1.Пояснительная записка
Программа «Татарский фольклор» художественно-эстетического направления.
Программа по внеурочной деятельности «Татарский фольклор» составлена на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Татарская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с
традициями татарского народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию
окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение,
эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия,
в частности, народного фольклора, является в настоящее время особенно актуальной. Народные песни, сказки, игры, пословицы
составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей.
Цели изучения внеурочной деятельности «Татарский фольклор»
Формирование нравственно-эстетической личности на основе традиционных ценностей национальной культуры, средствами
народного фольклора.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
•
познакомить с основными жанрами татарского фольклора;
•
воспитывать бережное отношение, уважение к традициям татарской культуры, к татарскому фольклору, костюму,
национальную гордость за свой народ, его культурное наследие; развивать творческие способности детей.
При реализации программы используются групповая и коллективная формы работы. Такие формы работы развивают
коммуникативные умения: умение работать со всеми вместе, терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано
излагать собственное мнение.
Место учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля в учебном плане школы
Занятия объединения проводятся 1 раз в неделю . Занятия проводятся и коллективно, и с творческой группой, и индивидуально.
2. Содержание внеурочной деятельности
Фольклор (18 часов) Фольклор поволжских татар. Проектная работа «Фольклор поволжских татар».
Проектная работа по теме: «Мифология поволжских х татар».Свадьба поволжских татар. Проектная работа по теме: Традиции
свадьбы поволжских татар. Проектная работа по теме: «Происхождение заговоров, поверий». Татарская народная сказка: «Танбатыр».
Татарская народная сказка: «Танбатыр». Проектная работа по теме: «Календарная поэзия татар Поволжья».
«Пословицы и поговорки наших предков». Проектная работа по теме: «Пословицы и поговорки наших предков».
Проектная работа по теме: «Пословицы и поговорки наших предков». Сопоставление русских и татарских пословиц . Проект.
Легенды о происхождение деревни Кикино. Былины наших предков. Местные поэты, исполнители песен. Баиты местных поэтов.
Проектная работа: «Частушки наших прабабушек».
Предметная символика (11 часов). Подготовка внеклассного мероприятия «Сундук моей бабушки».
Внеклассное мероприятие «Сундук моей бабушки». Предметная символика поволжских татар. Проектная работа «Предметная
символика поволжских татар». Проектная работа «Предметная символика поволжских татар». Экскурсия в школьный музей:
«Предметная символика сибирских татар». Внеклассное мероприятие «День рождение моей бабушки».
Проектная работа по теме: «Наши деды –мастера на все руки». Проектная работа по теме: «Наши деды –мастера на все руки».
Проектная работа по теме: «Наши деды –мастера на все руки». Литературно - музыкальная композиция «Духовное наследие
татарского народа».
Национальные праздники (5 часов) Рамазан.Проектная работа «Рамазан-байрам». Проектная работа по теме: «Устное народное
творчество татарского народа». Защита проекта «Устное народное творчество татарского народа».
Защита проекта «Устное народное творчество татарского народа».
3. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Татарское народное творчество».
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды,
включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать
свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
-умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
-приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
-стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Личностные результаты:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе; понимание ценности семьи, ценности поисковой,
ценности познания мира; сознание своей принадлежности народу и стране; чувства уважения и любви к своей семье, стране; интерес к
родному языку;
умение признать собственные ошибки
Учащиеся получат возможность для формирования:
Учебно-познавательной мотивации к изучению родного языка, внимания к особенностям произношения и написания слов; чувства
сопричастности к языку своего народа; осознания предложения и текста как средства общения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по этническому направлению.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять последовательность действий на уроке;
понимать цели и задачи изучения курса раздела темы; работать по предложенному учителем плану; использовать способы и приемы
действий при решении языковых задач; осуществлять проверку выполненного задания, используя способ сличения своей работы с
заданным эталоном
Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, словари, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей; выделять существенную информацию из
небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: понимать на слух учителя, друг друга; основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную
наглядность расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто?, что?, где?, когда?), и отвечать на вопрос собеседника; кратко
рассказать о себе, своей семье, своем друге; составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу; умение донести свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться
выполнять различные роли в группе.
Результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости знания культуры, чувства гордости
своего народа и уважения к другим культурам; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром. В результате усвоения программы учащиеся узнают: об историческом прошлом своего народа
обычаи, обряды и традиции своего народа; произведения устного народного творчества; особенности цветовой гаммы татарского
орнамента, в частности вышивки; простейшие музыкальные инструменты; композицию татарской национальной одежды;
Учащиеся научатся: выразительно читать, инсценировать сказки, легенды и стихи; развивать эмоциональную культуру речи;
вышивать, учитывая особенности цветовой гаммы татарского орнамента; искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в
сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать и систематизировать собранный материал.
