1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ с. Кикино
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
7
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися 11
программы дополнительного образования
Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
14
2.1.
Организация образовательной деятельности дополнительного образования
14
2.2.
Программы дополнительных объединений
15
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
16
3.1.
Учебный план
116
3.2.
Системаусловийреализациипрограммыдополнительногообразования
17
3.3.
Ожидаемые результаты программы дополнительного образования
19
Приложения
2
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Основнаяобразовательнаяпрограммадополнительногообразования(далее
ООПДО)муниципальногообщеобразовательногоучреждениясредней общеобразовательной
школы с. Кикино (далее – МОУ СОШ с. Кикино), являетсялокальным нормативным
документом, описывающим содержаниеобразования и механизм реализации требований
ФГОС. В ней конкретизируются положенияновыхобразовательныхстандартов применительно
кособенностям
МОУ
СОШ
с.
Кикино,составаобучающихся,местарасположения,педагогическихвозможностей.ООПДОопр
еделяетцели,задачи,планируемыерезультаты,содержаниеиорганизациюобразовательногопроц
ессанауровняхначального,основногоисреднегообщегообразования.
Программаопределяетсодержаниеиорганизациюобразовательногопроцессадополнител
ьногообразованияипредставляетсобойсистему
взаимосвязанныхпрограмм,каждаяизкоторыхявляетсясамостоятельнымзвеном,обеспечиваю
щимопределенноенаправлениедеятельностиобразовательной
организации.Единствоэтихпрограммобразуетзавершеннуюсистемуобеспеченияжизнедеятель
ности,функционированияиразвитияобразовательной организации на уровнедополнительного
образования.
СогласноФедеральному
закону
РоссийскойФедерацииот29декабря2012г.№
2733
ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»существуетотдельныйвидобразования–
дополнительное.Оно
направленонаформированиеиразвитиетворчес
кихспособностейдетейивзрослых,удовлетворениеихиндивидуальныхпотребностейвинтеллект
уальном,нравственномифизическомсовершенствовании,формированиекультурыздоровогоиб
езопасногообразажизни,укреплениездоровья,атакженаорганизациюихсвободноговремени.
Программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми актами:
-Федеральный закон от 29.12.2019 ФЗ- № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 7.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Национальный проект «Образование»;
-Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки РФ от 27.07 2022г. №629;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
-Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
Устав МОУ СОШ с. Кикино (изменен) утвержден приказом управления образования
администрации Каменского района Пензенской области от 09.01.2025г № 4/01-05;
- Положение о дополнительной общеобразовательной программе МОУ СОШ с. Кикино,
утвержден приказом от 30.08.2024 г № 166
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизнив
обществе,профессиональнуюориентацию,атакжевыявлениеиподдержкудетей,проявившихвыд
ающиесяспособности.
Дополнительноеобразованиедетей–целенаправленныйпроцессвоспитания,развития личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
образовательныхпрограмм,оказаниядополнительныхобразовательныхуслугиинформационнообразовательнойдеятельностизапределамиосновныхобразовательныхпрограммвинтересахчел
овека,государства.
Основное
предназначение
дополнительного
образования
удовлетворение
многообразныхпотребностейдетейвпознаниииобщении,которыедалеконевсегдамогутбытьреа
лизованыврамкахпредметного обучения вшколе.
Дополнительноеобразованиедетейпоправурассматриваетсякакважнейшаясоставляющая
образовательного пространства, сложившегося в современном российскомобществе. Оно
социально
востребовано,
требует
постоянного
внимания
и
поддержки
состороныобществаигосударствакакобразование,органичносочетающеевсебевоспитание,
обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительногообразования
детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы,составляет
масштабный
образовательный
блок.
Здесь
обучение
детей
осуществляется
наосновеобразовательныхпрограмм,разработанных,какправило,самимипедагогами.
«Изюминка»
дополнительного
образования
состоит
в
том,
чтовсеегопрограммыпредлагаютсядетямповыбору,всоответствиисихинтересами,природными
склонностями и способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают детей
иподростковинтересноисодержательнопроводитьсвойдосуг.
Участиешкольниковвтворческихколлективахпоинтересампозволяеткаждомуребенку
реализовать себя в иных, не учебных сферах
деятельности,где-то непременно
добиться
успеха
и
на
этой
основе
повысить
собственную
самооценку
исвойстатусвглазахсверстников,педагогов,родителей.Занятостьобучающихсявовнеурочноевр
емяспособствуетукреплениюсамодисциплины,самоорганизованности,умению
планировать
4
свое время. Большое количество детских коллективов, не связанныхнапрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширенияполя межличностного
взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этойоснове узнавших друг
друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детейв регулярно проводимых
в
школе
праздниках,
конкурсно-игровых
программах,
спортивныхсостязанияхприобщаетихкпроцессупоявленияшкольныхтрадиций,формированию
корпоративногодуха«своей»школы,чувства гордостиза нее.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования датьрастущемучеловекувозможностьпроявитьсебя,пережитьситуациюуспеха(ипритом
неоднократно!). Поскольку в
системе дополнительного образования палитра
выборадетьмисферыприложенияинтересовчрезвычайноширока,практическикаждыйобучающ
ийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином видедеятельности.
Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для
детей,неуверенныхвсебе,страдающихтемиилиинымикомплексами,испытывающихтрудностив
освоениишкольныхдисциплин.
1. Цели и задачи реализации ООП ДО
Цель образовательной программы дополнительного образования- создание условий
имеханизмаустойчивогоразвитиясистемыдополнительногообразования;обеспечениесовремен
ногокачества,доступностииэффективностидополнительногообразованиянаосновесохранения
лучшихтрадицийдополнительногообразованияпоразличнымнаправленностямобразовательно
й деятельности.
Длядостиженияданнойцелидеятельностьвсистемедополнительногообразованиянаправленана
решениеследующихзадач:
формированиеиразвитиетворческихспособностей обучающихся;
удовлетворениеиндивидуальныхпотребностей
обучающихсявинтеллектуальном,художественноэстетическом,нравственномразвитии,атакжевзанятияхфизическойкультуройи спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического трудового
воспитанияобучающихся;
выявление,развитиеиподдержкуталантливых
обучающихся,атакжелиц,проявившихвыдающиесяспособности;
профессиональнаяориентация обучающихся;
формированиеобщейкультуры обучающихся;
охватитьмаксимальноеколичествообучающихсядополнительнымобразованием;
разработатьиреализоватьдополнительныеобщеобразовательныеобщеразвивающиепрограммы
,максимальноудовлетворяющие запросамобучающихся.
2. Принципы к формированию ООП ДО
Приорганизациидополнительногообразованияпедагогируководствуютсяследующимиприорит
етнымипринципами:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное.
Здесьмогут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого
призвания;одаренные; «проблемные» – с отклонениями в развитии, в поведении, детиинвалиды.
Приэтомсистемадополнительногообразованиядетейявляетсясвоегородамеханизмом
социального
выравнивания
возможностей
получения
персонифицированногообразования.Однойизглавныхгарантийреализациипринципаравенства
образовательных возможностей является бесплатность предоставляемыхуслуг.
5
2. Принципприродосообразности.Вдополнительномобразованиивсепрограммыотвечают
тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», вотличие от
школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный
ирегиональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не
соответствуетзапросамееосновныхпотребителейилиперестаетпользоватьсяспросом,онапрост
о«уходитсо сцены».
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка
наовладениезнаниямииумениямивиндивидуальномтемпеиобъеме,насменувходеобразователь
ногопроцессапредметаивидадеятельности,конкретногообъединенияидаже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущимуровнемегознанийиумений,астиль,темп,качествоегоработынеподвергатьпорицаниям.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогувозможностьвыбораипостроенияиндивидуальногообразовательногомаршрута:прогр
аммы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и
т.п.,максимальноотвечающейособенностямличностногоразвитиякаждогоиоптимальноудовле
творяющих интересы,потребности,возможности творческойсамореализации.
5. Принципразвития.Данныйпринципподразумеваетсозданиесредыобразования,котораяобе
спечиваетразвитиеиндивидуальноголичностногопотенциалакаждого
обучающегося,совершенствованиепедагогическойсистемы,содержания,формиметодовдополн
ительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловойстатус
системы
дополнительного
образования
–
развитие
личности
ребенка.
Образование,осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной
ребенку,
еще
болеемотивируетего,стимулируеткактивномусамостоятельномупоиску,подталкиваетксамооб
разованию.
6. Принципсистемностивовзаимодействииивзаимопроникновениибазовогоидополнительн
огообразования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурногодосугадетейспособствуетобогащениюобразовательнойсредышколыновымивозмо
жностями
созидательно-творческой
деятельности.
Интеграция
всех
видов
образования,несомненно,становится важнымусловиемпереходанановыйстандарт.
7. Принципсоциализациииличнойзначимостипредполагаетсозданиенеобходимыхусловий
для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и
вусловияхценностей,норм,установокиобразовповедения,присущихроссийскомуимировомуоб
ществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагированиедополнительногообразованиянаизменяющиесяпотребностидетей,своевременну
юкорректировку содержания общеразвивающих программ. А это, как известно, и есть
самыймощныйстимулподдержанияпостоянногоинтересакизучаемомупредмету.Именновсист
еме
дополнительного
образования
существуют
такие
программы,
которые
позволяютприбрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной
жизни,
апрактическиориентированныезнанияинавыки,которыенаделепомогаютемуадаптироватьсяв
многообразии окружающей жизни.
9. Принципориентации
на
приоритеты
духовности
инравственностипредполагаетформированиенравственноценностныхориентацийличности,развитиечувственно-эмоциональной
сферы
ученика,
нравственно-творческого
отношения
и
является
доминантойдополнительныхобщеразвивающихпрограмм,всейжизнедеятельности
о б учающихся,педагогов,образовательной среды.
