2 3 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по курсу «История Отечества» для обучающегося 79 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, составлена для линии учебников И.М. Бгажноковой на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)) - Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Приупская СОШ» на 2023-2028 гг., утвержденная приказом № 127 от 31.08.2023. Адаптированная рабочая программа составлена на основе «Рабочие программы. ФГОС. ОВЗ. И.М.Бгажнокова. Мир истории. История Отчества. 6-9 класс». М.: Просвещение, 2017. Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: — овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; — формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; — формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; — формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; — усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; — формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. — формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; — воспитание гражданственности и толерантности; — коррекция и развитие познавательных психических процессов. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Метапредметные результаты: 1) собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); 2) ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; 3) логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); 4) решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ. Предметные результаты История Отечества Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; 5 нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. 7 класс Личностные результаты - проводить сравнения, находить признаки сходства и различия; - уметь самостоятельно выполнять задание по учебнику и в тетради; - уметь самостоятельно составлять рассказ по плану; - уметь объяснять значение новых понятий и слов; - уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событием; - уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстациям, плану, ленте времени, картам. Предметные результаты Минимальный уровень - объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем; - устанавливать (по вопросам учителя) причины: - возникновения языческих верований; - возникновения разнообразных видов труда; - возвышения среди племен отдельных личностей; - объединения племен; - возникновения государства; - крещения Руси; - распада Киевской Руси. - знать названия городов: Киев, Новгород, Суздаль, Владимир; - знать исторические имена (3-5 имен); - знать главные исторические события от крещения Руси до Куликовской битвы. Достаточный уровень - объяснять значение словарных слов и понятий; - устанавливать причины: - возникновения языческих верований и обрядов; - развития ремесел, торговых отношений, обрядов; 6 - возникновения государства, его структуры, функций; - развитие православия, смены языческой культуры на христианскую; - распада Киевской Руси; - возникновение религии, торговли, межгосударственных отношений Руси (IX-XVIIвв.); - захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами; - возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном; - смутного времени и народных волнений; - возникновения и укрепления сословий в Российском государстве. - описывать - образ жизни восточных славян, места расселения; - отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.); - знать названия древних городов Руси (3-6 названий); - знать основные события периодов: - IX век - первое Древнерусской царство; - X век - крещение Руси; - XI век - расцвет Русского государства при Ярославе Мудром; - XI-XIII века - расцвет культуры Древней Руси; - XI-XV века - раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды; - XVI-XVII вв. - объединение русских земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV , смутное время, Земский Собор 1613 г., развитие сословных отношений. 8класс Личностные результаты -объяснять значение слов и понятий; - по датам определять век; - составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам тем и разделов; - самостоятельно работать с картой; - объяснять смысл прочитанного. Предметные результаты Минимальный уровень - объяснять назначение слов и понятий по каждой теме; - по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях: - отмена крепостного права; - изменения деятельности судов; - доступ простых людей к участию в работе земских (волостных) собраний, городских дум и др.; - читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX в.; - описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и др.). Достаточный уровень - устанавливать причины: - борьбы за престол между Софьей и Петром I; - возникновения волнений и бунта стрельцов; - поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу; - введения Петром I новшеств в жизнь российского общества; - создания новой столицы России; - деятельности Петра I по просвещению народа; - создания «наказа» Екатерины II; 7 - благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины II; - анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо российского государства; - описывать: - личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Софьи, Петра I, Екатерины II; - быт и нравы общества, принятые в период правления Петра I, Анны Иоановны, Екатерины II; - прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры; - знать следующие хронологические сведения: - период правления Петра I (1682-1725); - основание Петербурга (1703); - период царствования Екатерины II (1762-1796); - понимать значение отмены крепостного права; - уметь ответить на вопросы: - об основных положительных явлениях периода правления Александра II; - о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; - о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»; - об устройстве железных дорог; - об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России; - о поиске надежных союзников (Франции) против союза Германии, Австрии, Италии; - об укреплении армии и флота; - знать имена 3-5 представителей деятелей культуры, науки, исторических персонажей; - объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития; - связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи и др. 9класс Личностные результаты - работать с картой; - высказывать свое отношение к изучаемым событиям; - принимать участие в обсуждении вопросов на уроке; - уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений; - уметь объяснять значение новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях; - уметь самостоятельно делать выводы. Предметные результаты Минимальный уровень - объяснять причины: - начала революции; - образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть; - начала гражданской войны и интервенции; - введения НЭПа; - знать наиболее яркие события XX-XXI века, исторических персонажей; - объяснять: - предпосылки и причины ВОВ; - причины неудач Красной Армии в начале войны; 8 - меры советского правительства против военной агрессии Германии; - показывать на карте места военных событий; - обобщать политические и экономические итоги ВОв, их последствия для мирового сообщества; - знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных событий войны (битва за Курск, Ленинград и др.); - ориентироваться в: - основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.; - причинах холодной войны и гонки вооружений; - положения СССР на международной арене; - объяснять причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», частой смены власти после Н.