Общая характеристика коррекционного курса Программно-методический материал включает 9 разделов: Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия. Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир". Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений. Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других". Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение». Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания... В дальнейшем, в ходе обучения, формируются сенсорно-перцептивные действия. Ученик учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся. Планируемые личностные результаты: Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе: в познавательной сфере: -выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -устанавливать видо-родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -читать; писать; выполнять арифметические действия; -наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -работать с несложной по содержанию и структуре информацией; в коммуникативной сфере: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими; -ориентироваться в спектре профессий; -формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: в эмоционально-волевой сфере: -выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией; -адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру. Планируемые результаты Результатами освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования являются: -формирование учебной мотивации, -стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; -гармонизация психоэмоционального состояния, -формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, -развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; -формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), -повышение социального статуса ребенка в коллективе КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1) 7 класс № п/п Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Название разделов Кол-во часов Виды учебной деятельности 1 Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия 2 2 Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" 15 2.1 "Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов". 3 Сосредотачивает сознание на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других. Выполняет упражнения на развитие произвольного внимания. 2.2 "Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий" 3 Обобщает и классифицирует объекты, выделяет существенные признаки. Выполняет упражнения на развитие способности систематизации объектов и информации. 2.3 "Коррекция памяти. 3 Развивает слуховую и зрительную Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социально-личностного и эмоционального развития в начале обучения Обучение приёмам запоминания". память, запоминает большой по объему материал, а потом его воспроизводит. 2.4 "Коррекция восприятия". 2 Воспринимает контуры предметов, целостность предмета, учится ориентироваться в пространстве, развивает воображение. Выполняет упражнения на развитие внимания и зрительного восприятия. 2.5 "Релаксация напряжение" 2 Обучается навыкам саморегуляции. Выполняет дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию. 2.6 "Развитие рефлексивных навыков" 2 Формирует рефлексивные навыки, способствующие психическому и личностному росту, выполняет упражнения на развитие сформированности действий анализа и осознанность способа решения 3 Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений 15 3.1 Освоение приёмов активного общения "Я и другие" 2 Выполняет упражнения на умение определить личностные черты других людей, передачу внутренних черт характера через выразительные позы, умений распознавать эмоциональное состояние по мимике. 3.2 Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" 2 Выполняет упражнения на развитие мимических движений, развитие коммуникативных навыков. 3.3 Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" 2 Выполняет упражнения на формирование навыков активного слушания. 3.4 Расширение представлений о способах самоанализа "Какое решение верно" 2 Выполняет упражнения на формирование умений анализировать свои поступки и умения на основе самоанализа принять верное решение. 3.5 Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" 2 Выполняет упражнения на развитие умений высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. 3.6 Устранение барьеров 2 Работа с таблицей барьеры общения. Упражнения, направленные на общения "Я + Ты" преодоление барьеров общения. 3.7 "Стили общения" 1 Заполняет таблицы разные стили общения. Участвует в разыгрывание этюдов беседы 3.8 Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре". 1 Выполняет упражнения на развитие навыки совместной работы. 3.9 "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. 1 Отрабатывает навыки неконфликтного поведения 4 Повторное тестирование Итого: 34 часа 2 Выполнение тестовых заданий по определению уровня развития когнитивной сферы, определению социальноличностного и эмоционального развития в конце обучения