10. Принципдиалогакультур.Ориентациянаданныйпринципозначаетнетолькоформирование
условий
для
развития общей
культуры
личности,
но
и
через
диалог
культур,организациюсистемынепрерывногопостижения
эстетическихиэтических
6
ценностейполикультурногопространства.Всистемедополнительногообразованиятраектория
эстетического
воспитания,
восприятия
и
переживания
прекрасного,
пониманиятворчествапозаконамкрасотыразвиваетсяксозданиюкультурныхценностей,каквиск
усстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей,
быту,спорте,поступкахиповедении,человеческихвзаимоотношениях.Результатомданнойорие
нтацииявляютсяэстетическо-ценностныеиэстетическо-творческиевозможностиобучающихся.
11. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций)
обучающиесявключаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание
ситуацииуспехадлякаждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает,
чтотворчестворассматриваетсякакуниверсальныймеханизмразвитияличности,обеспечивающ
ийнетолькоеёвхождениевмиркультуры,формированиесоциальнозначимоймоделисуществова
ниявсовременноммире,ноиреализациювнутреннейпотребностиличностиксамовыражению,са
мопрезентации.Дляреализацииэтогоприоритета важно создание атмосферы, стимулирующей
всех субъектов образовательногопроцесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело,
занятие (создание проекта,исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (иликоллектива обучающихся)и педагогов.
13. Принципразновозрастногоединства.Существующаясистемадополнительногообразовани
яобеспечиваетсотрудничество
обучающихсяразныхвозрастовипедагогов.Особенновразновозрастныхобъединенияхребятамо
гутпроявитьсвоюинициативу,самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересыдругих.
14. Принципподдержкиинициативностииактивности.Реализациядополнительногообразов
анияпредполагаетинициирование,активизацию,поддержку ипоощрение любыхначинаний
обучающихся.
15. Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других
социальныхинститутов,учрежденийкультурынаправленанаобеспечениекаждомуребёнкумакс
имальноблагоприятныхусловийдлядуховного,интеллектуальногоифизическогоразвития,удов
летворенияеготворческихиобразовательныхпотребностей.
Приопределениистратегическиххарактеристикобразовательнойпрограммыдополнител
ьногообразованияучитываютсясуществующийразбросвтемпахинаправлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности,восприятии, внимании, памяти,
творческой
деятельности
и
т.
д.,
связанные
с
возрастными,психологическимиифизиологическимииндивидуальнымивозрастнымиособенно
стямидетей.
Основныефункциидополнительногообразования:
- обучающаяфункция-вобъединенияхпоинтересамкаждый
обучающийсяобщеобразовательногоучреждения
имеетвозможностьудовлетворить(илиразвить)
своипознавательныепотребности,атакжеполучитьподготовкувинтересующемеговидедеятель
ности;
-социализирующаяфункция-занятиявобъединенияхпоинтересампозволяют
обучающимсяполучитьсоциальнозначимыйопытдеятельностиивзаимодействия,
испытать«ситуациюуспеха»,научитьсясамоутверждатьсясоциальноадекватнымиспособами;
- развивающая функция – занятия в объединениях по интересам способствуют
развитиюинтеллектуальных,творческихифизическихспособности каждогоребёнка;
- воспитывающая функция - содержание и методика работы объединений по
интересамоказываютзначительноевлияниенаразвитиесоциальнозначимыхкачествличности,формированиекоммуникативныхнавыков,воспитаниеуребёнкасоц
иальнойответственности,коллективизмаи патриотизма;
- информационнаяфункция-вобъединенияхпоинтересамкаждый
обучающийсяимеетвозможность получить представление о мире, окружающем их во всем его
многообразии,
атакжелюбуюдругуюинформацию,имеющуюличнуюзначимость
для
обучающегося;
7
- релаксационнаяфункция-вобъединенияхпоинтересамкаждый
о б учающийсяимеетвозможность после уроков сменить характер деятельности, научиться
организовывать свойдосуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное
время в комфортной длясебяобстановке.
Для повышения эффективности образовательного процесса в реализацииООП
ДОиспользуются следующиетехнологии:
- личностноориентированноеобучениевключаетвсебяоптимальноеразвитиекаждогоребёнканаосновепеда
гогическойподдержкиегоиндивидуальности(возраста,способностей,интересов,склонностей,
развития);
- проблемнодиалогическаятехнология:постановкапереддетьмивопроса,которыйпредоставляет
возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решенияобучающиеся
осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технологияформирует
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные (постановка
иудержаниезадач),познавательные(необходимостиизвлекатьинформацию,делатьлогическиев
ыводыит.п.);
- технологияорганизациипроектнойдеятельности;
- технологииинформационнокоммуникационныевключаютвсебяспособностьрешатьучебныезадачисиспользованиемобщед
оступныхинструментовИКТиисточников информации в соответствии с возрастными
способностями и возможностямиребенка;
- дифференцированное
обучение
позволяет
учитывать
индивидуальный
темп
продвиженияшкольника,корректироватьвозникающиетрудности,обеспечиватьподдержкуегос
пособностей;
- интегрированноеобучениеустанавливаетустойчивыесвязимеждуобщимидополнительнымо
бразованием.
Основнаяобразовательнаяпрограммадополнительногообразованияреализуетсячерезде
ятельностьобъединений поинтересам.
