Положение об оказании логопедической помощи

нормативными актами ОО. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальными
нормативными актами ОО, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии Каменского района (далее – ТПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 6-12 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума
(далее - ППК) и (или) ТПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из
рекомендуемого расчета: 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом ОО, из
рекомендуемого расчета: 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) с согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения 3 и 4 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной
работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и
(или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
(приложение 5 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или)
письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется коллегиально на заседании ППК ОО, на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного
года.
2.6.1. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного обучающегося.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта директора ОО.
2

2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППК.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы ОО.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
на основании рекомендаций ТПМПК, ППК и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение 6 к Положению).
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования определяются с учетом локальных нормативных актов ОО.
3.2. Обучающиеся получают логопедическую помощь независимо от формы получения
образования и формы обучения.
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
1) для обучающиеся с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется
выраженностью
речевого
нарушения
и
требованиями
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий)
не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и
не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для обучающиеся, имеющих заключение ППК и (или) ТПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не
менее двух логопедических занятий в неделю;
3) для обучающиеся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам
логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной ОО.
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
- в 1-х классах - групповое занятие 35–40 мин, индивидуальное 20-40 мин;
- во 2–11 классах - групповое занятие 40–45 мин, индивидуальное 20-45мин.
3.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:
1) для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6–8 человек;
2) для обучающихся, имеющих заключение ППК и (или) ТПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6–8 человек;
3

3) для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам
логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ОО.
3.6. Ответственность за посещение логопедических занятий обучающимися несут учительлогопед, родители (законные представители), классный руководитель, руководитель ОО.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1.. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем ОО в порядке,
предусмотренном законодательством.
4.2. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.2.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование
устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психологопедагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка
результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование
групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана
коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.2.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня
профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей)
о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению
успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через
родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия,
логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная
систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей
(законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.2.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой
деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа
ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.2.4. Организационно-методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в
решении задач по преодолению речевого недоразвития у обучающихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической
деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по
оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение
передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и
приобретение наглядного и дидактического материала.
4.3. В каникулярное время учитель-логопед:
- выявляет обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
- проводит профилактическую работу по предупреждению различных речевых нарушений;
- ведет пропаганду логопедических знаний среди работников образования и родителей;
- оформляет необходимую документацию;
- готовит наглядный и дидактический материал.
4

4.4. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе
всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников ОО,
родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию постоянно действующей
консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования
родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников ОО;
информационных стендов.
4.5. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, иная.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетентности;
- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и
индивидуально-образовательным маршрутом;
- вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением;
- способствовать формированию общей культуры личности, социализации обучающихся;
- обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
- строго соблюдать принципы педагогической этики;
- выполнять распоряжения администрации ОО;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательной деятельности;
- осуществлять систематическую связь с заместителем директора по УР и классными
руководителями обучающихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки
правильного речевого режима в классе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий ОО;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и
методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
- знакомиться с документацией ОО;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и
преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для
учителей общеобразовательных школ.
5

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о логопедической помощи является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете ОО и утверждается (либо вводится в действие)
приказом руководителя ОО.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1 настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6

Приложение 1
к Положению об оказании логопедической помощи
Документация Муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с. Кикино Каменского района
при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Расписание занятий учителей-логопедов
3. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь (приложение 2).
4. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
5. Отчетная документация по результатам логопедической работы

7

Приложение 2
к Положению об оказании логопедической помощи
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия)
1. Фамилия, имя, возраст
2. Класс
3. Домашний адрес, телефон
4. Дата зачисления на логопедические занятия
5. Успеваемость по русскому (родному) языку и чтению (к моменту обследования)
6. Жалобы учителя или родителя (законных представителей)
7. Заключение психиатра (в случае необходимости)
8. Состояние слуха (в случае необходимости)
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)
11. Общая характеристика речи
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
13. Письмо
14. Чтение
15. Краткая характеристика ребенка по своим наблюдениям и наблюдениям учителя
16. Заключение учителя-логопеда
17. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося)

8

Приложение 3
к Положению об оказании логопедической помощи

Директору
____________________________________________________
(полное наименование образовательной организации)
____________________________________________________
(ФИО директора)
от родителя (законного представителя)
____________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося

Я, _______________________________________________________________,
ФИО
родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в
котором/ой обучается обучающийся, дата рождения) выражаю согласие на проведение
логопедической диагностики моего ребенка.

«____»_______________20____г.

______________/________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 4
9

к Положению об оказании логопедической помощи

Директору
____________________________________________________
(полное наименование образовательной организации)
____________________________________________________
(ФИО директора)
от родителя (законного представителя)
____________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ________________________________________________________________ ФИО родителя
(законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
__________________________
__________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в
котором/ой обучается обучающийся, дата рождения) прошу организовать для моего ребенка
логопедические занятия в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (указать населенный пункт) психолого-педагогического консилиума ОО
(нужное подчеркнуть).

«____»_______________20____г.

______________/________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 5
10

к Положению об оказании логопедической помощи
Педагогическая характеристика на обучающегося
______________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
1. Общие сведения:
1.1. Дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
1.2. Образовательная программа (полное наименование);
1.3. Особенности организации образования: – в группе/классе;
–группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, и др.);
– класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
– на дому;
– в медицинской организации;
– в форме семейного образования;
– сетевая форма реализации образовательных программ.
1.4. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость обучающегося (в
образовательной организации):
- переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию
(указать причины),
- перевод в состав другого класса,
- смена учителя начальных классов (однократная, повторная),
- межличностные конфликты в среде сверстников;
- конфликт семьи с образовательной организацией,
- обучение на основе индивидуального учебного плана,
- обучение на дому,
- повторное обучение,
- наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий,
- иное (указать)
1.5. Состав семьи (перечислить, с кем проживает обучающийся - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
1.6. Трудности, переживаемые в семье.
2. Информация об условиях и результатах образования обучающегося в ОО:
2.1. Динамика освоения программного материала:
– учебно-методический комплект, по которому обучается обучающийся (авторы или название);
– соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося
по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в
соответствии с годом обучения));
- динамика (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2.2. Особенности, влияющие на результативность обучения:
- мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
- сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается,
дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое),
11

- качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, другое),
- эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и
пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется),
- истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
2.3. Отношение семьи к трудностям обучающегося, наличие других родственников или
близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями
(законными представителями)) занятий с обучающимся (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, репетиторство).
2.4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать: занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов указать, когда начались/закончились занятия).
2.5. Характеристики взросления (для подростков, а также обучающихся с девиантным
поведением):
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и
т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по
его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на
словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан,
либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.

3. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к учителю-логопеду
_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
12

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________
Приложения к характеристике:
(табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ, иное (указать)

«____»_______________20____г.

______________/________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 6
к Положению об оказании логопедической помощи
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий

13

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с обучающимися, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов
и родителей (законных представителей) обучающихся; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской
мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей обучающихся. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное
раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с обучающимися, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов
и родителей (законных представителей) обучающихся; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и
дидактическим материалами. При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное
раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

14


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».