Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 -9 классов «Экология»

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Экология» в 8 - 9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,
концепцией биологического воспитания, учебной программой и предназначена для
интеллектуальной работы с обучающимися.
Программа курса «Экология» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год;
предназначена для учащихся 8-9 классов и направлена на создание условий для развития
личности ребенка, развития мотивации личности к познанию.
Цель реализации программы внеурочной деятельности «Экология» в 8-9 классах:
– обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ с Высокое;
– развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности
биологического разнообразия, расширения знаний за пределами страниц учебника. Вместе
с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования
школьников и воспитание у них экологической культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
– реализация регионального подхода к биологическому образованию;
–развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету за счет
углубления и расширения полученных знаний;
– учет индивидуальных особенностей школьников.
I. Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности курса «Экология»
по общеинтелектуальному направлению.

Личностные УУД
• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской
работы;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• выделять из текста основные понятия и давать им определения;
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по
волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Регулятивные УУД
• правила выбора темы и объекта исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
• ранжировать выдвигаемые идеи;
• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта.
Коммуникативные УУД
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности;
• презентовать свою работу.
Познавательные УУД
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с

использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом,
в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Содержание 8-9 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (7 ч)
Как взаимосвязаны человек и природа. Человек познает и изменяет природу.
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство.
Локальный (местный) характер влияния деятельности древних собирателей и охотников
на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на
природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование.
Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.
Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной
деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и
неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к
окружающей среде.
Практические работы:
1.

Путешествие в прошлое: изобретаем колесо.

2.

В поисках источников энергии.

Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с
окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая
экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология).
Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Общая характеристика понятия «экосистема». Основные компоненты экосистем.
Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также
живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная
природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность
распространения жизни на Земле. роль растений в биосфере. Влияние живых организмов
на неживую природу. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной

деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на
Земле. разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения
живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные
пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи,
пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие,
приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды,
оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы.
Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Практические работы:
1.

Аквариум как модель экосистемы.

2.
Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы (двора дома, в
котором ты живешь).
Тема 3. Сообщества и экосистемы (10 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность
видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса).
Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители — организмы,
обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие
компоненты сообщества. Потребители — организмы, потребляющие и преобразующие
органические вещества, созданные производителями. разрушители — организмы,
разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. Круговорот
органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
выедания, разложения, паразитические; их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, их сравнительная характеристика (на примере
поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные
компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный
компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые,
средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на
окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение.
Влияние городской среды на здоровье людей.
Практическая работа:
Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме.
Тема 4. Экология нашего края (на примере Пензенской области)(6 ч)
Пензенская область,
формирования.

территория

и

границы,

рельеф,

история его

Изменение природы Пензенской области человеком, его причины. Современный рельеф.

Воздух Пензенской области. Загрязнение воздуха и его влияние на здоровье жителей.
Меры борьбы с загрязнением воздуха. Роль растений города в защите воздуха от
загрязнения.
Водные ресурсы Пензенской области. Загрязнение водных ресурсов Пензенской области.
Мероприятия по очистке воды.
Леса Пензенской области, их разнообразие и значение в истории и современной жизни
жителей. Охраняемые природные территории— история, богатство видового
разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.
Зеленые насаждения Пензы. Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры.
Спортивные парки. Бульвары. Скверы. роль парков, бульваров и скверов в создании
комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение
эстетических качеств городской среды.
Причины угнетения природных территорий в Пензенской области. Красные книги
Пензенской области. Правила поведения в природе.
Животный мир Пенезской области. Как городские условия влияют на животных, их
поведение, численность, распространение. Мероприятия по сохранению и увеличению
видового разнообразия городских экосистем.
Заключение. Что зависит от нас с вами? (1 ч)
Практикум(5 ч)
Тема

№ п/п

Количество
часов

1

Изучение экосистемы

1

2

Изучение пищевых взаимосвязей в экосистеме

1

3

Культура потребления воды

1

4

Изучение растений на пришкольном участке

1

5

Каким вы видите свой город в будущем

1

Всего

5

Тематическое планирование
8-9 класс(34 часа)
№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

История взаимоотношений человека и природы

7

2

Основные понятия экологии

10

3

Сообщества и экосистемы

10

4

Экология нашего края (на примере Пензенской области)
6
Заключение

Всего

1
34
Календарно-тематическое планирование, 8-9 класс (34 часа)

№
п/п
1

2

3

4

5

Дата
Формы организации
Виды деятельности
план
факт.
деятельности
.
История взаимоотношений человека и природы (7 ч)
ПроблемноБеседа, парная
Как взаимосвязаны
ценностное
работа
человек и природа.
общение
Тема занятия

Влияние природных
условий на
расселение и
занятия древних
людей.
Практическая
работа
№1: «Путешествие в
прошлое: изобретаем
колесо».
Воздействие на
природу
древних
земледельцев и
скотоводов.
Стихийное
природопользование.
Опустынивание.
Гибель
цивилизаций.
Изменение характера
природопользования
в
процессе развития
человеческого
общества.