1.2. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
ООП ДО
Планируемыерезультаты:
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об
устройствеобщества,осоциальноодобряемыхинеодобряемыхформахповедениявобществе),по
ниманиесоциальнойреальностииповседневной жизни;
сформированностьпозитивныхотношенийшкольникакбазовымценностямобщества(челове
к,семья, Отечество,природа, мир,знания, труд, культура);
освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной
компетенцийшкольника;
увеличениечисладетей,охваченныхорганизованнымдосугом;
воспитаниеудетейтолерантности,навыковздоровогообразажизни;
улучшениепсихологическойисоциальнойкомфортностивединомвоспитательномпространс
тве;
развитиетворческойактивностикаждогоребёнка;
укрепление связи между учеником и педагогом, семьёй и школой.
К числу планируемыхрезультатовосвоения ООПДОотнесены:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
ценностно-смысловыеустановкии др.;
- метапредметныерезультаты–
формированиеуребенкакомпетенцииосуществлятьуниверсальныедействия:
личностные(самоопределение,смыслообразование,нравственно-этическаяориентация),
регулятивные(целеполагание,планирование,прогнозирование,контроль,коррекция,
8
оценка,саморегуляция),
познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки
ирешенияпроблем),
коммуникативные
(планирование
сотрудничества,
постановка
вопросов
–
инициативноесотрудничествовпоискеисбореинформации,разрешениеконфликтов,управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное
иточноевыражениесвоих мыслейвсоответствиисзадачамииусловиямикоммуникации).
Личностныеуниверсальныеучебныедействия
Уобучающегосябудутсформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям в объединенияхпо
интересам, ориентации на содержательные моменты занятий творческой деятельностью
ипринятияобразца«хорошегоученика»;
широкаямотивационнаяосноваучебнойитворческойдеятельности,включающаясоциальн
ые,учебно-познавательныеивнешниемотивы;
познавательныйинтерескновомуучебномуматериалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной и творческой деятельности, в
томчисленасамоанализисамоконтрольрезультата,наанализсоответствиярезультатовтребовани
ям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагогов, товарищей,родителей
(законных представителей) и другихлюдей;
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
развитиеэтических чувств —стыда,вины,совести какрегуляторов моральногоповедения;
эмпатиякакпониманиечувствдругих людейисопереживаниеим;
установканаздоровыйобразжизни;
основыэкологическойкультуры:принятиеценностиприродногомира,готовностьследоват
ьвсвоейдеятельностинормамприродоохранного,нерасточительного,здоровьесберегающегопо
ведения.
Учащийсяполучитвозможность дляформирования:
внутреннейпозицииобучающегосянауровнеположительногоотношениякобразовательномууч
реждению,занятиямвобъединенияхпо интересам;
-выраженнойустойчивоймотивациииинтересактворческойдеятельности;
-адекватногопониманияпричинуспешности/неуспешностиучебнойитворческойдеятельности;
-положительной адекватнойдифференцированной самооценкинаоснове
критерияуспешностиреализациисоциальнойроли«хорошегоученика»;
-моральногосознания наконвенциональном уровне,способностикрешениюморальныхдилемм
на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства,устойчивоеследование вповеденииморальнымнормамиэтическимтребованиям;
-установкиназдоровыйобразжизнииреализацииеёвреальномповеденииипоступках.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Обучающийсянаучится:
9
-приниматьисохранятьпоставленную учебнуюзадачу;
учитыватьвыделенныепедагогомориентирыдействиявизучаемомматериалевсотрудничестве
спедагогом;
планироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиеёреализации,втом
числевовнутреннемплане;
-учитыватьустановленныеправилавпланированиииконтролеспособарешения;
-осуществлятьитоговыйипошаговыйконтрольпорезультату;
-оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватнойретроспективнойоценкисоответствиярезультатовтребованиямданнойзадачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей
(законных представителей) идругихлюдей;
-различатьспособирезультатдействия;
-вноситьнеобходимыекоррективывдействиепослеегозавершениянаосновеегооценки
иучётахарактерасделанныхошибок,использоватьпредложенияиоценкидлясозданиянового,бол
еесовершенного результата.
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
- всотрудничествеспедагогомставитьновыезадачи;
- преобразовыватьпрактическуюзадачувпознавательную;
- проявлятьпознавательнуюинициативув учебномсотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом
учебномматериале;
- осуществлятьконстатирующийипредвосхищающийконтрольпорезультатуипоспос
обудействия,актуальныйконтрольна уровнепроизвольноговнимания;
- самостоятельноадекватнооцениватьправильностьвыполнениядействияивноситьнеобходи
мыекоррективывисполнениекакпоходуегореализации,таки вконцедействия.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия
Учащийсянаучится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения разного рода заданий
сиспользованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,цифровые),воткрытоминформационномпространстве,втомчислеконтролируемо
мпространствеИнтернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себесамом,втом числеспомощью инструментовИКТ;
-строитьсообщениявустнойиписьменнойформе;
основамсмысловоговосприятияхудожественныхипознавательныхтекстов,выделятьсущественну
юинформациюизсообщенийразных видов(впервуюочередьтекстов);
-осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков;
-устанавливатьаналогии;
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
- осуществлятьрасширенныйпоискинформациисиспользованиемресурсовбиблиотекиИнт
ернета;
- записывать,фиксироватьинформациюобокружающеммиреспомощьюинструментовИКТ;
- создаватьипреобразовыватьмоделиисхемыдлярешениязадач;
- осознанноипроизвольностроитьсообщениявустнойиписьменнойформе;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
отконкретныхусловий;
- осуществлятьсравнение,классификацию,самостоятельновыбираяоснованияикритериидляу
казанныхлогическихопераций;
10
- строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
следственныхсвязей.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Обучающийсянаучится:
причинно-
-адекватноиспользоватькоммуникативные,преждевсегоречевые,средствадлярешения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
томчислесопровождаяегоаудиовизуальнойподдержкой),владетьдиалогическойформойкомму
никации,используявтомчислесредстваиинструментыИКТидистанционногообщения;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
всотрудничестве;
-формулироватьсобственноемнениеипозицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
томчислевситуации столкновения интересов;
-строитьпонятныедляпартнёравысказывания, учитывающие,чтопартнёрзнает и видит, а что
нет;
-задаватьвопросы;
-контролироватьдействияпартнёра;
-использоватьречьдлярегуляциисвоегодействия;
адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияразличныхкоммуникативныхзадач,стро
итьмонологическоевысказывание,владеть диалогическойформойречи.