4.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы
внеурочной деятельности «Татарский фольклор» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов являющихся учебно – методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ,содержание которых соответствует законодательству об образовании
Татарский фольклор (34 часа в год)
№
п/п
Наименование
разделов и тем,
планируемых для
освоения
учащимися
Количество
академическ
их часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
1
Фольклор (18 часов) 1
Фольклор
поволжских татар
Информация об
электронных
(цифровых) учебно –
методических
материалов, которые
можно использовать
при изучении каждой
темы
http://www.tugantelem.nar
od.ru
http://www.belem.ru/
Направления
воспитательной
работы
Формы проведения
занятий
Патриотическое
Проектная
деятельность;
Участие в научноисследовательских
конференциях;
Разработка проектов к
урокам
2
Проектная работа
«Фольклор
поволжских татар»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Патриотическое
Разработка проектов к
урокам
3
Проектная работа по
теме: «Мифология
поволжских татар»
1
http://www.belem.ru/
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Библиотечные уроки;
4
Свадьба поволжских
татар
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Трудовое
конференции,
деловые и ролевые;
5
Проектная работа по
теме: Традиции
свадьбы поволжских
татар
1
http://www.belem.ru/
Ценность научного
познания
Проектная
деятельность;
6
Проектная работа по
теме:
«Происхождение
заговоров, поверий»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Эстетическое
Разработка проектов к
урокам
7
Татарская народная
сказка: «Танбатыр»
1
http://www.belem.ru/
Патриотическое
Разработка проектов к
урокам
8
Татарская народная
сказка: «Танбатыр»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
Разработка проектов к
урокам
эмоционального
благополучия
9
Проектная работа по
теме: «Календарная
поэзия татар
Поволжья»
1
http://www.belem.ru/
Трудовое
Библиотечные уроки;
10
«Пословицы и
поговорки наших
предков»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Ценность научного
познания
Конкурсы, ;
11
Проектная работа по
теме: «Пословицы и
поговорки наших
предков»
1
http://www.belem.ru/
Эстетическое
Проектная
деятельность;
12
Проектная работа по
теме: «Пословицы и
поговорки наших
предков»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Патриотическое
Участие в научноисследовательских
конференциях;
13
Сопоставление
русских и татарских
пословиц . Проект.
1
http://www.belem.ru/
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Разработка проектов к
урокам
14
Легенды о
происхождение
1
http://www.tugantelem.nar
Трудовое
Разработка проектов к
деревни Кикино
урокам
od.ru
15
Былины наших
предков
1
http://www.belem.ru/
Ценность научного
познания
Библиотечные уроки;
16
Местные поэты,
исполнители песен
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Эстетическое
Конкурсы,
конференции, деловые
и ролевые;
17
Баиты местных
поэтов
1
http://www.belem.ru/
Патриотическое
Проектная
деятельность;
18
Проектная работа:
«Частушки наших
прабабушек»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Участие в научноисследовательских
конференциях;
19
Предметная
символика (11
часов) Подготовка
внеклассного
мероприятия
«Сундук моей
бабушки»
1
http://www.belem.ru/
Трудовое
Разработка проектов к
урокам
20
Внеклассное
1
http://www.tugantelem.nar
Ценность научного
Разработка проектов к
мероприятие «Сундук
моей бабушки»
od.ru
познания
урокам
21
Предметная
символика
поволжских татар
1
http://www.belem.ru/
Эстетическое
Библиотечные уроки;
22
Проектная работа
«Предметная
символика
поволжских татар»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Патриотическое
Конкурсы, экскурсии,
олимпиады,
конференции, деловые
и ролевые;
23
Проектная работа
«Предметная
символика
поволжских татар»
1
http://www.belem.ru/
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Проектная
деятельность;
24
Экскурсия в
школьный музей:
«Предметная
символика
поволжских татар»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Трудовое
Участие в научноисследовательских
конференциях;
25
Внеклассное
мероприятие «День
рождение моей
бабушки»
1
http://www.belem.ru/
Ценность научного
познания
Разработка проектов к
урокам
26
Проектная работа по
теме: «Наши деды –
мастера на все руки»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Эстетическое
Разработка проектов к
урокам;
27
Проектная работа по
теме: «Наши деды –
мастера на все руки»
1
http://www.belem.ru/
Патриотическое
Библиотечные уроки;
28
Проектная работа по
теме: «Наши деды –
мастера на все руки»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Конкурсы, , деловые и
ролевые;
29
Литературно музыкальная
композиция
«Духовное наследие
татарского народа»
1
http://www.belem.ru/
Трудовое
Проектная
деятельность;
30
Национальные
праздники (5 часов)
Рамазан
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Ценность научного
познания
Участие в научноисследовательских
конференциях;
31
Проектная работа
«Рамазан-байрам»
1
http://www.belem.ru/
Эстетическое
Разработка проектов к
урокам
32
Проектная работа по
теме: «Устное
1
http://www.tugantelem.nar
Патриотическое
Разработка проектов к
народное творчество
татарского народа»
урокам
od.ru
33
Защита проекта
«Устное народное
творчество
татарского народа»
1
http://www.belem.ru/
Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Библиотечные уроки;
34
Защита проекта
«Устное народное
творчество
татарского народа»
1
http://www.tugantelem.nar
od.ru
Трудовое
конференции,
деловые и ролевые;