Рабочая программа внеурочной деятельногсти Математическая грамотность 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Кикино
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета
от 30.08.2024

директором школы
________________________
Девликамов Н. Р.
Приказ № от «30» августа
2024 г.

________________________
Девликамов Н. Р.
Протокол № 1 от «28»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 4 классов

Кикино 2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамотность» рассматривается в рамках реализации
ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах.
Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 расширять математические знания в области чисел;
 содействовать умелому использованию символики;
 правильно применять математическую терминологию;
 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
 внимание на количественных сторонах;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 30 часов в год, 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия
45 мин.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для
изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность
характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать
гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть
решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы,
инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
1

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и
слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»,
«не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска
информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины. 10 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны
(миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и
справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса.
Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач. 14 ч.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. 6 ч.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.

Разделы
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

Кол-во часов
10
14
6
30
2

Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины,
соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,
экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на
математические темы, конкурсы.

3

Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1.
2.

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны

3.

Мир занимательных задач

4.

Кто что увидит?

5.

Римские цифры

6.

Числовые головоломки

7.

Секреты задач

8.

В царстве смекалки

9.

Математический марафон

10.

«Спичечный» конструктор

11.

Выбери маршрут

12.

Интеллектуальная разминка

13.

Математические фокусы

14.

Занимательное моделирование

15.

Математическая копилка

16.

Какие слова спрятаны в таблице?

17.

«Математика — наш друг!»

18.

Решай, отгадывай, считай

19.

В царстве смекалки

20.

В царстве смекалки

21.

Числовые головоломки

22.

Мир занимательных задач

23.

Мир занимательных задач

24.

Математические фокусы

25.

Интеллектуальная разминка

26.

Блиц-турнир по решению задач

27.

Математическая копилка

28.

Геометрические фигуры вокруг нас

29.

Математический лабиринт

30.

Математический праздник

План. дата Факт. дата Примечание

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№
1
2
3

4 КЛАСС
Дата
Тема
Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир
занимательных
задач

4

Кто что увидит?

5
6

Римские цифры
Числовые
головоломки
Секреты задач

7

1011

В царстве
смекалки
Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор

12

Выбери маршрут

13

Интеллектуальная
разминка

14

Математические
фокусы

1517

Занимательное
моделирование

18

Математическая
копилка

19

Какие слова
спрятаны в
таблице?

8
9

Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру».
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с
хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах)
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как
сложить несколько последовательных чисел
натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 +
13 + 14 + 15 + 16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование
из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус,
усечённая пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр (по выбору учащихся).
Составление сборника числового материала, взятого
из жизни (газеты, детские журналы), для составления
задач.
Поиск в таблице (9
9) слов, связанных с
математикой.
5

20

«Математика —
наш друг!»

21

Решай, отгадывай,
считай

2223

В царстве
смекалки

24

Числовые
головоломки
Мир
занимательных
задач

2526

27

Математические
фокусы

2829

Интеллектуальная
разминка

30

Блиц-турнир по
решению задач
Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас

31
32

Математический
лабиринт
Математический
праздник

33
34

Задачи, решаемые перебором различных вариантов.
«Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и
ответьте на них). Задачи и задания по проверке
готовых решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их
знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0,
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие
цифры можно считать за одно число. Там, где
необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи со многими возможными решениями. Запись
решения в виде таблицы. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач. Решение
задач, имеющих несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника числового
материала для составления задач
Поиск квадратов в прямоугольнике 2
5 см (на
клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит
(и зарисует) геометрическую фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачисмекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Итого: 34 ч

6

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

1.

2.

3.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —
2009. — № 7.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. —
СПб. : Союз, 2001.
14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. — М. : АСТ, 2006.
15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами
и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.
М.: «Панорама», 2006
19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика
вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,
2010.
3. Игры и другие пособия
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
7

4

5.

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по
темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и
деление» и др.
4. Технические средства обучения
ПК
Мультимедийный проектор
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты
портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и
конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки,
фокусы, ребусы.
6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной
школе.
7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».