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:
- учитыватьикоординироватьвсотрудничествепозициидругихлюдей,отличныеотсобс
твенной;
- учитыватьразныемненияиинтересыиобосновыватьсобственнуюпозицию;
- пониматьотносительностьмненийиподходовкрешениюпроблемы;
- аргументировать
своюпозициюикоординироватьеёспозициямипартнёроввсотрудничествепри
выработкеобщегорешениявсовместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позицийвсехучастников.
3. Общая характеристика основной образовательной программы дополнительного
образования
Основная образовательная программа дополнительного образования (ООП ДО):
•
определяет
цели,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организациюобразовательного процесса на уровне дополнительного образования и
направлена наформирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное,личностное и интеллектуальное развитие и самосовершенствование
обучающихся,обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья с учётом специфики условий
образовательного учреждения, приоритетных направлений ее образовательной
деятельности. Она также определяет изменения, которые произойдут на уровне
дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Эти изменения касаются
приоритетных целей и планируемых результатов, принципов построения и организации
образовательного процесса;
• ООП ДО является источником информации об особенностях школы припланировании,
организации и осуществлении образовательной деятельностиадминистрацией;
11
•
текст
ООП
ДО
позволяет
педагогическому
коллективу
понять
смысл
образовательнойдеятельности, планировать и осуществлять свою деятельность в
соответствии с программой, решать проблемы дополнительного образования; знать
одостигнутых результатах и реализовывать планируемые изменения;
• знакомство с текстом ООП ДО даёт родителям (законным представителям)обучающихся
представление о целях, содержании, организации и предполагаемыхрезультатах
деятельности школы по достижению каждым обучающимсяобразовательных результатов на
уровне дополнительного образования;
Программа состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности
образовательного учреждения:
I. Целевой раздел, включающий:
1.
Пояснительнуюзаписку,раскрывающуюцели,задачиреализацииосновнойобразовательной
программыдополнительногообразования,конкретизированныевсоответствиистребованиямикрез
ультатамосвоенияобучающимисяООП ДО, а также принципы кеё формированию; общую
характеристику основной образовательной программы дополнительного образования
2.
ПланируемыерезультатыосвоенияобучающимисяООП
ДО,уточняющиеиконкретизирующиеобщеепониманиеличностных,метапредметныхипредметныхр
езультатовкакспозицииорганизации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции
оценки достиженияэтихрезультатов.
3.
СистемуоценкидостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияООП
ДО,
которая
описывает особенностиоценки личностных, метапредметных и предметных результатов,
организацию и содержаниеоценочныхпроцедур.
II. Содержательныйраздел,включающий:
1.
Организация образовательной деятельности дополнительного образования в
которойописываютсяцелиизадачипрограммы,описываютсяособенностиреализации, содержание,
условия, обеспечивающие развитиядополнительногообразования обучающихся.
2.
Программы
дополнительных
обединений,
разработанные
в
соответствии
стребованиямикрезультатамосвоенияООП
ДОсучётомосновныхнаправленийпрограмм,включённыхвструктуруООПДОифундаментального
ядрасодержания общегообразования.
III.
Организационныйраздел,включающий:
1. Учебныйплан,которыйопределяетобщийобъемнагрузки.
2. Систему
условий
реализации
ООП
ДО,котораясодержитописаниеимеющихсяусловий:кадровых,материальнотехнических,информационно-методических.
3. Ожидаемые результаты.
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоенияобучающимисяООП ДО
Вотличиеотобщегообразования,гдепроцессвыявлениярезультатовобразовательной
деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образованиидетей этот вопрос
пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфереединых
образовательных
стандартов,
с
которыми
в
системе
общего
образования
принятосоотноситьдостигнутыйуровеньобученности,существенноосложняетопределениерез
ультативностиобучениядетейподополнительнымобщеразвивающимпрограммам.
Впрактикедополнительногообразованиядетейимеетсяопытоцениванияобразовательно
йдеятельностиребенкапо учебным,чащевсегопредметнымпараметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании
судят,прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по
получениюспортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия.
