Общая характеристика коррекционного курса
Программно-методический материал включает 9 разделов:
Диагностика познавательной сферы и эмоционального восприятия.
Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир".
Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений.
Коррекция эмоционально-личностной сферы и поведения "Познавая себя и других".
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы "Профессиональное самоопределение».
Коррекция и развитие навыков саморегуляции «Я учусь владеть собой».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений учащегося,
стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация
внимания... В дальнейшем, в ходе обучения, формируются сенсорно-перцептивные действия. Ученик
учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в
будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих
занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных
особенностей. В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Планируемые личностные результаты:
Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется на протяжении всего учебного
года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном
этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе:
в познавательной сфере:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать; выполнять арифметические действия;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией;
в коммуникативной сфере:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
-ориентироваться в спектре профессий;
-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям:
в эмоционально-волевой сфере:
-выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
-адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Планируемые результаты
Результатами освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования являются:
-формирование учебной мотивации,
-стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
-гармонизация психоэмоционального состояния,
-формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе,
-развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
-формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе),
-повышение социального статуса ребенка в коллективе
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)
7 класс
№ п/п
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Название разделов
Кол-во
часов
Виды учебной деятельности
1
Диагностика
познавательной сферы
и эмоционального
восприятия
2
2
Коррекция
когнитивных процессов
"Я познаю мир"
15
2.1
"Коррекция внимания и
его свойства. Развитие
произвольности
психических процессов".
3
Сосредотачивает сознание на
определенных предметах или явлениях
при одновременном отвлечении от
других. Выполняет упражнения на
развитие произвольного внимания.
2.2
"Коррекция мышления и
мыслительных операций.
Развитие внутреннего
плана действий"
3
Обобщает и классифицирует объекты,
выделяет существенные признаки.
Выполняет упражнения на развитие
способности систематизации объектов и
информации.
2.3
"Коррекция памяти.
3
Развивает слуховую и зрительную
Выполнение тестовых заданий по
определению уровня развития
когнитивной сферы, определению
социально-личностного и
эмоционального развития в начале
обучения
Обучение приёмам
запоминания".
память, запоминает большой по объему
материал, а потом его воспроизводит.
2.4
"Коррекция восприятия".
2
Воспринимает контуры предметов,
целостность предмета, учится
ориентироваться в пространстве,
развивает воображение. Выполняет
упражнения на развитие внимания и
зрительного восприятия.
2.5
"Релаксация напряжение"
2
Обучается навыкам саморегуляции.
Выполняет дыхательные упражнения,
упражнения на релаксацию.
2.6
"Развитие рефлексивных
навыков"
2
Формирует рефлексивные навыки,
способствующие психическому и
личностному росту, выполняет
упражнения на развитие
сформированности действий анализа и
осознанность способа решения
3
Коррекция и развитие
социальных и
коммуникативных
умений
15
3.1
Освоение приёмов
активного общения "Я и
другие"
2
Выполняет упражнения на умение
определить личностные черты других
людей, передачу внутренних черт
характера через выразительные позы,
умений распознавать эмоциональное
состояние по мимике.
3.2
Раскрытие качеств,
необходимых для
активного общения
"Какой я и какие другие"
2
Выполняет упражнения на развитие
мимических движений, развитие
коммуникативных навыков.
3.3
Знакомство с принципами
хорошего слушания "Я
слушаю"
2
Выполняет упражнения на
формирование навыков активного
слушания.
3.4
Расширение
представлений о способах
самоанализа "Какое
решение верно"
2
Выполняет упражнения на
формирование умений анализировать
свои поступки и умения на основе
самоанализа принять верное решение.
3.5
Отстаивание своей точки
зрения и аргументации
"Моё мнение"
2
Выполняет упражнения на развитие
умений высказывать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения.
3.6
Устранение барьеров
2
Работа с таблицей барьеры общения.
Упражнения, направленные на
общения "Я + Ты"
преодоление барьеров общения.
3.7
"Стили общения"
1
Заполняет таблицы разные стили
общения. Участвует в разыгрывание
этюдов беседы
3.8
Навыки совместной
работы.
Коммуникативная игра
"Путешествие на
воздушном шаре".
1
Выполняет упражнения на развитие
навыки совместной работы.
3.9
"Конфликты и способы
их разрешения".
Отработка навыков
неконфликтного
поведения.
1
Отрабатывает навыки неконфликтного
поведения
4
Повторное
тестирование
Итого: 34 часа
2
Выполнение тестовых заданий по определению уровня
развития когнитивной сферы, определению социальноличностного и эмоционального развития в конце
обучения