Адаптированная рабочая программа по Основам социальной жизни

I.
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоение учебного предмета
«Основы социальной жизни»
Освоение учебного предмета Основы социальной жизни обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических
чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты: Для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) выделяют два уровня овладения предметными
результатами: минимальный (обязательный) и достаточный (не обязательный).
Минимальный уровень:
 навыки самообслуживания и введение домашнего хозяйства, необходимые в
повседневной жизни;

знание названий, назначения и особенностей функционирования
организаций, учреждений и предприятий социальной направленности;

умение обращаться в различные организации и учреждения социальной
направленности для решения практических жизненно важных задач;

представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных
видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;

приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении
пищи;

знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
взрослого;


знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения
в предприятия бытового обслуживания;

знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

представления о различных видах средств связи;

знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций
социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:

знание способов хранения переработки продуктов питания; составление
ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление
несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
назначения;

соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами,
кожей рук и т.д.;

соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;

некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды и т. п.);

навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого);

пользование различными средствами связи для решения практических
житейских задач;

знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов
и доходов семейного бюджета; o составление различных видов деловых бумаг под
руководством учителя с целью обращения в различные организации социального
назначения;  формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения.
II.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Учебная программа по ОСЖ строится по концентрическому принципу, что дает
возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.
Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является
своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее
постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и
осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе
обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному.
Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение
материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные
умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за
исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Трудоустройство», которые
изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу
года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними,
то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки
одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами,
назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение
навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы
обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению
морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию
художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания
личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов
трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены
труда.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,
практические работы.
Контрольные работы по предмету ОСЖ. Контрольно-измерительный материал
создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями учащихся
каждого класса. В конце года проводится итоговая контрольная работа(итоговый
контроль) по изученному материалу в виде теста.
Программа раскрывает следующие основные разделы курса ОСЖ:
1.
Личная гигиена
8.
Торговля
2.
Одежда и обувь
9.
Средства связи
3.
Питание
10.
Медицинская помощь
4.
Семья
11.
Учреждения,
организации
и
предприятия
5.
Культура поведения
12.
Экономика домашнего хозяйства
6.
Жилище
13.
Профориентация и трудоустройство
7.
Транспорт

1.
Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и
приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы
закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных,
физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор. Особенности личной
гигиены в жизни подростка. Значение косметики для девушки и юноши.
2.
Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для
сохранения здоровья человека. Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в
порядке. Значение продления срока служение одежды. Особенности ухода за одеждой,
изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. Стиль одежды, мода, обновление
одежды (замена мелких деталей).
3.
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие
продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и
рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование
его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за
посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Гигиена приготовления
нищи. Правила и приемы хранения продуктом и готовой пищи. Способы выбора
доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с
минимумом тепловой обработки на электроплите. Правила и приемы ухода за посудой и
кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта
приготовления блюд. Чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов:
-нарезка хлеба, сырых и вареных овощей;
-строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
-приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире,
напитка из варенья;
-сервировка стола с учетом различных меню;

-мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения; стирка салфеток.
Использование механических и электробытовых приборов для экономии времени
при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на неделю.
4.
Семья. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат,
бабушка, дедушка). Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Место
работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
5.
Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя
для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и
сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.
Правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах (театре,
кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со
старшими и сверстниками.
6.
Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом,
интернатские помещения. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир
и подсобных помещений: жилье по конструкции — комнаты отдельные, смежные; по
назначению — спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места
школьника. Виды отопления в городе и селе.
Почтовый адрес дома, школы.
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению:
- повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения;
- использование при уборке электропылесоса.
Уход за мебелью, в зависимости от покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)
Заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конверте и переводе; на телеграмме
и телеграфном переводе.
7.
Транспорт. Виды транспортных средств. Правила дорожного движения.
Знаки дорожного движения. Городской транспорт. Оплата проезда во всех видах
городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет). Наиболее
рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, поселка,
в ближайшие населенные пункты. Пригородные поезда. Расписание, направления, зоны.
Разовые и сезонные билеты.
8.
Торговля. Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни
и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия,
кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты,
кулинария. Продуктовые специализированные; «Булочная», Булочная-кондитерская»,
«Овощи и фрукты» и др. Виды товаров фасованные и в развес и розлив. Порядок
приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и
самообслуживание). Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес,
разлив. Магазины промышленных товаров отделы: ткань, обувь, одежда, книги, школьные
принадлежности. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы.
«Книги» словари, учебники, детская художественная литература и др.
9.
Средства связи. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон,
компьютер), их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль,
посылка, денежный перевод, телеграмма).Виды писем (открытое, закрытое, простое,
заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды
телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Виды бандеролей (простая, заказная с
уведомлением). Порядок их направления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки.
Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Посылки, бандероли,
отправляемые наложенным платежом.
10. Медицинская помощь. Виды медицинской помощи: доврачебная и
врачебная. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их
значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи,

медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы,
фармацевты и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь»,
амбулаторный прием, госпитализация.
Меры предупреждения глистных заболеваний. Виды доврачебной помощи:
измерение температуры, обработка ран при микротравмах(неглубокий порез, ссадины,
ушибы укусы насекомыми и др.). Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая
медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Меры по
предупреждению переломов.
11. Учреждения, организации и предприятия. Дошкольные учреждения –
детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) – учебновоспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и
их назначение. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности,
их значение для жителей города и села.
12. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи: виды источников дохода:
зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и
др.); условия и порядок их получения;основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие
виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость.
13. Профориентация и трудоустройство. (Раздел изучается в 9 классе).
Профессия, профессионально жизненная перспектива, трудоустройство, учреждения и
отделы по трудоустройству, оформление на работу, документы для поступления на работу,
деловые бумаги (заявление, расписка, докладная записка, заявка).
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
5 класс
№ п/п Тема

Кол-во
часов

Виды
обучающихся

деятельности

1

«Введение»

1

2

Транспорт

5

3

Жилище

5

4

Личная гигиена

6

5

Культура поведения

5

Знакомятся
с
кабинетом,
правилами поведения.
Знакомятся
с
основными
средствами
передвижения.
Рассказывают
о
правилах
поведения
на
транспорте.
Вспоминают основные правила
дорожного движения.
Изучают различные виды жилья.
Учатся ухаживать за домашними
животными,
растениями.
Называют свой адрес.
Изучают
последовательность
проведения туалета, знакомятся с
правилами гигиены. Знакомятся с
правилами сохранения зрения.
Правилами чистки зубов.
Знакомятся
с
правилами

6

Питание.

6

7

Семья

3

8

Торговля.

2

9

Контрольно-измерительные
материалы за год

1

Итого

поведения, называют вежливые
слова,
которые
можно
использовать при встрече и
расставании.
Объясняют
ка
вежливо обратиться с просьбой.
Знакомятся с различными видами
блюд не требующих тепловой
обработки. Накрывают на стол.
Готовят простейшие блюда
Рассказывают о своей семье, в
беседе выясняют обязанности
Знакомятся с различными видами
магазинов. Учатся приобретать
товар по списку.

34 ч

6 класс
№ п/п Название раздела
1

Личная гигиена.

Кол-во
часов
3ч

2

Жилище.

4ч

3

Культура поведения.

3ч

4

Одежда. Зима.

3ч

5

Питание.

4ч

6

Транспорт.

3ч

7

Торговля.

4ч

9

Семья.

4ч

12

Медицинская помощь.

3ч

Вид деятельности обучающихся
Рассказывают о правилах личной
гигиены; объясняют требования к
осанке. Выполняют упражнения
на совершение утреннего и
вечерний туалета
Знакомятся с требованиями к
жилому помещению, Проводят
уборку. Знакомятся с правилами
сезонной
уборки
жилого
помещения.
Рассказывают
о
правилах
поведения.
Называют
виды
сезонной
одежды. Называют месяца и их
признаки
Знакомятся
с
понятием
«сервировка», учатся сервировать
стол. Готовят бутерброды
Знакомятся с транспортными
средствами,
профессиями
работников транспорта.
Называют
торговые
точки,
магазины их назначение
Рассказывают о своей семье,
называют
профессии
своих
родителей, обязанности в семье
Учатся
обращаться
в
регистратуру.
Знакомятся
с
профессиями работников, видами
медицинских учреждений

13

Средства связи.

15
Контрольная работа.
Итого

2ч
1ч
34ч

Знакомятся с видами почтовых
отправлений,
профессиями
почтовых работников

7 класс
№ п/п Название раздела
1

Количеств
о часов
Правила
дорожного 3ч
движения. Дорожные знаки.

2

Личная гигиена.

6ч

3

Сезонные явления

5ч

4

Жилище.

10ч

5

Одежда и обувь

7ч

6
7

Ориентирование в денежных 1ч
знаках.
Транспорт.
3ч

8

Культура поведения.

8ч

9

Средства связи.

6ч

10

Торговля.

7ч

11

Медицинская помощь.

