Адаптированная рабочая программа по физической культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к
предметной области «Физическая культура» и является обязательной
частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель учебного
обучающихся

с

предмета –
умственной

всестороннее
отсталостью

развитие

личности

(интеллектуальными

нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
повышении

уровня

их

психофизического

развития,

расширении

индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;

− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в
процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» в 7 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
− формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу,
ловкость и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время
бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от
40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув
ноги с полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и
перестроений;
−

совершенствование

умения

сохранять

равновесие

выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;

во

время

− формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие
и корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать
под препятствие различным способом в зависимости от высоты
препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными
способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Личностные результаты:
 формирование

чувства

гордости за

успехи, достижения

как

собственные, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях
различного уровня;
 воспитание

эстетических

потребностей

и

чувств

средствами

физического воспитания;
 формирование этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве
укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки
человека;

− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством
учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и
осознанно их применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые
команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
− иметь представление о видах двигательной активности,
направленных на преимущественное развитие основных физических
качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении
спортивных игр, соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и
оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе
участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
− освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных игр и других видов физической культуры;
− выполнять самостоятельно комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического
воспитания; выполнение двигательных действий;
− уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;

− участвовать совместно со сверстниками в спортивных играх и
эстафетах;
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях;
осуществлять их объективное судейство;
−знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры,
понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной
целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы,
координации; знать физические упражнения с различной целевой
направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 7
классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью
формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных
возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется
следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат
выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение
ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких
или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают
особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры
значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту,
длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более
одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку
«удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько
грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.
Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника
движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие,
значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием
и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного
подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса
делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных
способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем
определённого

раздела

программы,

который

будет

отражать

индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за
курс 7 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности
проводимой

коррекционно-образовательной

работы

по

адаптивной

физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического
развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится
тестирование

уровня

физической

подготовленности,

чтобы

иметь

объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного
года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и
физических качеств.
Тесты для обучающихся в 7 классе
− бег 60м;
− прыжок в длину с места;
−

сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища

из виса лёжа на перекладине (д).
−

наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;

−

смешанное передвижение на 500 м.

−

поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.

При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии
учебных

нормативов

и

использует

адаптированные

критерии,

разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом
двигательных

и

конкретного

класса.

интеллектуальных
Возрастных

возможностей

нормативов

для

обучающихся
обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель
руководствуется планируемыми результатами освоения программы по
предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и
минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 7 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической
культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания
(тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом
возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение
функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание
динамики

усвоения

умений,

навыков

и

уровня

физической

подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический
коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель
даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по
одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.

Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за
наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок
вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и
приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться
максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части
голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на
затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и
ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний
(тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых
результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной
постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног,
не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности
выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным
взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.

3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по
возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней
части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно
на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью
рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени,
допускается

по

необходимости

комбинированное

передвижение

(чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических
качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре
(7 класс)
Виды испытаний

№
п./
п.
1
2

(тесты)
Учащиеся
Оценка
Бег 60 м. (сек.)
Поднимание туловища

Показатели

«3»
9,8 и

Мальчики
«4»

«5»

«3»
12,6 и

Девочки
«4»
12,5-

больше

12,0

«5»

9,7/9,5

9,4/9,0

24/20

29/25

35/30

15/12

22/16

35/23

145/135

170/146

190/171

125/120

150/126

170/151

9/7

15/10

8/5

9/6

12/8

+4

+7

+5

+10

+15

больше

11,9/11,3

из
положения, лёжа на
спине (количество
3

раз за 1м.)
Прыжок в длину с
места толчком двумя

4

ногами (см.)
Сгибание и
разгибание рук в упоре
лёжа на полу

5

19/16

(количество раз)
Наклон вперёд из и.п.
стоя с прямыми ногами
на гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)

+11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Знания о физической культуре

Итого по разделу

3
3

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1

Способы самостоятельной деятельности

Итого по разделу

5
5

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1

Физкультурно-оздоровительная
деятельность

Итого по разделу

6
6

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1

Гимнастика (модуль "Гимнастика")

4

2.2

Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")

6

2.3

Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")

6

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.4

Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")

14

2.5

Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")

16

2.6

Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")

8

Итого по разделу

54

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Возрождение Олимпийских игр

1

2

Символика и ритуалы Олимпийских
игр

1

3

История первых Олимпийских игр
современности

1

4

Составление дневника физической
культуры

1

5

Физическая подготовка человека

1

6

Основные показатели физической
нагрузки

1

7

Составление плана самостоятельных
занятий физической подготовкой

1

8

Закаливающие процедуры с помощью
воздушных и солнечных ванн, купания
в естественных водоёмах

1

9

Упражнения для коррекции
телосложения

1

10

Упражнения для профилактики

1

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

нарушения зрения
11

Упражнения для профилактики
нарушений осанки

1

12

Акробатические комбинации

1

13

Акробатические комбинации

1

14

Упражнения на формирование
телосложения

1

15

Опорные прыжки через
гимнастического козла

1

16

Упражнения на невысокой
гимнастической перекладине

1

17

Упражнения на невысокой
гимнастической перекладине

1

18

Упражнения ритмической гимнастики

1

19

Старт с опорой на одну руку с
последующим ускорением

1

20

Спринтерский бег

1

21

Гладкий равномерный бег

1

22

Прыжковые упражнения: прыжок в
высоту с разбега способом
«перешагивание»

1

23

Прыжковые упражнения: прыжок в
высоту с разбега способом
«перешагивание»

1

24

Прыжковые упражнения в длину и
высоту

1

25

Передвижение одновременным

1

одношажным ходом
26

Передвижение одновременным
одношажным ходом

1

27

Преодоление небольших трамплинов
при спуске с пологого склона

1

28

Преодоление небольших трамплинов
при спуске с пологого склона

1

29

Упражнения лыжной подготовки

1

30

Передвижения по учебной дистанции,
повороты, спуски, торможение

1

31

Передвижение в стойке баскетболиста

1

32

Прыжки вверх толчком одной ногой

1

33

Остановка двумя шагами и прыжком

1

34

Упражнения в ведении мяча

1

35

Упражнения на передачу и броски мяча

1

36

Упражнения на передачу и броски мяча

1

37

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов

1

38

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов

1

39

Остановка двумя шагами и прыжком

1

40

Упражнения в ведении мяча

1

41

Упражнения на передачу и броски мяча

1

42

Упражнения на передачу и броски мяча

1

43

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов

1

44

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов

1

45

Приём мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

46

Приём мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

47

Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

48

Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

49

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча

1

50

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча

1

51

Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху

1

52

Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху

1

53

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча снизу и сверху

1

54

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча снизу и сверху

1

55

Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

56

Передача мяча двумя руками снизу в
разные зоны площадки

1

57

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча

1

58

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов в
подаче мяча

1

59

Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху

1

60

Игровая деятельность с
использованием приёма мяча снизу и
сверху

1

61

Удар по катящемуся мячу с разбега

1

62

Удар по катящемуся мячу с разбега

1

63

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
остановки мяча

1

64

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
остановки мяча

1

65

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
передачи мяча

1

66

Игровая деятельность с

1

использованием технических приёмов
передачи мяча
67

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
ведения мяча

1

68

Игровая деятельность с
использованием технических приёмов
обводки

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».