12
Однако, такойподход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные
возможности втемпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен
подняться
доуровняпризовыхмест.Вовторых,фиксацияпреимущественнопредметныхрезультатовзачастуюискажаетдиапазонистин
ныхдостиженийребенка,посколькувнеполязренияостаютсяличностныерезультаты.
Конечно,формированиеличностныхкачеств–
процессдлительный,онноситотсроченныйхарактер,ихгораздосложнеевыявитьиоценить.Темне
менее,выявлятьрезультаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте,
необходимокаждомупедагогу.Этообусловленосамойспецификойдополнительногообразовани
ядетей.
Таким
образом,
поскольку
образовательная
деятельность
в
системе
дополнительногообразованияпредполагаетнетолькообучениедетейопределеннымзнаниям,ум
енияминавыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее
результатахнеобходимосудитьподвумгруппампоказателей:
предметным(фиксирующимприобретенныеребенкомвпроцессеосвоенияобразовательной
программыпредметныеиобщеучебныезнания,умения,навыки);
личностным(выражающимизмененияличностныхкачествребенкаподвлияниемзанятийвда
нномкружке, студии, секции).
Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей
определеннымзнаниям, умениям и навыкам в творческих объединениях, но и развитие
многообразныхличностныхкачеств.Поэтомунеобходимопроводитьмониторингнетолькоучебн
ых(знания,уменияинавыки)результатов,приобретенныхвпроцессеосвоенияпрограммы,но
иличностных,выражающихизмененияличностныхкачествребенкаподвлияниемегозанятийв
творческихобъединениях.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями (законными
представителями), поэтому педагогунадопродуматьсистему работысродителями (законными
представителями).Вчастности,контрольныемероприятияможносовмещатьсродительскимисоб
раниями,чтобыродители
(законные
представители)моглипоитоговымработамвидетьростсвоегоребенкавтечениегода.
Формыпроведенияаттестациидетейпопрограммемогутбытьсамымиразнообразными:за
чет,соревнование,турнир,открытоеитоговоезанятие,выставка,олимпиада,конкурс,концертное
прослушивание,защитатворческойработы,сдачанормативов,конференция,полеваяпрактика,за
четныйпоходит.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям;
отражатьреальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности,
неформироватьуребенкапозициюнеудачника, неспособногодостичьопределенногоуспеха.
Мониторингрезультатовличностногоразвитияребенка
Оцениваемыепараметры
Критерии
Методы
диагностики
1.Терпение
Способность
Наблюдение
переноситьконкретные
нагрузки в
течениеопределенноговремени
2.Воля
Способностьпобуждатьсебякп
Наблюдение
рактическимдействиям
3.Самоконтроль
Умениеконтролироватьсвоип
Наблюдение
оступки
4.Самооценка
Способностьоцениватьсебя
Анкетирование
адекватнореальнымдостижениям
5.Интерес к занятиям
Осознанное участие ребенка
Тестирование
втворческомобъединени
восвоении
и
образовательнойпрограммы
13
6.Конфликтность
Способностьзанятьопределенную
(отношениеребенка к
позициювконфликтнойситуации
столкновениюинтересов(спор
у)впроцессе
взаимодействия)
7. Тип
Умениевосприниматьобщиедела,к
сотрудничества(отношени
аксвои собственные
еобучающегося
Кобщимделам)
Тестирование,
наблюдение
Наблюдение
Мониторингучебныхрезультатов
Показатели(оцениваемые
Критерии
параметры)
1.Теоретическаяподготовкаобучающихся.
1.1.Теоретическиезнанияпоосн
Соответствиетеорети
овнымразделамучебноческих
тематического
плана знанийпрограммным
программы
требованиям
1.2. Владение
Осмысленность
специальнойтерминолог
иправильностьис
ией
пользованияспец
иальной
терминологии
2.Практическаяработаобучающихся
2.1.Практическиеуменияинавы
Соответствиепрактич
кизнанияпоосновнымразделам
ескихуменийи
учебно- навыковпрограммны
тематического
плана м
программы
требованиям
2.3.Творческиенавыки
Способность
кусовершенствованию,и
нициатива,самостоятель
ность
познания
Методыдиагностики
Наблюдение,
тестирование,контрольный
опрос.
Собеседование.
Контрольноезадание.
Наблюдение,индивидуал
ьныезадания.
Определяярезультатыреализациидополнительныхобразовательныхпрограмм,необход
иморазличатьсрединихследующие:
выделенныеповременификсирования:конечные(итоговые),промежуточные,текущи
е;
пофактупреднамеренности:планируемые(запланированные,предусмотренные)исти
хийнополученные(незапланированные,случайные,непреднамеренные);
14
поотношениюкцелям:“целесообразные”и“нецелесообразные(т.е.соответствующиепоставленным
целями задачаминесоответствующиеимполностьюили частично);
покачеству:позитивные(достижения)инегативные(неудачи,ошибки);
постепенизначимости:значимые(социально,личностно,профессионально)ввысоко
й,средней, низкойстепениималозначимые(незначимые).
15
РАЗДЕЛII.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1.