6ч

12

Питание

6ч

13
Повторение
14
Контрольная работа.
Итого
8 класс

2ч
1ч
68ч

Виды
деятельности
обучающихся
Рассказывают
о
правилах
поведения на дороге. Называют
основные дорожные знаки
Учатся ухаживать за тело,
совершать утренний и вечерний
туалет
Рассказывают
о
погодных
изменениях каждого сезона.
Рассказывают особенностях
Изучают Основные символы.
Рассказывают о своем городе,
называют адрес.
Изучают особенности стирки.
Ухаживают
за
одеждой,
выполняют починку одежды.
Чистят обувь, подготавливают к
хранению.
Изучают денежные знаки.
Изучают
основные
виды
транспортных средств.
Рассказывают
о
правилах
поведения. Знакомятся
Называют основные средства,
работников
почты.
Учатся
подписывать
конверт,
изготавливать конверты.
Называют магазины, отделы.
Учатся
укладывать
товар,
выбирать по списку.
Знакомятся с медицинскими
учреждениями, учатся оказывать
первую помощь
Моют посуду, сервируют стол.
Знакомятся
с
бытовыми
приборами

№ п/п Название раздела

2

Кол-во
часов
Правила
дорожного 3ч
движения.
Микрорайон
школы. Дорога в школу.
Личная гигиена.
7ч

3

Одежда и обувь.

5ч

4

Питание.

9ч

1

5

Культура поведения.

4ч

6

Жилище.

9ч

7

Транспорт.

5ч

8

Торговля.

5ч

9

Средства связи.

4ч

10

Медицинская помощь.

7ч

11

Занятие людей в городе и 7ч
селе.

12
13

Повторение
Контрольно-измерительные
материалы за год.

Итого

2ч
1ч
68ч

Виды
деятельности
обучающихся
Повторяют знаки дорожного
движения.
Знакомятся
с
видами
косметических
средств,
особенностями кожи., правилами
ухода за телом в подростковом
возрасте
Повторяют правила стирки и
сушки белья из различных
материалов
Знакомятся
со
способами
заготовки продуктов впрок из
овощей, фруктов, ягод, зелени,
Готовят пресное тесто и изделия
из него, учатся заготавливать
ягоды без тепловой обработки
Повторяют вежливые слова.
Рассказывают основные правила
поведения
в
общественных
местах
Знакомятся
с
санитарногигиеническими требованиями к
содержанию кухни, сан.узла.
Учатся мыть кухню, посуду
Перечисляют
основные
автобусные
маршруты.
Рассказывают о правилах оплаты
проезда.
Учатся
расплачиваться
за
приобретенный
товар.
Рассказывают
о
магазинах,
отделах.
Называют виды телефонной
связи. Тренируются в умении
правильно вызвать по телефону
необходимую службу.
Учатся
оказывать
первую
помощь. Знакомятся с правилами
оказания помощи при ожогах и
обморожениях
Знакомятся с особенностями села
и города, профессиями людей в
селе и городе.

9 класс
№ п/п Название раздела

Количество
часов
1
Правила
дорожного 3ч
Повторяют правила дорожного
движения.
движения
2
Личная гигиена.
12ч
Рассказывают
о
способах
закаливания. Учатся ухаживать
за своим телом. Повторяют
правила сохранения зрения,
слуха.
3
Одежда и обувь.
6ч
Учатся определять размеры
обуви и одежды. Знакомятся со
стилями одежды.
4
Питание.
8ч
Знакомятся
с
правилами
определения
доброкачественности продуктов.
Способами хранения продуктов.
5
Семья.
3ч
Знакомятся
с
основными
статьями закона о браке и семье,
условиями создания семьи.
6
Культура поведения.
4ч
Повторяют правила поведения в
культурно-массовых
местах.
Объясняют правила поведения
юноши и девушки.
7
Жилище.
3ч
Проводят сухую и влажную
уборку.
8
Транспорт.
7ч
Знакомятся с авиатранспортом,
правилами
перевозки
пассажиров.
9
Торговля.
4ч
Знакомятся с особенностями
рыночной торговли.
10
Средства связи.
5ч
Рассказывают об основных
средствах связи. Составляют
текст телеграммы.
11
Медицинская помощь.
6ч
Знакомятся с инфекционными
заболеваниями, особенностями
ухода
за
больными,
профилактическими средствами
12
Трудоустройство.
4ч
Называют знакомые профессии,
учатся
самостоятельно
определить свои наклонности
при выборе профессии
14
Повторение.
2ч
15
Контрольно-измерительные
1ч
материалы за год.
Итого
68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».