Пояснительная записка
Ппрограмма по настольному теннису разработана для учащихся 10-11 классов на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской
Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по
физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая
ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую
и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек
получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию
постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего
физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие
гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание
привычки к систематическим
занятиям физическими упражнениями;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БУП МОУ «СОШ с.Сосновка» организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные
перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче —
несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
3. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Виды программного материала
Теория
Общефизическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Обучение техническим приёмам
Интегральная подготовка
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя
игра
Итого:
Количество часов
(уроков)
4
3
3
9
6
9
34
4. Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Тема
урока
1
Физическая культура в современном обществе.
2
История развития настольного тенниса, и его
роль в современном обществе.
Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса.
3
4
Правила безопасности игры. Правила
соревнований.
5
Выбор ракетки и способы держания.
6
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
7
10
Разновидности хватки «пером», «малые клещи»,
«большие клещи».
Удары по мячу накатом.
Удар по мячу с полулета, удар подрезкой,
срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах.
11
Вращение мяча.
12
Основные положения теннисиста.
13
Исходные положения, выбор места.
14
Способы перемещения. Шаги, прыжки,
выпады, броски.
15
Одношажные и двухшажные перемещения.
16
Подача (четыре группы подач: верхняя,
боковая, нижняя и со смешанным вращением).
17
Подачи: короткие и длинные.
18
Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением).
8
9
Тип
урока
Колво
часов
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
1
Знать т/б на уроках по настольному теннису
Текущий
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Совершенствование
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Уметь выполнять удары по мячу накатом
Текущий
Совершенствование
1
Текущий
1
Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар
подрезкой, срезка, толчок
Уметь играть в ближней и дальней зонах
Совершенствование
Совершенствование
1
Уметь выполнять вращение мяча
Текущий
Совершенствование
1
Текущий
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные положения
теннисиста.
Уметь выполнять исходные положения, выбор
места
Уметь выполнять способы перемещения. Шаги,
прыжки, выпады, броски
Уметь выполнять одношажные и двухшажные
перемещения
Уметь выполнять подачи (четыре группы подач:
верхняя, боковая, нижняя и со смешанным
вращением)
Уметь выполнять подачи: короткие и длинные
Совершенствование
1
Уметь выполнять подача накатом, удары слева,
справа, контрнакат (с поступательным
вращением)
Текущий
1
1
1
1
1
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Дата
план
факт
19
Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом
по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
20
Тактика одиночных игр
21
Игра в защите
Основные тактические комбинации.
22
Совершенствование
1
Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного
мяча, накатом по короткому мячу, крученая
«свеча» в броске.
Уметь выполнять тактические действия в
одиночных играх
Уметь играть в защите
Текущий
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
Совершенствование
1
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
Совершенствование
1
Текущий
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Совершенствование
1
Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Знать основы тренировки теннисиста.
Специальная физическая подготовка
Уметь выполнять упражнения с мячом и
ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях
Уметь выполнять атакующие удары
(имитационные упражнения) и в игре
Совершенствование
1
Уметь выполнять передвижения у стола
Текущий
Совершенствование
1
Текущий
Совершенствование
1
Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары
на точность.
Уметь играть у стола
Тестирование
Текущий
Текущий
При своей подаче:
а) короткая подача;
23
б) длинная подача.
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
30
6) при короткой подаче — несильный кистевой
накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная
физическая подготовка.
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение
мяча в разных направлениях.
Тренировка
двигательных
реакций.
Атакующие
удары
(имитационные
упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и
приставные шаги, выпады вперед, назад и в
стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на
точность.
Игра у стола. Игровые комбинации.
31
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
32
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
33
Соревнования
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
34
Соревнования
Совершенствование
1
Уметь играть у стола
Тестирование
24
25
26
27
28
29
Текущий
Текущий
Текущий
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:
теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и
провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний
учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный
показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры
из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и
умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному
или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место
занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе
инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
2.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
3.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
4.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
5.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
6.
Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский
гуманитарный центр 2003 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с.Кикино Каменского района
СОГЛАСОВАНО И ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета МОУСОШ с.Кикино
Директором МОУСОШ с.Кикино
Протокол №1 от «30» август 2024г
________________________ Девликамов Н.Р
Приказ № 166 от «30» 082024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
10-11 КЛАСС
с.Кикино 2024