1 Пояснительная записка Изучения предмета «Профильный труд» является одним из важных общеобразовательных предметов в учреждениях, осуществляющих обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются дифференцированный и деятельностный подходы, в рамках которых реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Основной целью обучения предмета «Профильный труд» является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном высокотехнологичном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. В процессе обучения предмета «Профильный труд» в 5-9 классах решаются следующие задачи: — развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); — подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; — расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; — ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; — ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; — формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; — ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся; — формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; — формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; — совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; — коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); — коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); — коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; — развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); — формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; — коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; — воспитание положительных качеств и свойств личности; — формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. 2 Общая характеристика учебного предмета Курс предмета «Профильный труд» является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд» в 1-4 классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения предмета к практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, уходу за детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение учащихся по программе «Профильный труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий. Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь), школьные помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала. Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, санитаркой и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом, этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры. Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе. Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного общества. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. 3 Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Профильный труд», входит в предметную область «Технология» и изучается с 5 по 9 класс в объеме 1190 учебных часов за 5 лет обучения. Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 5 класса и рассчитана на 204 часов, по 6 часа в неделю. Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 6 класса и рассчитана на 204 часов, по 6 часа в неделю. Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 7 класса и рассчитана на 238 часов, по 7 часа в неделю. Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 8 класса и рассчитана на 272 часов, по 8 часа в неделю. Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 9 класса и рассчитана на 272 часов, по 8 часа в неделю. 4 Результаты освоения учебного предмета Изучение предмета «Профильный труд» в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты: 1) проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 10) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; -представления об основных свойствах используемых материалов; -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.); чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов; заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; экономное расходование материалов; планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 5 Содержание учебного предмета Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Профильный труд» является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение обслуживающему труду ведется по двум направлениям: 1. обслуживание себя (домашний труд); 2. обслуживание других (профессиональный труд). 5 класс Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона и их свойства. Определение направления волокон у бумаги и картона. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия. Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам. Разметка геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для аппликации. Крой деталей ножницами. Составление и наклейка узора. Расчёт развёртки коробки. Разметка развёртки коробки. Рицовка развёртки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки. Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и выклейка коробки. Приклеивание аппликации. Работа с тканью. Виды тканей и их свойства. Определение направления волокон в ткани. Виды срезов ткани их свойства. Знакомство с ручной иглой, назначение и устройство ручной иглы, изучение правил безопасной работы. Определение длины рабочей нитки, завязывание узелка. Свойства и виды ниток для ручного шитья, подбор игл для выполнения ручных видов работ. Знакомство с ручными стежками, виды ручных стежков, способы выполнения, применение. Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце. Уход за одеждой и обувью. Различие одежды по виду, назначению. Определение материалов, из которых сделаны одежда и обувь. Выбор видов ухода за одеждой и обувью. Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви. Выбор режимов чистки (ручная химическая). Выбор ёмкости для ручной стирки. Подготовка носков к стирке. Замачивание, прядок стирки, полоскание, отжим носков из разных материалов. Вывешивание носков на просушку. Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала. Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное). Уборка помещений. Правила подготовки тряпки для уборки, складывание, полоскание и отжим, развешивание для просушки. Влажное подметание пола. Правила ухода за полами с разными покрытиями. Особенности ухода за полами с покрытием линолеум. Правила мытья пола. Назначение хозинвентаря, устройство, приемы работы, подготовка инвентаря к хранению, порядок хранения, безопасное пользование инвентарем, виды спецодежды. Уход за комнатными растениями. Названия комнатных растений, периодичность и приемы полива, правила обрезки растений, приспособления для опрыскивания. 6 класс Уход за комнатными растениями. Режимы полива комнатных растений, инструменты для ухода за комнатными растениями, правила рыхления комнатных растений, подготовка воды для полива и опрыскивания комнатных растений. Правила опрыскивания растений. Работа с тканью. Пошив однодетального изделия (салфетка). Выполнение обмёточных стежков при изготовлении изделий из ткани с последующим выворачиванием. Изготовление игольницы для хранения игл в виде игрушки (черепашки и шляпка). Выкраивание деталей игольницы, соединение деталей ручными стежками, выворачивание на лицевую сторону с последующим наполнением синтепоном или ватой. Украшение игольницы декором. Выполнение на образце стачного шва ручным способом. Расчёт ткани для пошива мешочка, раскрой детали мешочка. Отделка мешочка аппликацией, применение обмёточных стежков. Выполнение стачных и обмёточных стежков по боковым срезам мешочка. Обработка верхнего среза краевым швом вподгибку с закрытым срезом, продёргивание шнура в подгибку верхнего среза. Изготовление сумки хозяйственной. Обработка срезов салфетки – прихватки декоративными стежками, изготовление детали вешалки и соединение с деталью прихватки. Уборка служебных помещений, кабинета. Вытирание подоконников, отопительных радиаторов, радиаторных ниш. Влажное подметание пола. Мытьё полов. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Изучение правил ухода за мягкой мебелью. Чистка мебели щёткой. Устройство бытового пылесоса, правила безопасной работы. Уход за инвентарём после окончания уборки. Работа с картоном и бумагой. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Знакомство с изделием тетрадь-малютка. Подготовка страниц, соединение с обложкой. 7класс Работа на пришкольном участке. Знакомство с породами деревьев. Строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д. Уход за одеждой и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви. Работа с картоном и бумагой. Изготовления картонажных изделий - блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. Изготовление коробочки для подарка. Уборка лестниц в помещении. Лестница в школе: устройство (ступени, пролёт, площадка, ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления, подметание лестницы, уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Моющие средства, правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения. Режим влажной уборки пола в кабинетах школы. Правила ухода за офисной мебелью. Машинная стирка белья. Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия, производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования и хранения, меры безопасности. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе. Устройство кухни, правила уборки. Кухонная посуда и кухонный инвентарь. Посуда из различных материалов, правила ухода, свойства. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода, принципы работы. Устройство кухни. Правила уборки кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления. Бытовой холодильник: назначение, принципы работы. Правила хранения продуктов питания правила ухода за кухонной мебелью. Правила ухода за полом на кухне. Правила выполнения генеральной уборки кухни. Первичная обработка овощей. Виды овощей. Питательная ценность овощей. Обработка и правила использования сушёных овощей. Требования к качеству и хранению овощей. Признаки порчи овощей. Обработка овощей на производстве: машины, инструменты. Понятие отходы при обработке овощей. Швейная машинка с ручным приводом. Заправка верхней нитки на швейной машине. Заправка нижней нитки. Пошив хозяйственной сумки, салфетки для уборки, полотенца для рук. 8 класс Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д. Работа с тканью. Работа на швейной машине с ручным приводом. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обмётывание срезов ручными стежками. Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях, работа с пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством. Уборка санитарных узлов. Устройство унитаза. Причины засора унитаза. Ликвидация засоров. Приспособления для обработки саноборудования: виды ( щётка, вантуз), назначение, пользование. Чистящие и моющие средства по уходу за унитазом, способы использования. Причины засора в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров. Средства для чистки керамики и эмали. Общие правила уборки санузлов. Стирка белья. Влажно-тепловая обработка изделий из ткани. Устройство стиральных машин. Моющие средства. Назначение, применение. Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на одежде. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила развешивания белья для досушивания. Правила личной гигиены. Видами инфекционных заболеваний и меры профилактики. Значение профилактических прививок. Алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей, уход за руками спиртоглицериновыми смесями. Ремонт одежды: пришивание пуговиц: вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки, завязывание узелка, прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы, штопка разрыва на одежде, наложение заплаты на белье и одежде, ремонт одежды по разорванному шву, изготовление и замена вешалки на одежде. Общие требования к уходу за больными. Структура поликлиники: регистратура, профильные кабинеты, лаборатория, процедурный кабинет и т.д.) внутренний распорядок работы поликлиники. Расписание работы специалистов. Структура работы регистратуры. Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения. Гигиенические требования к уборке в поликлинике. Работа дневного стационара. Необходимые документы при оформлении в стационар (медицинский полюс и другие). Структура отделения в больнице, правила ухода за лежачими больными, гигиенический уход за больными. Уход за комнатными растениями. Работа в зимнем саду. 9 класс Работа на пришкольном участке. Функциональные обязанности дворника. Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и хозинвентарь для уборки территории. Виды покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников. Правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним. Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб. Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д. Уход за спецодеждой. Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты. Работа с тканью. Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией. Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях. Правила безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством. Бытовой холодильник. Хранение продуктов, правила разморозки. Работа на пришкольном участке. Ухаживают за комнатными растениями. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 КЛАСС № раздела/темы 1 2 3 Содержание по темам Работа с бумагой и картоном (44ч) Знакомство с видами бумаги и картона и их свойствами. Определение направления волокон у бумаги и картона. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия. Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам. Разметка геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для аппликации. Крой деталей ножницами. Составление и наклейка узора. Расчёт развёртки коробки. Разметка развёртки коробки. Рицовка развёртки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки. Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и выклейка коробки. Приклеивание аппликации. Ручные стежки и строчки (16ч) Работа с тканью (40ч) Образцы ручных стежков и строчек. Знакомство с видами тканей и их свойствами. Определение направления волокон в ткани. Виды срезов ткани их свойства. Знакомство с ручной иглой, назначение и устройство ручной иглы, изучение правил безопасной работы. Определение длины рабочей нитки, завязывание узелка. Свойства и виды ниток для ручного шитья, подбор игл для выполнения ручных видов работ. Знакомство с ручными стежками, виды ручных стежков, способы выполнения, применение. Выполнение тренировочных упражнений , по контуру картонных деталей и на образце ткани. Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце. Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце. Изготовление однодетального изделия, обработка срезов краевым швом. Разметка и раскрой детали вешалки. Обработка срезов вешалки и закрепление на салфетке в краевом шве. Обработка срезов салфетки-прихватки декоративными стежками используя в работе нитки мулине. Виды пуговиц, приёмы определения места пришивания пуговиц со сквозными отверстиями, на ножке с ушком, на ножке из ниток, правила закрепления нитки. Уход за одеждой и обувью (36ч) Кол-во часов 44 56 36 4 5 6 Наблюдение за изменениями погоды и проявлениями неблагоприятных условий( дождь, снег, ветер, зной, таяние снега и льда). Выявление в процессе наблюдения неблагоприятных природных воздействий и опасностей ( скользко, грязно, холодно, жарко). Определение материалов, из которых сделаны одежда и обувь. Закрепление умения выбирать удобную и безопасную одежду и обувь. Выбор видов ухода за одеждой и обувью. Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви. Выбор режимов чистки (ручная - химическая). Выбор ёмкости для ручной стирки. Подготовка носков к стирке. Замачивание, прядок стирки, полоскание, отжим носков из разных материалов. Вывешивание носков на просушку. Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала. Различие одежды по виду, назначению. Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное). Уборка помещения (28ч) Составление плана предстоящей работы. Правила подготовки тряпки для уборки, складывание, полоскание и отжим, развешивание для просушки. Выполнение практических работ: вытирание пыли с различных поверхностей. Влажное подметание пола. Правила ухода за полами с разными покрытиями. Особенности ухода за полами с покрытием линолеум. Правила мытья пола. Проверка результатов работы. Уход за комнатными растениями (28 ч) Теоретические сведения. Комнатные растения, виды и названия. Требования к размещению, светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность, приёмы. Приспособления для опрыскивания. Правила обрезки растений. Обрезка и сбор сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Чистка и промывка поддонов. Рыхление почвы. Обтирание цветочных горшков. Опрыскивание и полив растений. Уборка территории (12ч) Территория вокруг дома. Правила безопасной работы на участке. Виды хозинвентаря, назначение. правила безопасной работы, уход после окончания работы, хранение. Спецодежда: виды, назначение, бережное отношение. Итого: № раздела/темы 1 28 28 12 204ч 6 КЛАСС Содержание по темам Работа с бумагой и картоном (36ч) Кол-во часов 36 2 3 Закрепление умений и навыков работы с различными видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Знакомство с изделием тетрадь-малютка. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Закрепление умений и навыков путём изготовления картонажных изделий, нарезка бумаги для страничного блока, изготовление обложки для блокнота оформление аппликацией. Работа с тканью (64ч) Планируют предстоящую работу с помощью учителя. Составляют план предстоящей работы. Закрепляют полученные умения и навыки в пятом классе. Пошив однодетального изделия (салфетка). Закрепляют умения замётывания срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Закрепление умений выполнения обмёточных стежков на образце ткани. Применение обмёточных стежков при изготовлении изделий из ткани с последующим выворачиванием. Изготовление игольницы для хранения игл в виде игрушки (черепашки и шляпка). Выкраивание деталей игольницы, соединение деталей ручными стежками, выворачивание на лицевую сторону с последующим наполнением синтепоном или ватой. Украшение игольницы декором. Учатся выполнять на образце стачной шов ручным способом. Знакомство с изготовлением мешочка для хранения. Расчёт ткани для пошива мешочка, раскрой детали мешочка. Отделка мешочка аппликацией, применение обмёточных стежков. Выполнение стачных и обмёточных стежков по боковым срезам мешочка. Обработка верхнего среза краевым швом вподгибку с закрытым срезом, продёргивание шнура в подгибку верхнего среза. Изготовление сумки хозяйственной. Составление плана предстоящей работы. Выполнение этапов работы согласно составленного плана. Закрепление полученных умений и навыков по теме работа с тканью. Обработка срезов салфетки – прихватки декоративными стежками, изготовление детали вешалки и соединение с деталью прихватки. Уход за одеждой и обувью (24ч) 64 24 4 5 Наблюдение за изменениями погоды и проявлениями неблагоприятных условий( дождь, снег, ветер, зной, таяние снега и льда). Выявление в процессе наблюдения неблагоприятных природных воздействий и опасностей ( скользко, грязно, холодно, жарко). Определение материалов, из которых сделаны одежда и обувь. Закрепление умения выбирать удобную и безопасную одежду и обувь. Выбор видов ухода за одеждой и обувью. Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви. Выбор режимов чистки (ручная - химическая). Выбор ёмкости для ручной стирки. Подготовка носков к стирке. Замачивание, прядок стирки, полоскание, отжим носков из разных материалов. Вывешивание носков на просушку. Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала. Различие одежды по виду, назначению. Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное). Уборка помещения (28ч) Уход за мебелью (12ч) Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях. Составление плана уборки служебных помещений в школе. Выполнение практических заданий. Правила безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Виды жилых комнат, их назначение и правила уборки. Составление плана уборки спальни, гостиной, кухни. Правила вытирания пыли с различных поверхностей, выбор тряпки и чистящих средств. Правила безопасной работы бытовыми электроприборами. Выполнение практических заданий. Чистка ковровых покрытий электропылесосом. Чистка мягкой мебели пылесосом. Уход за оргтехникой. Полировка мебели. Полив и опрыскивание комнатных растений. Влажное подметание пола. Влажная уборка пола, уход за инвентарём после использования. Учащиеся получают теоретические сведения о мебели, видах и свойствах обивки правилах ухода. Знакомство с чистящими средствами по уходу за различными видами мебели. Повторение правил работы с бытовыми электроприборами. Выполнение практических заданий. Чистка мягкой мебели ручным способом, электрическим пылесосом. Выполнение влажной уборки пола. Закрепление умений и знаний ухода за комнатными растениями. Уход за комнатными растениями (28 ч) 40 28 6 № раздела/темы 1 Закрепление навыков ухода за комнатными растениями. Учащиеся выполняют практические задания, планируют предстоящую работу. Подготавливают воду для полива и опрыскивания растений. Протирают гладкие листья растений, осуществляют полив, рыхление. После полива протирают подоконники. Производят рыхление почвы. Протирают цветочные горшки и поддоны. Проветривают помещения. Работают в зимнем саду. Уборка территории (12ч) Уборка листвы и мусора. Правила безопасной работы на участке. Виды хозинвентаря, назначение. правила безопасной работы, уход после окончания работы, хранение. Спецодежда: виды, назначение, бережное отношение. Итого: 7 КЛАСС Содержание по темам 2 Работа с бумагой и картоном (48ч) Закрепление навыков изготовления картонажных изделий. Составление плана изготовления блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. Изготовление коробочки для подарка. Работа с тканью (72ч) 3 Знакомство с швейной машиной с ручным приводом. Тренировочные упражнения прокладывания машинных строчек на бумаге по линиям. Заправка верхней нитки на швейной машине. Заправка нижней нитки. Тренировочные упражнения прокладывания машинных строчек на образце бумаги. Тренировочные упражнения прокладывания машинных строчек на образце ткани. Салфетка для уборки. Анализ образца. Составление плана изготовления салфетки для уборки. Раскрой детали салфетки. Обработка срезов краевым швом. Прокладывание машинных строчек. Полотенце для рук. Составление плана изготовления полотенца. Обработка срезов полотенца краевым швом, прокладывание машинной строчки. Изготовление вешалки для полотенца, закрепление на полотенце. Пошив хозяйственной сумки. Раскрой деталей, отделка сумки аппликацией. Изготовление ручек для сумки. Соединение боковых срезов, обработка верхнего среза, закрепление ручек. Ремонт одежды (12ч) 12 204ч Кол-во часов 48 72 12 3 4 5 Практическое повторение на закрепление умений и навыков пришивания пуговиц. Ремонт по разорванному шву ручными стачными стежками. Приёмы штопки белья, применение приспособления «грибок». Уход за одеждой и обувью (12ч) Закрепление знаний, умений и навыков по уходу за одеждой и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви. Машинная стирка белья (18ч) Глажение белья (8ч) Машинная стирка белья. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями. Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия, производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования и хранения, меры безопасности. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе. Выполнение практических работ. Сортировка и взвешивание грязного белья. Подготовка стиральной машины к работе. Сушка на воздухе. Отбеливание и подсинивание белого белья. Утюжка белья. Правила пользования утюгом. Техника безопасного труда при утюжке белья. Уборка помещения (18ч) 12 26 18 6 7 8 Теоретические сведения, лестница в школе: устройство (ступени, пролёт, площадка, ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления. Моющие средства. правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения. Выполнение практических работ, подметание лестницы, уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Составление плана уборки кабинета. Выполнение практических заданий. Вытирание подоконников, отопительных радиаторов, радиаторных ниш. Полив и опрыскивание комнатных растений. Влажное подметание пола. Мытьё полов. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Изучение правил ухода за мягкой мебелью. Чистка мебели щёткой. Устройство бытового пылесоса, правила безопасной работы. Уход за инвентарём после окончания уборки. Устройство кухни, правила уборки (12ч) Знакомство с кухонной посудой, и кухонным инвентарём. Посуда из различных материалов, правила ухода, свойства. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода, принципы работы. Устройство кухни. Правила уборки кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления. Бытовой холодильник: назначение, принципы работы. Правила хранения продуктов питания правила ухода за кухонной мебелью. Правила ухода за полом на кухне. Правила выполнения генеральной уборки кухни. Гигиена питания (12ч) Первичная обработка овощей (16ч) Гигиена питания. Теоретические сведения. Продукты питания: виды, значение для питания. Изменение качества продукта в результате долгого хранения. Обеденный стол: эстетическое оформление, сервировка. Столовое бельё: виды, правила ухода. Бумажные салфетки: виды, назначение, применение. Учащиеся на практике осваивают способы укладывания бумажных салфеток. Первичная обработка овощей. Теоретические сведения. Виды овощей. Питательная ценность овощей. Обработка и правила использования сушёных овощей. Требования к качеству и хранению овощей. Признаки порчи овощей. Обработка овощей на производстве: машины, инструменты. Понятие отходы при обработке овощей. Выполнение практических работ: очистка овощей и нарезка разными способами. Уход за растениями (10 ч) 12 28 12 № раздела/темы 1 Учащиеся знакомятся с породами деревьев. Изучают строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д. Итого: 8 КЛАСС Содержание по темам Работа с бумагой и картоном (48ч) Закрепление умений и навыков работы с различными видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Закрепление умений и навыков путём изготовления картонажных изделий, нарезка бумаги для страничного блока, изготовление обложки для блокнота оформление аппликацией. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д. 238ч Кол-во часов 48 2 Переплетно-картонажные работы (114ч) 114 3 Навыки организации трудовой деятельности учащихся. Содержание рабочего места. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение бумаги). Разметка бумаги по шаблону. Составление орнаментов из геометрических фигур (прямоугольников, треугольников по образцам, чередующихся по форме и цвету).Изготовление открыток, сюжетных композиций. Изготовление коробок. Ремонт одежды (18ч) Учащиеся закрепляют умения и навыки выполнения элементарного ремонта одежды: пришивание пуговиц: вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки, завязывание узелка, прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы, штопка разрыва на одежде, наложение заплаты на белье и одежде, ремонт одежды по разорванному шву, изготовление и замена вешалки на одежде. Повторение правил безопасной работы. Уход за одеждой и обувью (12ч) 18 4 12 5 Учащиеся слушают объяснения учителя, выполняют практические задания. Учатся выбирать ёмкость для ручной стирки, определение количества и температуры воды, выбор моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде, опускание белья в воду, замачивание, полоскание, отжим белья, вывешивание белья на просушку. Складывание одежды, раскладывание по полкам в шкафу, вывешивание на «плечики». Стирка белья (12ч) Глажение белья (12ч) 24 6 Повторение теоретических знаний. Устройство стиральных машин. Моющие средства. Назначение, применение. Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на одежде. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила развешивания белья для досушивания. Практические работы. Сортировка белья. Стирка белья в машине автомате. Протирка стиральной машины после стирки. Влажно-тепловая обработка изделий из ткани. Учащиеся учатся различать бельё и одежду по принадлежности и значению ( бельё: постельное: простыня, пододеяльник, наволочка; нижнее: трусы, майка, футболка, пижама; для гигиенических целей: полотенце для рук и лица и т.д.)различать одежду по цвету, материалу. Установка гладильной доски, подключение утюга к сети, определение готовности утюга к работе, раскладывание одежды на гладильной доске, смачивание одежды водой с использованием клавиши на утюге или пульверизатора; изучают технологию глажения разных видов одежды; изучают правила хранения выглаженного белья. Уборка помещения (18ч) 18 7 Закрепление умений и навыков по теме. Служебные помещения: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях. Составление плана уборки служебных помещений. Выполнение практических заданий. Правила безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством. Выполнение практических работ самостоятельно или с не значительной помощью учителя. Уборка санитарных узлов (10ч) 10 Теоретические сведения. Устройство унитаза. Причины засора унитаза. Ликвидация засоров. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щётка, вантуз), назначение, пользование. Чистящие и моющие средства по уходу за унитазом, способы использования. Причины засора 8 9 10 11 № раздела/темы 1 в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров. Средства для чистки керамики и эмали. Общие правила уборки санузлов. Личная гигиена (6 ч) Знакомство с правилами личной гигиены. Учащиеся знакомятся с видами инфекционных заболеваний и мерами профилактики, значение профилактических прививок. Изучают на практике алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей, уход за руками спирто-глицериновыми смесями. Общие требования к уходу за больными (6ч) Учащиеся слушают объяснения учителя о долге медицинского работника перед больным, о причинах лечения в стационаре, необходимости иметь медицинский полюс и другие документы при оформлении в стационар, Структура отделения в больнице, правила ухода за лежачими больными, гигиенический уход за больными. Структура поликлиники (6ч) Теоретические сведения. Структура поликлиники: регистратура, профильные кабинеты, лаборатория, процедурный кабинет и т.д.) внутренний распорядок работы поликлиники. Расписание работы специалистов. Структура работы регистратуры. Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения. Работа дневного стационара. Гигиенические требования к уборке в поликлинике. Уход за растениями (10 ч) Закрепление навыков ухода за комнатными растениями. Учащиеся выполняют практические задания, планируют предстоящую работу. Подготавливают воду для полива и опрыскивания растений. Протирают гладкие листья растений, осуществляют полив, рыхление. После полива протирают подоконники. Производят рыхление почвы. Протирают цветочные горшки и поддоны. Проветривают помещения. Работают в зимнем саду. Итого: 9 КЛАСС Содержание по темам Работа с бумагой и картоном (48ч) Закрепление умений и навыков работы с различными видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Закрепление умений и навыков путём изготовления картонажных изделий, нарезка бумаги для страничного 6 6 6 10 272ч Кол-во часов 48 блока, изготовление обложки для блокнота оформление аппликацией. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д. 2 3 4 5 Работа с тканью (34ч) Выполнение практических работ: Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией. Уборка территории (36ч) Работают в зимнем саду. Уборка дорожек, газонов спортплощадки,и территорий прилегающих школе, в осеннее время (сгребание листвы и мусора). Уборка территории в зимнее время (сгребание снега). Учащиеся знакомятся с функциональными обязанностями дворника. Слушают объяснения учителя об особенностях уборки территории в зависимости от времени года. Знакомятся с инструментами и хозинвентарём для работы на пришкольном участке. Знакомятся с правилами безопасной работы. Знакомятся с видами покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Составляют план изготовления кормушек. Изготавливают кормушки и развешивают на пришкольном участке. Уход за спецодеждой (32ч) Закрепление знаний и умений выбора спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Выполнение практических работ. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты. Гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования (32ч) 34 36 32 32 6 7 8 9 Учащиеся знакомятся с требованиями санитарии и гигиены служебных помещений. Учатся выбирать моющие средства для предстоящей работы. Изучают режим и правила проветривания помещений. Закрепление навыков ухода за бытовым холодильником. Хранение продуктов, правила разморозки. Ухаживают за комнатными растениями. Выполняют уход за деревянной и мягкой мебелью. Вытирание пыли с различных поверхностей, мытьё полов. Уход за инвентарём после работы. Уборка помещения (32ч) Выполнение практических работ на закрепление умений и навыков. Моющие средства. правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения, влажное подметание лестницы, уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Мытьё дверей. Мытьё стен и плинтусов. Уход за инвентарём. Повторение правил безопасной работы на пришкольном участке. Правила выбора спецодежды. Повторение правил работы хозинвентарём. Вызов пожарной команды, полиции аварийных служб (6ч) Причины вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб. Культура поведения (22ч) Значение культуры общения в отношениях людей. Правила поведения в общественных местах. Нормы и формы обращения к различным возрастным группам. Час общения: «Профессиональное самоопределение». Проведение ролевых игр «телефонный звонок работодателю», «подача заявления о приёме на работу». Уход за растениями (30 ч) Учащиеся рассматривают виды декоративных кустарников в журналах цветоводство. Знакомятся с правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним. Выполняют практические работы по обрезке кустарников на пришкольном участке, убирают мусор. Итого: 32 6 22 30 272ч