Пояснительная записка
к общеразвивающей программе дополнительного образования детей
«Настольный теннис».
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована
на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на
уровне практического применения.
Направление программы – физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости
свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение
интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и
спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые
правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью
ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебноматериальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого
учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического
и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию
у занимающихся основных физических качеств – выносливости,
координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию
различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий,
направленных на
достижение
победы,
приучает
занимающихся
мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной
борьбы.
Соревновательный характер игры,
самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств
и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для
воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля
за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир
ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и
развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия.
Решить
отчасти,
проблему
призвана
программа
дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Цель программы: Создание условий для развития физических качеств,
личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления
организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества:
силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика
наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 11 до 15 лет,
с требованием наличия мед.справки
Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.
Режим занятий
1 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут,
Формы занятий:
групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;
соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют
здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной
жизни;
правила проведения соревнований;
уметь:
проводить специальную разминку для теннисиста
овладеют основами техники настольного тенниса;
овладеют основами судейства в теннисе;
составлять график соревнований в личном зачете и определять
победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат
общую выносливость организма к продолжительным
физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных
действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств
учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в
коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
научиться проявлять творческие способности;
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в настольный
теннис, применения технологий, приемов и методов работы по программе,
приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и
специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений, зачетные игры внутри группы.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической
подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, а также открытого мероприятия для родителей, с
последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения
и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:начальная диагностика;
промежуточная диагностика;
Формы подведения итогов программы:
участие в соревнованиях;
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
набивные мячи
перекладины для подтягивания в висе – 2 штук
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
секундомер
гимнастические скамейки – 3 штук
теннисные столы - 3 штуки
сетки для настольного тенниса – 2 штуки
гимнастические маты – 4 штук
гимнастическая стенка
Техническое оснащение
проектор;
экран;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
«Правила игры в настольный теннис».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в настольном теннисе».
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных
уровней.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой
медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом
дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии
со своей образовательной программой. В ходе реализации программы
возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых
способностей детей.
Первый год обучения
Цель – овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества:
силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и
взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика
наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны:
знать:
правила одиночных игр;
иметь представление об олимпийской системе соревнований;
технику выполнения основных ударов (плоский удар, кач, накат);
историю развития игры в России.
уметь:
выполнять основные технические приемы игры;
судить одиночные и парные игры;
выполнять сложные движения (перемещения у стола, удары) с
определенной силой и скоростью.
Приобрести навыки:
основ техники некоторых упражнений;
выполнения возрастных нормативов;
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
Учебно- тематический план
№
п/п
Раздел
Тема
Кол-во часов
теор.
практ.
всего
Введение в курс программы
1
Введение, техника безопасности, правила
дорожного движения
1
-
1
2
Физическая культура и спорт в России,
области, городе
1
-
1
- история развития настольного тенниса
1
-
1
Валеология
2
-
2
3
4
Лекции о вреде наркомании, токсикомании,
алкоголизма и курения
1
-
1
Безопасность поведения - залог сохранения
здоровья
1
-
1
Основы техники и тактики игры
10,5
36,5
47
Хватка ракетки
0,5
1,5
2
Игровая стойка у стола
0,5
1,5
2
Перемещение у стола
0,5
1,5
2
1
2
3
- одной стороной ракетки
0,5
0,5
1
- 2-мя сторонами ракетки поочередно
0,5
0,5
1
- набивание мяча на постоянную и на разную
контрастную высоту
-
1
1
Плоский удар (откидка)
2
6
8
- слева
0,5
1,5
2
- справа
0,5
1,5
2
- перемещение влево-вправо при выполнении
плоского удара
0,5
1,5
2
- “Треугольник” плоским ударом
0,5
1,5
2
2
6
8
- плоским ударом без вращения
0,5
1, 5
2
- с верхним вращением
0,5
1,5
2
- с нижним вращением
0,5
1,5
2
- прием подач плоским ударом, накатом, качем
0,5
1,5
2
Накат
1,5
7,5
9
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
Набивание мяча на ракетке
Подача
- “Треугольник” накатом
0,5
2,5
3
1
5
6
- справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
1
5
6
-справа и слева по диагонали
0,5
2,5
3
- справа и слева по прямой
0,5
2,5
3
Игры
0,5
1,5
2
- один против всех
0,5
1,5
2
Кач (срезка)
Атака с кача (срезки)
5
Методика обучения
1
-
1
6
Правила игры
2
2
4
- правила одиночных игр
1
2
3
- олимпийская система соревнований
1
-
1
7
Участие в соревнованиях
1
5
6
8
Индивидуальная работа
0,5
3,5
4
9
Разминка перед занятием
-
3
3
10
Контроль нормативов физического развития
-
3
3
19
53
72
Итого:
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка,
знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на
занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного
тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой
и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины.
История развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков
на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры
настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов
по технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу.
Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание
мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач (срезка) в простых комбинациях
(«треугольник», «восьмерка»), атака с кача (срезки), подача без вращения, с
верхним и нижним вращением, игра «один – против всех». Основная задача
практических занятий – освоение основных элементов игры.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в
обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, моральноволевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике
занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях районного
и областного уровня.
Индивидуальная работа.
Отработка технических приемов
настольного тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым
тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических
упражнений.
Контроль
нормативов
физического
развития.
Проверка
физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по
отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину и высоту,
прыжкам через скакалку, подтягиванию. Проводится 2 раза: вначале и в
конце учебного года.
Литература
1. В.И. Виненко – "Физкультура 2005г."
2. О.В.Белоножкина – "Спортивно – оздоровительные мероприятия в школе"
2006г.
3. В.И.Ляха – "Методика физического воспитания учащихся" 2004г.