Организацияобразовательнойдеятельностидополнительногообразовани
я
Педагогическийколлектившколыпредлагаетобучающимсясвободныйвыбордополнительны
х образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностямииспособностями.
Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального развития
личностиребёнка.Входеобразовательногопроцессареализуютсяпринципыпедагогикисотрудниче
стваисотворчества,чтопозволяетдостаточнорановыявитьприродныенаклонностииспособностико
нкретногоребёнкаисоздатьусловиедляразвитияличности.
Образовательнаядеятельностьвдополнительномобразованииосуществляетсячерезразличны
еобъединения детей поинтересам.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединениевучебныегруппы,т.е.группы
обучающихсясобщимиинтересами,которыесовместнообучаются по единойобразовательной
программе в течениеучебного года. Учебная группа(в той или иной ее разновидности) является
основным способом организации деятельностидетейпрактически
влюбом
извидов
детскихобъединений.
В них могут заниматься дети от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в
однойилинесколькихгруппах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября
изаканчивается в мае текущего года (согласно календарного графика). В период школьных
каникул занятия не проводятся.Комплектование учебныхгруппначинается всентябре.
Занятиядетейвсистемедополнительногообразованиямогутпроводитьсявлюбойрабочий день (5тидневная
рабочая
неделя).
Междуучебнымизанятиямиипосещением
объединений
дополнительного образования детей должен быть перерыв дляотдыха неменее20минут.
Деятельностьдетейосуществляетсяпогруппам,индивидуальноиливсемсоставомобъединени
я, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, вкоторыхмогут
заниматься обучающиесяввозрасте от 6,6до 18 лет.
Численныйсоставдетскихобъединенийопределяетсяуставомшколыи,соответственно,прогр
аммойпедагогавзависимостиотвозрастаобучающихся,годаобучения,специфики
деятельностиданнойгруппы.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
обучающиеся, незанимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование илииныеиспытания.
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.
Можнорекомендоватьследующуюпродолжительностьучебногозанятия(споправкойнато,вкакойд
еньнеделипроходитзанятие–вобычныйучебныйденьпослеуроковиливвыходной):
для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведениязанятий
в
игровой
форме
со
сменой
деятельности
через
каждые20минут;
длямладшихшкольников–от1часа до2-хчасов;
для школьниковсреднего истаршего возраста–от1,5 до3-хчасов.
После3040мин.занятийнеобходимоустраиватьперерывдлительностьюнеменее10мин.дляотдыхадетейи
проветривания помещений.
В
зависимости
от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличениепродолжительностиодногозанятия,чтодолжноособооговариватьсявпрограммеп
едагога.
16
2.2.
Программыдополнительныхобъединений
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования осуществляется
подополнительнымобщеразвивающимпрограммамхудожественноэстетической,развивающей,физкультурно-спортивной,филологической,социальнопедагогическойнаправленностей:
1.
«Робототехника» (приложение 1);
2.
«Настольный теннис» (приложение 2);
17
РАЗДЕЛIII.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1.
Учебныйплан
Учебныйпланподополнительномуобразованиюразработаннаосновеучетаинтересов
обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива.
В школе выстроена специальная система работы педагогического коллектива.
Онасостоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию
вреализациинаправленийдополнительного образованияшкольников.
Целью
дополнительного
образования
является
выявление
и
развитие
способностейкаждогоребенка,формированиедуховнобогатой,свободной,физическиздоровой,т
ворческимыслящейличности,обладающейпрочнымибазовымизнаниями,ориентированной на
высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие вразвитииобщества.
Представленныйвариантучебногопланаориентированна решениеследующихзадач:
обеспечениегарантийправаребенканадополнительноеобразование;
творческое, интеллектуальное и физическое развитие личности и
реализация
сэтойцельюпрограммдополнительногообразованиявинтересахличностиребенка,общества,госу
дарства;
развитиемотивацииличностикпознаниюитворчеству;
формированиеобщейкультуры личностиобучающихся, ихадаптация к
жизнивобществе;
организациясодержательногодосуга;
обеспечениенеобходимыхусловийдляличностногоразвития,укреплени
яздоровья,профессионального самоопределенияи творческоготрудадетей.
Одним
из условий выполнения
задач является интеграция
основного
идополнительного образования. Дополнительное образование –
это
особая
сферадеятельности,
которая даёт
возможность
детям
развивать
творческие
способности,воспитыватьвсебетакиекачества,какактивность,свободавзглядовисуждений,отв
етственность,увлечённостьи многоедругое.
Приоритетныминаправлениямидополнительногообразованияв
2024-2025
учебном
годуявляются:
техническое;
физкультурно-спортивное.
Выборуэтихнаправленийпослужилиследующиеусловия:
1.
Кадровое
обеспечение (наличие
высококвалифицированныхспециалистовданныхнаправлений);
2.
Востребованность данных направлений деятельности обучающимися школы;
3.
Необходимостьнаполнитьдосуговуюдеятельностьобучающихсяположите
льнымтворческим,интеллектуальными спортивнымпотенциалом;
4.
Наличиеучебно-методическогообеспечения.
Учебныйгодвдополнительномобразованиидетейначинается1сентябряизаканчивается25
мая текущегогода.
