Рабочая программа внеурочной деятельности ОРЛЯТА РОССИИ (3)

1

2

3

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Кикино Каменского района

Рассмотрена и одобрена

«Утверждаю»:

на заседании педагогического совета

Директор школы:

МОУ СОШ с.Кикино
_______________Девликамов Н,Р,

Девликамов Н.Р.

Протокол №1 от 28.08.23 г.
Приказ№122 от «28.08»2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРЛЯТА РОССИИ»
ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ СОШ с. КИКИНО

Составитель: учителя начальных
классов МОУ СОШ с. Кикино
Акжигитова Рушания Хамитовна

с. Кикино 2023 г

4

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования, с учетом Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский
детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и
внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской
Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной
политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением
роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе
воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов
современного мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:







воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,
малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивать творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради
других людей;
5

содействовать
воспитанию
экологической
культуры
и
ответственного отношения к окружающему миру;
 формировать
ценностное отношение к знаниям через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане
школы


На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в
неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 1 год ( 1-4
класс - 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест,
пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные
творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся
дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия
могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с федеральной образовательной программой начального общего
образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в программе воспитания;
 в
интерактивных
формах
занятий
для
обучающихся,
обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба,
команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации
данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является
необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования
творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит»
занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
6

содержанием
различных
интеллектуальных
олимпиад,
конкурсов,
конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в
том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека:
познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей
знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая
часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на
уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного
трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости
не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого
трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей,
так как к середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека:
природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия
в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания
школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных
материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности,
значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для
себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной
деятельности Личностные результаты:
7

Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина,
качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:


понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:







 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других

людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное

потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
8

Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного

жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие
правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством
педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме –
книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора,

инициатора, руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять
этику общения;
 участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в
ходе поиска ответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание
в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на
принципах взаимоуважения и помощи;
 признание возможности существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать,
приводя аргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно,
корректно по отношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности

способствовать

проявлению

самостоятельности,

инициативности,
9








организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять
готовность изменять себя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять
поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель
после предварительного обсуждения, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:

понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в
коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить
логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
знакомство
с
понятиями
«добро»,
«доброволец
и
волонтёр»,
«добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые
волонтёры
совершают
со
смыслами
деятельности
волонтёра
(безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о
положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости
соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с
понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой
истории, чувства гордости за достижения малой Родины.

1
0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
часов

№
п/п

Тем
а

1

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

1

Орленок-лидер – 5 часов
«Лидер – это …»
1
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается
1
лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
1
КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто
1
умеет
вести за собой»
«Мы дружный класс!»
1
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
«Игра – это полезно и интересно»
1
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
1
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»

ЦОР
ЭОР
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus

Серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K
2Q Серии №190 «Кроссворд»
юмористического киножурнала
«Ералаш
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKi
ig
Презентация «10 великих изобретений
русских учёных»

Орлёнок – Мастер – 5 часов
1
Презентация учителя о 10 самых
1

11

13
14
15

«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» –
подводим

1
1
1

известных мастерах родного края
России https://m.vk.com/orlyata_rus

итоги
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Орленок – доброволец – 4 часа
«От слова к делу» «Спешить на помощь
1
Просмотр мультфильма «Рука помощи
безвозмездно!»
https://disk.yandex.ru/i/q3yCnКТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о
1
старших»
0lIYsMXw https://www.youtube.com/
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари
watch?v=hr2rCo2tpmA Мультфильм о
1
улыбку
волонтёрах
миру!»
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7Tpl
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет
1
Mw
добровольца»
Орлёнок – спортсмен -5 часов
Танец «Нука-нака»
«Движение – жизнь!»
1
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408n
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими
1
g На зарядку-становись!
спортсменами»
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
«Сто затей для всех друзей»
1
КТД «Спортивное»
Мультфильм Спортландия 1 серия
Спортивная игра
https://yandex.ru/video /preview/?text=
«Книга рекордов»
1
мультик%20про%20зож%20
«Встреча – подарок»
Спортландия&path= wizard&parentreqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL«Азбука здоровья»
1
9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/i12

ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg

25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Орлёнок – Эколог – 4 часа
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»
1
«Мой след на планете»
1
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест
1
«Ключи природы»
Игра по станциям
1
«Путешествие в природу»

Презентация/видео о работе
экологов (добровольцев,
профессионалов, взрослых и детей).
видео о красоте природы РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqc
A Работа экологов России
мультфильм «Мальчик и Земля»
Орлёнок – Хранитель исторической
памяти – 6 часов

«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка –
хранителя»
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится
ближе»
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о
России»
« Мы – хранители»
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном
году

1
1
1
1
1
1

Мультфильм «Мульти-Россия»
«Мульти-Россия» (второе официальное
название
«Мы живем в России») — цикл
мультипликационных роликов о разных
регионах, городах и народностях России.
Является совместным проектом
продюсерской компании
«Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над
данным сериалом была начата в 2006
году.

ИТОГО – 34 часа
13

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ «ОРЛЯТА РОССИИ»
1-4 КЛАССЫ
№ п/п

1

Тем
а
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе

Кол-во
часов
1

«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет
вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» –
подводим итоги

1
1
1

16

«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»

1

17

КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Примечание
Д
Д

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14

18
19
20
21
22
23

Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку
миру!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца»
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1

«Азбука здоровья»
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест
«Ключи природы»
Игра по станциям
«Путешествие в природу»

1
1
1
1

«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
1
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя»
1
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе»
1
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»
1
« Мы – хранители»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном
1
году
ИТОГО – 34 часа

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».