1. Пояснительная записка.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная.
Профиль: Футбол
Вид программы: Модифицированная.
Уровень: Базовый.
Отличительные особенности программы: Развитие у детей нравственных и волевых
качеств: дисциплинированности, доброжелательному отношению к товарищам,
отзывчивости, смелости в выполнении упражнений.
Актуальностью данного кружка является обучение школьников основными видами
спорта, развитие физических качеств.
Целью занятий в кружке являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной
техникой игры в мини-футбол; приобретение знаний, умений необходимых футболистам;
воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма;
привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием
быстроты, ловкости и координации движений;
овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики
игры в мини-футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола;
участие в соревнованиях по мини-футболу;
изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории минифутбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Адресат программы: кружок рассчитан на мальчиков 7-11 лет.
Объем программы: на кружок по футболу отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели,
34 часа.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Виды занятий: Игры, соревнования.
Ожидаемые результаты: ожидаемый результат обучения по данной программе
предполагает:
Успешную сдачу контрольных нормативов по ОФП
Индивидуальный рост физподготовки учащихся
Высокий уровень морально-волевых качеств и систему ценностных ориентаций.
Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других
учебных заведениях по данному виду спорта.
Обучающиеся знают:
- теорию игры в футбол
- гигиену спортсмена
- историю развития футбола
Обучающиеся умеют:
- владеть основами техники и тактики игры в каждой возрастной группе.
- участвовать в соревнованиях разного уровня.
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- правильно организовать свой досуг
- вести здоровый образ жизни
Воспитанник способен проявить следующие отношения:
- уважительно вести себя по отношению к преподавателю и др. членам кружка
- доброжелательно относиться к сопернику
- уметь правильно реагировать на похвалу и критику
Методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов участия в мероприятиях
(соревнованиях )
педагогический мониторинг (диагностика личностного роста по итогам сдачи
Формы подведения итогов представлены в виде портфолио достижений обучающихся.
2. Учебно-тематический план.
Количество часов
№
п/п
Название раздела,
темы
индивидуальн
всего теория практика ые занятия и
консультации
Формы
Формы
аттестации,
организации
диагностики,
занятий
контроля
Раздел 1 «Техника передвижений»
1
1.1
Тема: «Бег»
2
1
1
Учёт
1.2
Тема: «Прыжки»
2
1
1
Учёт
1.3
Тема:
«Остановки»
3
1
2
Учёт
1.4
Тема:
«Комбинации из
освоенных
элементов
техники
передвижений»
2
2
Контроль
Раздел 2 «Техника владения мячом»
2
2.1
Тема: «Техника и
обучение технике
владения мячом»
4
2.2
Тема: «Удары по
неподвижному и
катящемуся мячу
серединой
подъема»
2
2.3
Тема: «Остановка
катящегося мяча
внутренней
стороной стопы»
2
2.4
Тема: «Остановка
катящегося мяча
подошвой»
2
1
1
3
Учёт
2
Учёт
1
Учёт
2
Учёт
2.5
Тема: «Ведение
мяча внешней и
внутренней
частью подъема»
2
2.6
Тема:
«Выбивание мяча
ударом ногой»
2.7
2.8
1
Учёт
2
2
Учёт
Тема: «Ловля
катящегося мяча
вратарем»
1
1
Учёт
Тема:
«Комбинации из
освоенных
элементов
техники
перемещений и
владения мячом»
2
2
Контроль
1
Раздел 3 «Тактические действия в футболе»
3.1
Тема: «Тактика
игры»
2
1
1
Учёт
3.2
Тема:
2
«Индивидуальные
тактические
действия»
1
1
Учёт
3.3
Тема:
«Групповые
тактические
действия»
2
1
1
Учёт
3.4
Тема: «Игра по
правилам»
2
2
Контроль
Итого часов
34
9
3.Содержание программы.
25
1. Бег. Техника безопасности. Ходьба с переходом на бег по прямой. Бег с переходом на
ходьбу и вновь на бег. Бег с изменением направления или обеганием поворотных стоек,
кеглей, конусов. Эстафеты с бегом спиной вперед, скрестным и приставным шагом, с
обеганием препятствий.
2. Прыжки. Прыжки на одной или двух ногах с продвижением вперед. Многократные
прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Прыжки на двух ногах с поворотом в
разные стороны на 90*, 180*, 360*. Прыжки с доставанием головой высоко подвешенного
предмета
3. Остановки. Остановка выпадом после бега с ускорением и рывком. Остановка выпадом
после бега приставным шагом. Медленный бег и остановка выпадом.
4. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Бег, остановка, поворот
на 180*- ускорение 15-20 метров. Прыжок с поворотом на 180* - ускорение 10 метров,
медленный бег (или ходьба) Бег лицом вперед - поворот на 180*, бег спиной вперед,
поворот на 180*, скоростной рывок 10-15 метров
5. Техника и обучение технике владения мячом. Удары, остановки, ведение мяча.
Обманные движения (финты), отбор мяча. Подход к мячу и замах, удар по мячу,
сопровождение мяча (вынос ноги вперед).Удар по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы. Имитация удара по мячу стоя на месте с разворотом стопы
наружу на 90*.Имитация удара по мячу стоя слева от мяча на расстоянии одной ступни.
Удары по неподвижному мячу с прямого разбега с одной или нескольких шагов в стену с
расстояния 5-7 метров Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10 м. после
разбега. Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу (после передачи партнером).
6. Удары по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема. Имитация удара по
неподвижному мячу. Удар по неподвижному мячу с места и с шага. Удар по
неподвижному мячу с разбега. Удар средней частью подъема в руки партнера.
7. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Имитация остановки
катящегося мяча. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы после передачи
партнера. В парах Остановки и передачи мяча. Встречная эстафета с остановкой и
передачей мяча на 8-10 м.
8. Остановка катящегося мяча подошвой. В парах. Стоя на месте, остановка подошвой
катящегося навстречу мяча после передачи партнера с 5-6 м. направить мяч низом в стену
и остановить его подошвой после отскока. Остановка и передача мяча. Встречная
эстафета с остановкой и передачей мяча на 8-10м.
9. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема. Ведение слабо накачанного
мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге. Ведение мяча по «коридору» шириной
1м, поочередно подбивая мяч правой и левой ногой. Ведение мяча по кругу диаметром 3-4
м, правой ногой влево, левой ногой вправо. Ведение мяча «змейкой», огибая с правой и с
левой стороны поворотные стойки.
10. Выбивание мяча ударом ногой. Отбор мяча в момент приема мяча соперником. Отбор
мяча в момент приема мяча соперником или во время его ведения. В парах. Выбивание
мяча у партнера на ограниченной площадке. В парах Выбивание мяча у партнера на
ограниченной площадке
11. Ловля катящегося мяча вратарем. Бросок мяча в стенку так, чтобы отскочив, он
катился по земле, сомкнуть ноги и подобрать мяч. Ловля мяча вратарем в воротах.
12. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом. Передачи мяча во встречных колоннах. Передача мяча в треугольнике со сменой
мест. Передача мяча в беге без смены мест. Передача мяча друг другу после ведения.
13. Тактика игры. Восприятие и анализ соревновательной ситуации. Мысленное решение
тактической задачи. Двигательное решение тактической задачи.
14. Индивидуальные тактические действия. Перемещения игроков по полю произвольно,
меняя направление и скорость движения. Отбор мяча у владеющего игрока на
ограниченной площадке.
15. Групповые тактические действия. Игра два против одного (2:1).Игра три против одного
(3:1) на ограниченной площадке Игра 3:1 в одни ворота на ограниченной площадке. Игра
(3:2) на площадке 20х20 м.
16. Игра по правилам. Игра по правилам.
4. Календарный учебный график
Наименование раздела, тема урока
№
Количество
Дата
часов
план
1. Техника передвижений
1
1.1. Бег (2 часа)
1
Техника безопасности. Ходьба с переходом на
бег по прямой.
2
Бег с переходом на ходьбу и вновь на бег. Бег с
изменением направления или обеганием
конусов.
1
3
1.2. Прыжки (2 часа)
1
4
Многократные прыжки с ноги на ногу с
продвижением вперед.
Прыжки на двух ногах с поворотом в разные
стороны на 90*, 180*, 360*.
1
5
1.3. Остановки (3 часа).
1
6
Остановка выпадом после бега с ускорением и
рывком.
1
7
Остановка выпадом после бега приставным
шагом.
1
Медленный бег и остановка выпадом.
8
1.4. Комбинации из освоенных элементов
техники передвижений (2 часа)
1
9
Бег, остановка, поворот на 180*- ускорение 1520 метров.
1
Прыжок с поворотом на 180* - ускорение 10
метров, медленный бег (или ходьба)
2.Техника владения мячом
10 2.1. Техника и обучение технике владения
мячом (4 часа)
11
1
1
факт.
12 Удары, остановки, ведение мяча. Подход к мячу
и замах, удар по мячу, сопровождение мяча
(вынос ноги вперед).
13 Удар по неподвижному и катящемуся мячу
внутренней стороной стопы.