С. Хрущева; - объяснять причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестройке, их положительные и отрицательные стороны; - знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Введение в историю Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени». История нашей страны древнейшего периода Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Русь в IX – I половине XII века Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века) Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ― самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках. Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Начало объединения русских земель (XIV – XV века) 9 Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв. Россия в XVI – XVII веках Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей. Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке. 8 класс Россия в XVIII веке Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. Правление Павла I. Россия в первой половине XIX века Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский,Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г. 10 Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны. «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.). Россия во второй половине XIX – начале XX века Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги. «Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России. Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе. 9 класс Россия в 1917-1921 годах Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа. СССР в 20-е – 30-е годы XX века Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства ― 11 В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий. Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е – 30-е годы. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР. Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы. Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года. Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства. Советский Союз в 1945 – 1991 годах Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с 12 фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка. Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века. Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России. Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 13 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22-24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35-36 37-38 Тема урока. Тематическое планирование 7 класс Повторение (2 ч.) Введение Вспоминаем учебник «Мир истории» Раздел I. Древняя Русь (38 ч.) Тема 1. Происхождение славян (4 ч.) Происхождение славян Места расселения славян Славяне и соседние народы. Хазары . Византия Облик славян и черты их характера Тема 2. Хозяйство и уклад жизни восточных славян (4 ч.) Земледелие – основное занятие славян Организация жизни славян Как менялась жизнь славян в общине Торговый путь из «варяг в греки» Тема 3. Культура и верования восточных славян (3 ч.) Жилища, одежда, семейные традиции восточных славян Языческие традиции восточных славян Обобщающий урок по теме: «Древние славяне» Тема 4. Создание Древнерусского государства (6 ч.) Как возникло Древнерусское государство Об Аскольде, Дире и их походах на Византию Князь Игорь из рода Рюриковичей Как княгиня Ольга отомстила древлянам Сын князя Игоря и Ольги Святослав Обобщающий урок по теме: «Создание Древнерусского государства» Тема 5. Крещение Руси и истоки христианской веры (4 ч.) Сыновья князя Святослава Князь Владимир Красное солнышко. Крещение киевской Руси Тема 6. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (4ч.) Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром Князь – воин, строитель, книжник « Русская Правда» Ярослава Мудрого Обобщающий урок по теме: «Крещение Руси и расцвет Русского государства при Ярославе Мудром». Тема 7. Феодальная раздробленность Руси (IX-XV вв.) (10 ч.) Русь после Ярослава Мудрого Князь Владимир Мономах Распад Руси на отдельные княжества Новгородская Республика Ростово- Суздальское княжество в XII веке Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы Культура Руси Обобщающий урок по теме «Древняя Русь» Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (14 ч.) 14 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 59 60 61 62 63 64 65 - 66 67 -68 Тема 1. Образование монгольского государства (5 ч.) Образование монгольского государства Нашествие монголов на Русь Александр Невский Ледовое побоище Власть Орды над русскими князьями Тема 2. Объединение Русских земель против Золотой Орды (4 ч.) Русские княжества в XIII-XIV вв. Иван Калита Московский князь Дмитрий Иванович Благословление Сергия Радонежского. Куликовская битва Образование единого Московского государства (5 ч.) Наследники Дмитрия Донского Собирание Руси Иваном III Освобождение Руси от Золотой Орды Управление государством Иваном III Обобщающий урок по теме «Русь в борьбе с завоевателями» Раздел III. Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный (6 ч.) Русь в XVI в Начало правления Ивана IV Земский собор. Реформы Избранной рады Войны Ивана Грозного Опричнина Покорение Сибири Смутное время (10 ч.) Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I Лжедмитрий II. Семибоярщина Минин и Пожарский: за веру и Отечество Воцарение династии Романовых. Алексей Михайлович Романов Укрепление южных границ России. Казаки Развитие России в XVII Культура в Российском государстве VI-XVIIвеков Повторение курса «История Отечества» 7 класс № п/п 8 класс Тема урока 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 2 3-4 5 6 7-8 9 10 11 Повторение (2 ч.) Введение Вспоминаем курс «История Отечества» 7 класс Глава 1. Российское государство в конце XVII- начале XVIII века (15 ч.) Наше Отечество – Россия в XVII веке Детство и юность Петра I (1672-1689) Борьба за власть. Правление Софьи Начало правления Петра I. Великое посольство(1697-1698). Возвращение Петра I в Москву. Северная война (1700-1721). Основание Петербурга. Заслуги Петра Великого в истории России. Промышленность и сельское хозяйство. 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Кол-во часов 1 1 2 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18-19 20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34-35 36 37 38 39 40 41 42 43-44 45 46 47 48-49 50 51 52-53 54 55 56 57 58-59 60 61-62 Заслуги Петра Великого в истории России. Изменения в управлении государством. Заслуги Петра Великого в истории России. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Образование и культура при Петре I. Семья Петра I. Повторительно- обобщающий урок по 1 главе «Российское государство в конце XVII- начале XVIII века» Викторина по деятельности Петра I. Глава 2. Российская империя после Петра I (12 ч.) Екатерина I и Пётр II. Анна Иоанновна и Иван VI. Царствование Елизаветы Петровны(1741-1761). Воцарение Петра III Начало царствования Екатерины II Войны в России в период правления Екатерины II. Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева. Развитие образования при Екатерине II. Конец правления Екатерины Великой. Повторительно- обобщающий урок по 2 главе. Контрольное тестирование по 2 главе «Российская империя после Петра I» Глава 3. Российская империя в первой половине XIX века Отношения со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века. Начало правления Александра I. Реформы. Аракчеевщина. Вторжение армии Наполеона в Россию. Битва за Смоленск. Отечественная война 1812. Начало правления Николая I. Восстание декабристов. Реформы Николая I. Войны на Кавказе. Отношение России с другими странами при Николае I. Крымская война. Оборона Севастополя. Повторительно-обобщающий урок Контрольное тестирование по 3 главе «Российская империя в первой половине XIX века» Глава 4. Россия в конце XIX – начале XX века. Царь-освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II. Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1879гг. Революционные организации в России в конце XIX века. Повторительно-обобщающий урок «Правление Александра II» Контрольное тестирование по теме «Правление Александра II» Царь Александр III миротворец (1881-1894 гг.). Последний российский император – Николай II(1894-1917). Россия в начале царствования Николая II. Реформы П. А. Столыпина Война с Японией. Начало революционных выступлений 1905-1907 годов. Серебряный век русской культуры. Россия перед Первой мировой войной(1908-1914). 16 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 63 64 65-66 67 68 Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. Повторительно-обобщающий урок. Контрольное тестирование по курсу «История Отечества» 8 класс Викторина «Российская империя XVIII - начала XX вв.» 9 класс (68 ч.) № Тема п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война (20 ч.) Тема 1. Великая российская революция: февраль (3 ч.) Повторение курса 8 класса Предпосылки возникновения новой социальной системы. Падение монархии Основные политические партии в 1917 г. Тема 2. Великая российская революция : октябрь (3ч.) Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Программа большевиков Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле» Тема 3. Установление советской власти (4 ч.) Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР 1 1 2 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 Брестский мир Экономическая политика большевиков Судьба царской семьи. Церковь и государство Тема 4. Гражданская война и иностранная интервенция (10 ч.) Причины Гражданской войны Политика «военного коммунизма». Белая Армия Рабоче-крестьянская Красная армия Ход гражданской войны Окончание Гражданской войны. Эмиграция Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале Область войска Донского в период Гражданской войны Противостояние белых и красных на Дону. Донские казаки Проверочная работа «Великая российская революция и Гражданская война» Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы (14 ч.) Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов (2 ч.) «Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте 1 1 1 Отношения РСФСР со странами Европы Тема 2.Новая экономическая политика (нэп) (2 ч.) Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: Финансовая реформа 1922-1924 гг. Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик (3 ч.) Ленин и Сталин Объединение советских республик Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина Тема 4. Индустриализация в СССР (3 ч.) Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г. Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны (4 ч.) Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ Советское общество в 1930-е г. Образование и культура в 1930-е гг. Ситуация в мире в 1930-е гг. Положение на Дальнем Востоке Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Обобщение по теме «Советское государство в 1920-1930 е гг.» Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (15ч.) Тема 1. Накануне Великой Отечественной войны (2 ч.) Действия СССР в начале Второй мировой войны Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности страны Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (2 ч.) Первые дни войны (июнь-1941-осень 1942гг.) Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой Тема3. Все для фронта, все для победы! (2 ч.) Перестройка экономики страны на военные нужды. Наука и образование Партизанская война и подпольное движение. Мастера культуры – фронту Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг.) (4 ч.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 Оборона Севастополя Сталинградская битва Битва на Курской дуге. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!». Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945) (5ч.) 1 1 1 1 45 Усиление военно-экономической мощи СССР 1 46 Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе Ялтинская конференция. Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме Война СССР с Японией. Хиросима и Нагасаки. Нюрнбергский процесс Обобщение по теме «СССР в Великой Отечественной войне» Глава 4 . Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX - начале XXI вв. (19 ч.) Тема 1. СССР после войны (4ч.) 1 50 51 52 53 Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны Возвращение СССР к мирной жизни Государственное устройство СССР после войны Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945-начала 1950-х гг. Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.) (4ч.) 1 1 1 1 54 Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности 1 47 48 49 18 1 1 1 55 Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С. Хрущева 56 СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. 57 Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х гг. Тема 3. Советский Союз в середине 196о-х —1980 гг.: от стабильности к кризису (4ч.) 1 58 Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг. Обобщение по теме «Послевоенное развитие СССР» Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг. (3 ч.) Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции Распад СССР Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис Тема 5. Россия в начале XXI в. (4 ч.) 1 Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. Образование и наука Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное возрождение современной России Государственное устройство современной России. Итоговое повторение курса «История Отечества» 1 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Система оценивания Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, оцениваются: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65% 19