ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной
частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель учебного
обучающихся
с
предмета –
умственной
всестороннее
отсталостью
развитие
личности
(интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
повышении
уровня
их
психофизического
развития,
расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в
процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 7 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
− формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу,
ловкость и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время
бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от
40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув
ноги с полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и
перестроений;
−
совершенствование
умения
сохранять
равновесие
выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
во
время
− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие
и корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать
под препятствие различным способом в зависимости от высоты
препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными
способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Личностные результаты:
формирование
чувства
гордости за
успехи, достижения
как
собственные, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях
различного уровня;
воспитание
эстетических
потребностей
и
чувств
средствами
физического воспитания;
формирование этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве
укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки
человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством
учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые
команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
− иметь представление о видах двигательной активности,
направленных на преимущественное развитие основных физических
качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
спортивных игр, соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и
оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
− освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных игр и других видов физической культуры;
− выполнять самостоятельно комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического
воспитания; выполнение двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
− участвовать совместно со сверстниками в спортивных играх и
эстафетах;
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях;
осуществлять их объективное судейство;
−знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры,
понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной
целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы,
координации; знать физические упражнения с различной целевой
направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 7
классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью
формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных
возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется
следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат
выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких
или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают
особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры
значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту,
длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более
одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку
«удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько
грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.
Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника
движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие,
значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием
и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного
подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса
делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных
способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем
определённого
раздела
программы,
который
будет
отражать
индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за
курс 7 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности
проводимой
коррекционно-образовательной
работы
по
адаптивной
физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического
развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится
тестирование
уровня
физической
подготовленности,
чтобы
иметь
объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного
года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и
физических качеств.
Тесты для обучающихся в 7 классе
− бег 60м;
− прыжок в длину с места;
−
сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища
из виса лёжа на перекладине (д).
−
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
−
смешанное передвижение на 500 м.
−
поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии
учебных
нормативов
и
использует
адаптированные
критерии,
разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом
двигательных
и
конкретного
класса.
интеллектуальных
Возрастных
возможностей
нормативов
для
обучающихся
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель
руководствуется планируемыми результатами освоения программы по
предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и
минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 7 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической
культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания
(тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом
возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение
функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание
динамики
усвоения
умений,
навыков
и
уровня
физической
подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический
коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель
даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по
одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за
наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок
вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и
приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться
максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части
голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на
затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и
ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной
постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног,
не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности
выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным
взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по
возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней
части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно
на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью
рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени,
допускается
по
необходимости
комбинированное
передвижение
(чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических
качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре
(7 класс)
Виды испытаний
№
п./
п.
1
2
(тесты)
Учащиеся
Оценка
Бег 60 м. (сек.)
Поднимание туловища
Показатели
«3»
9,8 и
Мальчики
«4»
«5»
«3»
12,6 и
Девочки
«4»
12,5-
больше
12,0
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
24/20
29/25
35/30
15/12
22/16
35/23
145/135
170/146
190/171
125/120
150/126
170/151
9/7
15/10
8/5
9/6
12/8
+4
+7
+5
+10
+15
больше
11,9/11,3
из
положения, лёжа на
спине (количество
3
раз за 1м.)
Прыжок в длину с
места толчком двумя
4
ногами (см.)
Сгибание и
разгибание рук в упоре
лёжа на полу
5
19/16
(количество раз)
Наклон вперёд из и.п.
стоя с прямыми ногами
на гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
+11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной деятельности
Итого по разделу
5
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
6
6
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
4
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
6
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
6
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2.4
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
14
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
16
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
8
Итого по разделу
54
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Возрождение Олимпийских игр
1
2
Символика и ритуалы Олимпийских
игр
1
3
История первых Олимпийских игр
современности
1
4
Составление дневника физической
культуры
1
5
Физическая подготовка человека
1
6
Основные показатели физической
нагрузки
1
7
Составление плана самостоятельных
занятий физической подготовкой
1
8
Закаливающие процедуры с помощью
воздушных и солнечных ванн, купания
в естественных водоёмах
1
9
Упражнения для коррекции
телосложения
1
10
Упражнения для профилактики
1
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
нарушения зрения
11
Упражнения для профилактики
нарушений осанки
1
12
Акробатические комбинации
1
13
Акробатические комбинации
1
14
Упражнения на формирование
телосложения
1
15
Опорные прыжки через
гимнастического козла
1
16
Упражнения на невысокой
гимнастической перекладине
1
17
Упражнения на невысокой
гимнастической перекладине
1
18
Упражнения ритмической гимнастики
1
19
Старт с опорой на одну руку с
последующим ускорением
1
20
Спринтерский бег
1
21
Гладкий равномерный бег
1
22
Прыжковые упражнения: прыжок в
высоту с разбега способом
«перешагивание»
1
23
Прыжковые упражнения: прыжок в
высоту с разбега способом
«перешагивание»
1
24
Прыжковые упражнения в длину и
высоту
1
25
Передвижение одновременным
1
одношажным ходом
26
Передвижение одновременным
одношажным ходом
1
27
Преодоление небольших трамплинов
при спуске с пологого склона
1
28
Преодоление небольших трамплинов
при спуске с пологого склона
1
29
Упражнения лыжной подготовки
1
30
Передвижения по учебной дистанции,
повороты, спуски, торможение
1
31
Передвижение в стойке баскетболиста
1
32
Прыжки вверх толчком одной ногой
1
33
Остановка двумя шагами и прыжком
1
34
Упражнения в ведении мяча
1
35
Упражнения на передачу и броски мяча
1
36
Упражнения на передачу и броски мяча
1
37
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
1
38
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
1
39
Остановка двумя шагами и прыжком
1
40
Упражнения в ведении мяча
1
41
Упражнения на передачу и броски мяча
1
42
Упражнения на передачу и броски мяча
1
43
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
1
44
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
1
45
Приём мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
46
Приём мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
47
Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
48
Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
49
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча
1
50
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча
1
51
Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху
1
52
Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху
1
53
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча снизу и сверху
1
54
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча снизу и сверху
1
55
Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
56
Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки
1
57
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча
1
58
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча
1
59
Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху
1
60
Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху
1
61
Удар по катящемуся мячу с разбега
1
62
Удар по катящемуся мячу с разбега
1
63
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
остановки мяча
1
64
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
остановки мяча
1
65
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча
1
66
Игровая деятельность с
1
использованием технических приёмов
передачи мяча
67
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
ведения мяча
1
68
Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
обводки
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
0
0