1
1
Удары по неподвижному мячу с прямого
разбега с одной или нескольких шагов в стену с
расстояния 5-7 метров
Удары по неподвижному мячу в цель с
расстояния 8-10 м. после разбега.
14 2.2. Удары по неподвижному и катящемуся
мячу серединой подъема (2 часа)
15
Имитация удара по неподвижному мячу.
Удар по неподвижному мячу с места и с
разбега.
16 2.3. Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы (2 часа)
1
1
1
Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы после передачи партнера.
17
Встречная эстафета с остановкой и передачей
мяча на 8-10 м.
1
18 2.4. Остановка катящегося мяча подошвой (2
часа)
1
19 Остановка подошвой катящегося навстречу
мяча после передачи партнера с 5-6 м.
1
Остановка и передача мяча.
20 2.5. Ведение мяча внешней и внутренней
частью подъема (2 часа)
1
Ведение мяча по «коридору» шириной 1м,
поочередно подбивая мяч правой и левой
21 ногой.. Ведение мяча «змейкой», огибая с
правой и с левой стороны поворотные конусы.
1
22 2.6. Выбивание мяча ударом ногой (2 часа)
1
Отбор мяча в момент приема мяча соперником
23 или во время его ведения.
Выбивание мяча у партнера на ограниченной
площадке
1
24 2.7. Ловля катящегося мяча вратарем (1 час)
1
Бросок мяча в стенку так, чтобы отскочив, он
катился по земле, сомкнуть ноги и подобрать
мяч.
Ловля мяча вратарем в воротах.
25 2.8. Комбинации из освоенных элементов
техники перемещений и владения мячом (2
часа)
1
26 Передача мяча в треугольнике со сменой мест.
1
Передача мяча друг другу после ведения.
3.«Тактические действия в футболе»
27 3.1. Тактика игры (2 часа)
28
Восприятие и анализ соревновательной
ситуации.
1
1
Двигательное решение тактической задачи
29 3.2. Индивидуальные тактические действия
(2 часа)
30
Перемещения игроков по полю произвольно,
меняя направление и скорость движения.
1
1
Отбор мяча у владеющего игрока на
ограниченной площадке.
31 3.3. Групповые тактические действия (2
часа)
32
Игра два против одного (2:1).
Игра 3:1 в одни ворота на ограниченной
площадке.
1
1
33 3.4. Игра по правилам (2 часа)
1
34 Игра по правилам.
Игра (3:2) на площадке 20х20 м.
1
5.Методическое обеспечение
1.Методическое сопровождение программы
Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приёма),
разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений).
Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты,
ловкости, силы и выносливости.
2.Диагностические материалы
Тесты-упражнения
Игра
Контрольная работа
3.Дидактические материалы
Спортивный зал
Открытое футбольное поле
Комплект индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма соревновательная)
Комплект футбольных накидок (для товарищеских игр);
Комплект футбольных мячей (на команду);
Набивные мячи;
Скакалки;
Насос для накачки мячей;
Стойки и «пирамиды» для обводки;
Гимнастические маты;
Ворота для отработки точности передач;
6. Список литературы
1. Список использованной литературы:
1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детско-юношеских
спортивных школ: Минск, 1992
2. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в
спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
3. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.: КвантС,1994.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Акт, -1998
Список литературы для педагогов:
Б.Г. Чирва «Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для тренировки
техники игры» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Массимо Люкези «Обучение системе игры 4-3-3» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Б.Г. Чирва «Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов»
Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Робин Джоунс, Том Трэнтер «Футбол. Тактика защиты и нападения» Изд-во: ТВТ
Дивизион 2008 г.
Мартин Бидзинский « Искусство первого касания мяча. Как подготовить техничного
футболиста». Изд-во: ООО «РА Квартал» Фонд «Национальная академия футбола», 2009 г
Хан Бергер «Уроки футбола для молодежи 6-11 лет. Овладеть мячом и учиться играть в
команде». Изд-во: ООО «Агентство «КРПА Олимп»» Фонд «Национальная академия
футбола», 2010 г.
1. Список литературы для учащихся:
Учебник по физкультуре В. И. Ляха, А. А. Зданевича
1. Список литературы для родителей:
«Разминка футболиста» В.Варюшин ,М.,РГАФК, 2000
1. Список интернет-ресурсов:
1. www.football.kulichki.net
2. www.soccer.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Кикино Каменского района
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Директором МОУСОШ с.Кикино
на заседании педагогического
совета МОУСОШ с.Кикино
___________Девликамов Н.Р
Приказ № 166 от «30» 082024 г.
Протокол №1 от «30» август 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУТБОЛ»
4 КЛАСС
2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
с.Кикино 2024