Групповая

Познавательная

проблемная работа деятельность

Ситуационная

Познавательная

проблемная работа деятельность
Беседа с
элементами
просмотра

Познавательная
деятельность

видеороликов
Групповая

Познавательная

проблемная работа деятельность

6

Человек и природа в
настоящем.

Защита творческих Познавательная
работ
деятельность

7

Источники энергии.
Необходимость
бережного
отношения к
окружающей среде.
Практическая
работа
№2:«В поисках
источников энергии».

Исследовательские Познавательная
проекты с
деятельность
элементами
социального
проектирования

Основные понятия экологии
(10 ч)

8

9

10

Экология — наука,
изучающая
взаимоотношения
живых
организмов друг с
другом
и с окружающей
средой,
«наука о доме».
Значение
экологических
знаний в жизни
современных людей.
Общая
характеристика
понятия
«экосистема».
Практическая
работа
№3:«Аквариум как
модель экосистемы».

Беседа,
познавательное

Познавательная
деятельность

занятие

Круглый стол

Познавательная
деятельность

Групповая

Познавательная

проблемная работа

11

12

Биосфера Земли —
самая
крупная природная
экосистема.
Биологическое
разнообразие
биосферы.

Познавательное
занятие, беседа

Познавательная
деятельность

Беседа, групповая

Познавательная

проблемная работа деятельность

13

В.И. Вернадский и его
учение о биосфере.

Познавательная
беседа

14

Человек в биосфере.
Практическая работа
№4: «Изучение и
оценка
экологического
состояния
микрорайона
школы (дома, в
котором ты
живешь)».

Групповая
Познавательная
проблемная работа деятельность

15

Разнообразие условий

Познавательная

жизни на Земле, его
причины.
16

Среда обитания.

17

Понятие об
экологическом
факторе
как элементе среды,
оказывающем
воздействие на живой
организм.

18

Сообщество живых
организмов —
важнейший
компонент
экосистемы.
Практикум №1:
«Изучение
экосистемы».

19

Взаимосвязи и
взаимозависимость
растений, животных,
грибов и бактерий в
сообществе.
Группы организмов в

20

Работа в
творческих
группах,
творческих
проект
Беседа с
элементами
просмотра
видеороликов
Беседа, групповая

Познавательная
деятельность

деятельность

Познавательная
деятельность
Познавательная

проблемная работа деятельность

Сообщества и экосистемы (10 ч)
Групповая
Познавательная
проблемная работа деятельность

Беседа с
элементами
просмотра
видеороликов

Познавательная
деятельность

Индивидуальный

Познавательная

21

22

23

24

природном
сообществе.
Круговорот
органических
веществ в сообществе
живых организмов.
Пищевые связи в
экосистеме.
Практикум №2:
«Изучение пищевых
взаимосвязей в
экосистеме».
Природные и
искусственные
экосистемы, их
сравнительная
характеристика.
Практическая работа
№5:«Изучение
пищевых
взаимосвязей в
аквариуме».
Городские
экосистемы,

творческий проект деятельность
Групповой
Познавательная
творческий проект деятельность
Групповая
Познавательная
проблемная работа деятельность

Групповая
Познавательная
проблемная работа деятельность

Беседа,

Познавательная

общая
характеристика.
25

26

27

28

29

30

31

32

33

Население города и
его
деятельность как
главный
компонент городской
экосистемы.
Влияние деятельности
людей на
окружающую
среду в городе.
Влияние городской
среды
на здоровье людей.

познавательное
занятие
Беседа с
элементами

деятельность

просмотра
видеороликов

деятельность

Ролевая игра:
«Проектируем
пришкольный
участок».

Познавательная

Игровая
Познавательная
деятельность

ПроблемноПроблемноценностное
ценностные
общение
дискуссии
Экология нашего края (на примере Пензенской области) (6 ч)
Беседа с
Пензенская область,
Познавательная
элементами
территория и
границы,
просмотра
деятельность
рельеф, история его
видеороликов
формирования.
Ситуационная,
Познавательная
Воздух Пензенской
групповая
деятельность
области.
проблемная работа
Водные ресурсы
Индивидуальная
Познавательная
Пензенской области
проблемная работа деятельность
области.
Практикум №3:
«Культура
потребления
воды».
Леса Пензенской
Групповая
Познавательная
области, их
разнообразие
проблемная работа деятельность
и значение в истории
и
современной жизни
жителей.
Практикум №4:
«Изучение растений
на
пришкольном
участке».
Причины угнетения
Творческий проект Познавательная
природных
территорий в
деятельность
Пензенской области.
Животный мир
Беседа,
Познавательная

Пензенской области.

34

Что зависит от нас с
вами?

познавательное
занятие
Заключение (1 ч)
Групповая беседа
об
обществе,
культуре,
нравственности,
поведении,
моральноэтнических и
правовых нормах

деятельность
Проблемноценностное
общение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».