Продолжительностьосвоенияпрограммхудожественной,технической,
естественнонаучной, туристко-краеведческой, социально-педагогической, физкультурноспортивной направленности по годамопределяетсяпедагогомиутверждаетсядиректором
школы.
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию
спедагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся,
продолжительностиосвоения данной программы. Расписание составляется с опорой на
18
санитарно-гигиеническиенормы с учетом загруженности кабинетов и детей по принципу 5дневнойрабочей недели.
Поокончаниюучебногогода,сцельюпредставлениярезультатовработы,втворческихобъед
иненияхпроводятсяотчетныеконцерты,открытыезанятия,конкурсы,соревнования, праздники и
другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяетпедагогпо согласованию
садминистрацией.
Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с
расписанием занятий, где указываются учебные группы, время, количество часов в неделю,
фамилия и имя педагога, проводящего занятие. Общее расписание утверждается директором
школы. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной
необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с
администрацией школы.
Расписание составлено с учетом возможностей педагогов, детей, занятости
кабинетовисопоройнасанитарно-гигиеническиенормы.
Учебный план дополнительного образования МОУ СОШс. Кикино
на 1 полугодие 2024-2025 учебного года
Направления
внеурочной
деятельности
Научно техническое
Количество Охват
Количество
Наименование Руководитель Срок
реализации часов
в обучающихся часов в год
рабочей
неделю
программы
Робототехника Девликамов
1 год
4,5
20
153
И.Н.
Учебный план дополнительного образования МОУ СОШс. Кикино
На 2 полугодие 2024-2025 учебного года
Направления
внеурочной
деятельности
Физкультурноспортивное
Количество Охват
Количество
Наименование Руководитель Срок
реализации часов
в обучающихся часов в год
рабочей
неделю
программы
Настольный
Девликамов
1 год
2
20
68
теннис
И.Н.
СистемаусловийреализацииООП ДО
3.2.
3.2.1. Кадровыйпотенциал
Показатели
Всегопедагогов
Количество2
024-2025
16
19
Педагоги,имеющиеобразование:
средне-специальное,всего
вт.ч.педагогическое
высшеевсего
в т.ч.педагогическое
Педагоги,имеющиепостажу:
до5 лет
от5 до10 лет
от10 до20 лет
свыше20 лет
Педагоги,имеющиеквалификационныекатегории
высшую
первую
безкатегории
3
3
13
13
3
0
1
12
7
6
3
3.2.2. Информационноеобеспечение:
№
1
Наименование
программы
«Математика,
информатика, логика»
Литература
Для педагогов:
1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6-7 лет): Методическое пособие 1 класс.
- М.: Издательство РОСТ, 2019г.
2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (7-8 лет): Методическое пособие 2 класс.
- М.: Издательство РОСТ, 2020г.
3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (8-9 лет): Методическое пособие 3 класс.
- М.: Издательство РОСТ, 2018г.
4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (9-10 лет): Методическое пособие 4
класс. - М.: Издательство РОСТ, 2018г.
Для обучающихся:
1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях.
– М.: Издательство РОСТ, 2019.
2.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях.
– М.: Издательство РОСТ, 2019.
3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях.
– М.: Издательство РОСТ, 2019.
4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях.
– М.: Издательство РОСТ, 2019.
20
2
«Творческая
мастерская»
3
«Наука в опытах и
экспериментах»
1.
Дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа «Творческая мастерская», календарно — тематический
план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся,
инструктажи по технике безопасности, образцы готовых изделий и
работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы,
книги, компьютер
Для педагогов:
1. Увлекательная география/ В. А. Маркин – Москва:
Издательство АСТ, 2018. – 222.
2. География/ А. Мещерикова. – Москва: Издательство АСТ,
2017. -45, [3]с.: ил. – (Почемучкины опыты и эксперименты)
3. Ближе к природе. Книга натуралиста/ Клэр Уокер Лесли: пер. с
англ. Ю. Корнилович ; [науч. Ред. А. Савченко и др. ] – М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288с.
Для обучающихся:
1. Играем в науку. Открываем для себя мир / Джилл Франкель Хаузер
; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с
2. Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу / Барбара
Вернзинг ; Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с.: ил.
3.2.3. Материально-техническоеобеспечение:
Компьютер
Ноутбук
Интерактивнаядоска
Колонки
Принтер
Ксерокс
Проектор
Учебные стол и стулья
Материалы и инструменты: глобус, карты, атласы, посуда
Материалы и инструменты: бумага, картон, крепированная и
гофрированная бумага, джут, пряжа, одноразовая посуда, пластиковые
бутылки, компакт-диски
3.3.
ОжидаемыерезультатыООП ДО
- созданиевшколеединойсистемыдополнительногообразования,котораябудетспособ
ствовать свободномуразвитиюличности каждогоученика;
- расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детейдля наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей
обучающихся в объединенияхпоинтересам;
- увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенных видахдеятельности;
- целенаправленнаяорганизациясвободного
временибольшинства
обучающихсяшколы;
- созданиеусловийдляпривлеченияродителей
(законных
21
представителей)корганизацииипроведениюобъединений дополнительного образования.
22