Рабочая программа внеурочночной деятельности Функциональная грамотность 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Кикино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

директор школы

________________________

Девликамов Н. Р.
Приказ №166 от «30»
августа 2024 г.

________________________

Девликамов Н. Р.
протокол №1 от «30»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 1– 4 классов

Составитель :
учитель начальных классов
Девликамова Равиля Рифатовна

2

Кикино 20234
Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требования к основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность»составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность»для 1-4 классов(авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики
в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать
различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для
обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового
знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное
3

мышление способствует критически осмысливать свои разработки,
совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической финансовой грамотности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа
над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения,
обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
4

- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному
и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
5

- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и
межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость,
миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и
стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном
мире;-способность использовать знания о мире и критически мыслить при
рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и
вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например,
текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное
окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы (34 ч)
№
п/п

Раздел

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Читательская
грамотность

2.

Итого
Математическая
грамотность

3.

Креативное

Итого

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

Михаил
Пришвин.
Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

История со словом «фотоальбом».
6

мышление
Итого
Финансовая
грамотность

3.

Рассказы по картинкам.

1
2
1
1
1
1

Итого
Естественнонаучная грамотность

4.

Итого
Глобальная
компетентность

5.

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1

Итого

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»

1
Итого

Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

2

34
Календарное планирование

№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Тема занятия

Всего часов

Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Про беличьи запасы.
Медвежье потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам
Беличьи деньги.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

Электронные
образователные ресурсы

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»
Итого: 34

8

1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».