МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Кикино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
от 30.08.2024
директором школы
________________________
Девликамов Н. Р.
Приказ № от «30» августа
2024 г.
________________________
Девликамов Н. Р.
Протокол № 1 от «28»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 9 классов
Кикино 2024
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Основы
финансовой грамотности» 9 классы
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов и
реализуется на основе следующих документов:
1. - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством
образования Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства
образования № 254 от 20 мая 2020г. «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и
дополнениями)
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г.
N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»
7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 091672 « О направлении методических рекомендаций»;
8. Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителя. /
В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018/
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование.
Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану на
изучение курса в 9 классе 33 часа. Рабочая программа рассчитана на 34-33
недели.
Цели и задачи курса:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на
приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и
выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и
изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики семьи.
Преподавание ориентировано на использование учебника:
Основы финансовой грамотности: учебное пособие / В. В. Чумаченко, А.
П.Горяев — М.: Просвещение, 2018./
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
9 класс (33 часа)
Раздел 1. Инвестиции (8 часов).
Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Фондовый
рынок и его инструменты. Практикум: кейс «Куда вложить деньги».
Раздел 2. Пенсии (4 часа).
Пенсионная система РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия?
Негосударственные пенсионные фонды.
Раздел 3. Налоги (8 часов).
Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов
для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.
Раздел 4. Финансовые махинации (6 часов).
Основные признаки и виды финансовых пирамид. Махинации с кредитами.
Практикум: кейс «Заманчивое предложение».
Раздел 5. Информация для потребителя (2 часа).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее
виды».
Раздел 6. Искусство покупать (4 часа).
Качество товаров. Как покупать продукты питания. Бытовая техника: всерьез и
надолго.
Обобщение по изученному курсу. Игра – тренинг «Не в деньгах
счастье».
Тематическое планирование.
9 класс.
Тема занятия
№
1.
Раздел 1. Инвестиции.
Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные
физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций.
Кол.
часов
7
1
1
4.
Виды финансовых продуктов для различных финансовых
целей.
Виды финансовых продуктов для различных финансовых
целей.
Фондовый рынок и его инструменты.
5.
6.
Фондовый рынок и его инструменты.
Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
1
1
2.
3.
1
1
Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Раздел 2. Пенсии.
8. Пенсионная система РФ.
9. Что такое накопительная и страховая пенсия?
10. Негосударственные пенсионные фонды.
11. Как сформировать частную пенсию?
Раздел 3. Налоги.
12. Для чего платят налоги. Какие налоги мы платим.
1
4
1
1
1
1
8
1
Для чего платят налоги. Какие налоги мы платим.
Как работает налоговая система в РФ.
1
1
1
1
1
1
7.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
НДФЛ.
Виды налогов для физических лиц.
Виды налогов для физических лиц.
Деловая игра «Знатоки налогов»
19. Деловая игра «Знатоки налогов»
Раздел 4. Финансовые махинации.
1
6
20. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила
1
21.
22.
23.
24.
личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества. Мошенничества с банковскими картами.
Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила
личной финансовой безопасности, виды финансового
мошенничества. Мошенничества с банковскими картами.
Махинации с кредитами. Мошенничества с
инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Махинации с кредитами. Мошенничества с
инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»
1
1
1
1
25. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»
Раздел 5. Информация для потребителя.
26. Мини-исследование «Источники информации».
1
2
1
27. Мини-проект «Реклама и ее виды».
Раздел 6. Искусство покупать.
28. Качество товаров.
29. Как покупать продукты питания?
30. Как выбирать одежду и обувь?
31. Бытовая техника: всерьез и надолго. Всегда ли товар можно
обменять.
32. Игра – тренинг «Не в деньгах счастье»
33. Игра – тренинг «Не в деньгах счастье»
1
6
1
1
1
1
Итого: 33 часа
1
1