1
25,26
Четырехугольники. Экзаменационные задания.
2
27
Окружности. Экзаменационные задания.
1
Статистика и вероятность (8 часов)
28
Доставка обеда. Экзаменационные задания.
1
29
Тренировки. Экзаменационные задания.
1
30
Домашнее задание. Экзаменационные задания.
1
31
Гостиница. Библиотека. Экзаменационные задания.
1
32
Деревья. Животные.
1
33
Каникулы. Экзаменационные задания.
1
34
Итоговая диагностическая работа.
2
6. Лист внесения изменений в программу
Название темы
Дата
Причина
Корректирующие
Дата
проведения корректировк
мероприятия
проведения по
по плану
и
факту
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные сокращения: ч.1, ч.2 – часть 1, часть 2
№
Тема занятия
Содержание
п/п
Числа. Отношения с числами (11 часов)
1
Вводная
беседа.
Входная
диагностическая
работа
Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.
(Приложение)
2
Рецепты.
Сборник, ч.1
стр.7-8 №1-3,
стр.22 №13,
стр.39-40 №13, стр.46-48.
3
На даче.
Сборник ч.1
стр.24-25
№15-16,
тренажер
стр.14-15
4
Ученическое
самоуправление.
Тренажер
стр.16-17
5
Конкурс.
Тренажер
стр.26-27
6
Родственники.
Тренажер
стр.30-31,
сборник ч.1
стр.59 №2
7
Волонтерское
движение.
Тренажер
стр.32-33
8
Распродажа.
Акция.
Тренажер
стр.50-51,
сборник ч.1
стр.18 №7,
стр.64 №12.
9
Комплексный
Тренажер
стр.60-61,
План
Дата
Факт
обед.
сборник ч.1
стр.66 №14
10
Экскурсия.
Тренажер
стр.64-65,
сборник ч.1
стр.63 №10
11
Поездка за
границу. Вклад.
Тренажер
стр.68-69, 7071
Изменение и зависимости (7 часов)
12
Часы.
Сборник ч.1
стр.52 №4-6,
стр.60 №3-4,
стр.85-86 №46
13
Потребление воды.
Пеня.
Тренажер
стр.38-39, 4041
14
Поход. Маршрут.
Тренажер
стр.46-47, 4849
15
Служба такси.
Сборник ч.1
стр.66-67
№15, ч.2
стр.7-8 №1-2,
стр.18-19 №14
16
Служба такси.
Сборник ч.2
стр.19-21 №511, стр.52 №12
17
Телефон. Ноутбук.
Тренажер
стр.52-53,
стр.54-55.
18
Устройства для
хранения
информации.
Сборник ч.2
стр.8-10 № 34, стр.28-35
№1-13, стр.5354 №3-4
Пространство и форма (9 часов)
19
Разные задачи.
Сборник ч.1
стр.9-10 №4-6,
стр.16-17 №5,
стр.41-42 №46
20
Ремонт комнаты.
Сборник ч.1
стр.49-51 №13, стр.65 №13,
стр.81-84 №13
21
Новый
микрорайон.
Тренажер
стр.42-43,
сборник
ч.1стр.58-59
№1
22
Фермер.
Тренажер
стр.44-45
23
Упаковка.
Тренажер
стр.72-73,
сборник ч.1
стр.21 №11,
24
Ангар.
Тренажер
стр.74-75
25
Четырехугольники.
Тренажер
стр.80-81,
сборник ч.1
стр.23 №14.
26
Окружности.
Тренажер
стр.82-83,
сборник ч.2
стр.11-13 №57
Статистика и вероятность (8 часов)
27
Доставка обеда.
Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.
(Приложение)
28
Тренировки.
Тренажер
стр.6-7
29
Домашнее задание.
Тренажер
стр.8-9
30
Гостиница.
Библиотека.
Тренажер
стр.10-11,
стр.12-13
31
Деревья.
Животные.
Тренажер
стр.18-19,
стр.20-21
32
Каникулы.
Тренажер
стр.22-23, 2425
33
Итоговая
диагностическая
работа.
Решение
заданий из
открытого
банка заданий
для
формирования
функциональн
ой
грамотности.
34
Итоговое занятие.
Тренажер
стр.76-77,
стр.78-79